Становление и развитие неформального образования за рубежом

№30-1,

педагогические науки

Материал содержит обзор результатов анализа зарубежного опыта развития вариативных форм неформального образования детей и подростков

Похожие материалы

Современная эпоха – это век информатизации, век безусловного прогресса, век трансформации приемов восприятия и способов постижения мира. Внимание государств к имеющимся системам образования продиктовано необходимостью модернизации и достижения максимально возможной эффективности. Традиционная модель, имеющая установку получить «образование на всю жизнь», признается мало результативной в силу несоответствия социальной динамике и предъявляемым требованиям к личности в части мобильности, освоения необходимых навыков, актуальных направлений деятельности. На сегодняшний день в качестве одного из главных компонентов модели социального развития выступает модель непрерывного образования с установкой «образование через всю жизнь».

С дискурсом о непрерывном образовании неразрывно связано неформальное образование. Его становление и развитие в истории зарубежной педагогики и образования прослеживается с XIX века, когда обозначились первые признаки различения реального и формального образования. В условиях формального образования шла подготовка элитарных слоев общества и его содержание основывалось на трансляции основ наук, языков, истории, классического искусства. Реальное образование обеспечивало представителей среднего класса актуальными и необходимыми знаниями.

Явного противопоставления неформального и формального образования не происходило. Как отмечают В.В. Мацкевич, С.А. Мацкевич и Т. Воложадская, неформальное образование, как образование общественное и/или частное противопоставлено формализованному, государственному, бюрократическому [1]. Формализация была характерна для средневековой школы («схоластика»). В истории Европы XVII-XVIII веков при активном вмешательстве государства наметились тенденции бюрократизации образования. Эти процессы происходили на всей территории Европы (и лишь минимально в Англии). Таким образом развитие неформального образования на европейском континенте изначально явилось альтернативой формализованному, идентифицировалось как инновация и воспринималось с настороженностью.

В США при невмешательстве государства в сферу образования (вплоть до 60-х г.г ХХ века) противопоставление неформального образования формальному не происходит. Наблюдаются даже перспективы смешения, сближения и взаимовлияния различных типов образования: государственного, частного, конфессионального и др. Однако в 1967 году в ходе работы международной конференции в Вильямсбурге неформальное образование стало частью международного дискурса о политике в области образования. Были сформулированы идеи, на основании которых сделан вывод ситуации «мирового образовательного кризиса». Высказывалась обеспокоенность неподходящими учебными программами; указывалось на то, что образовательный и экономический рост не всегда и не на каждом совпадают, а многие страны испытывают политические или экономические затруднения в области финансирования формального образования. Прозвучал вывод в том, что формальные системы образования слишком медленно адаптируются к возникающим социально-экономическим изменениям, прогресс в развитии затрудняет не только их собственный консерватизм, но и инерция самих обществ [2].

Данные идеи послужили отправной точкой для выделения следующих категорий: формального, информального и неформального образования. В работах P. Coombs и M. Ahmed [3, 4] под формальным образованием («formal education») понимается иерархически структурированная, хронологически выстроенная «система образования», которая работает с начальной школы через университет, включающая общее академическое образование, различные специализированные программ и учреждения технического и профессионального образования в условиях очной формы обучения. Под информальным образованием («informal education») авторы подразумевают процесс всей жизни человека, в котором он приобретает опыт отношений, формирует иерархию ценностей, приобретает навыки и знания из повседневного опыта и получает воспитательные влияния из ресурсов в своей среде – от семьи и соседей, от работы и игры, от рынка, библиотеки и средств массовой информации. Неформальное образование («non-formal education») с точки зрения P. Coombs и M. Ahmed – это любая организованная образовательная деятельность за пределами установленной формальной системы, призванная служить клиентам обучения и цели обучения.

Указанные авторами различия носили, в основном, административный характер. P. Fordham подчеркнул, что формальное образование было связано со школами и учебными заведениями; неформальное с общественными группами и другими организациями; и информальное охватывало то, что осталось, например, взаимодействие с друзьями, семьей и коллегами по работе [5].

Обращает на себя внимание многочисленность и разнообразие инициатив, относящихся к неформальному образованию. Прежде всего данное различие проявляется в понимании, интерпретации и особенностях реализации программ в развитых и развивающихся странах. Разнообразие программ основывается также и на содержательном аспекте: дошкольное образование для детей младшего возраста, «догоняющие» программы для школьников, оставивших обучение, решение проблем неграмотности и получения базового образования для взрослых и молодежи, политическое образование, различные виды учебной работы, связанные с инициативой в области развития, включая сельскохозяйственные знания и учебные программы медицинского характера.

Анализ образовательных программ по таким параметрам как цели, принципы управления, содержание, ресурсы и сроки реализации позволил Т. Simkins [6] создать Идеальную модель формального и неформального образования. Специфика формального образования заключается в долговременности его целей, наличии документа о получении данного образования, осуществлении внешнего контроля качества образования, ресурсозатратности, стандартизации, структурированности, академичности его содержания. Неформальное образование с позиции указанных характеризует безусловная демократичность: кратковременность целей, отсутствие сертификата после прохождения обучения, осуществление управления обучающимися, ресурсосберегающие принципы, индивидуализация, практикоориентированность содержания.

Одним из самых сложных вопросов, освещаемых в зарубежных источниках ХХ века по проблемам неформального образования, выступает идея «снизу вверх». Р.Е. Fordham акцентирует необходимость того, чтобы предоставляемое образование опиралось на интерес учащихся, причем организацию обучения и планирование учебного плана также желательно осуществлять самим учащимися. По мысли Р.Е. Fordham, это должно расширить возможности учащихся в осознании социальной структуры и, при необходимости, дать возможность ее изменения [5].

T. Jeffs и M. K. Smith развивают вышестоящую проблематику и обращают внимание на существующие противоречия учебных программ формального и неформального образования. Всего образовательные программы, инициируемые государством, относятся к категории формального образования и организуются по принципу «сверху вниз». В то время как неформальное образование направлено на реализацию интересов обучаемых, планируется ими, т.е. осуществляется с позиции «снизу вверх» [7].

Сегодня активное продвижение идей неформального образования осуществляется такими глобальными организациями, как ЮНЕСКО и ООН. Начиная с 2005 года ЮНЕСКО особое внимание обращает на роль и ресурсы неформального образования в работе с детьми и молодежью из малообеспеченных и социально уязвимых семей и слоев населения [8].

В 2011 году в Париже в ходе 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята резолюция, в которой были пересмотрены международные стандарты образования. На основании этого документа неформальным признается образование, которое «институционализировано, целенаправлено и спланировано лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг» [9]. На современном этапе сущностной характеристикой неформального образования позиционируется его дополнительность или альтернативность формальному образованию. К формам организации неформального образования могут относиться краткосрочные курсы, семинары, тренинги, мастер-классы и т.п.

По мнению В.В. Мацкевич, С.А. Мацкевич и Т. Воложадской, в том, что «противостояние и противопоставление неформального образования формализованному государственному смягчается, между ними устанавливаются отношения взаимодополнения» [1, с. 9]. Неформальное образование, осуществляемое на основе частной или общественной инициативы, представляет из себя экспериментальное поле для внедрения новейших технологий. Эффективность апробированных программ в условиях неформального образования, становится критерием для государственной системы образования, которая охотно перенимает эти технологии.

Т.В. Мухлаева, ссылаясь на данные Европейской ассоциации образования взрослых, подчеркивает особенности современной трактовки неформального образования. С позиций этого определения звучание термина приобретает новую окраску. Под «неформальным образованием» подразумевается «специально организованная деятельность по способствованию процессу, в рамках которого люди могут сознательно развиваться как личности, самостоятельно опираться на свои собственные возможности в социальных отношениях и деятельности с помощью повышения уровня знаний и понимания; соотнесения собственных мнений и чувств с мнениями и чувствами других людей; развития умений и способов их выражения» [11, 12].

Такое понимание термина, уточняет Т.В. Мухлаева, конкретизирует, что неформальное образование включает любое обучение, направленное достижение свободно выбранной цели, которая учитывает социальный аспект: «неформальное обучение покрывает практически все действия, не направленные на получение диплома или признанного свидетельства об окончании, происходящие за рамками институционализированного, запланированного школьным или профессиональным обучением контекста» [11].

В условиях неформального образования предполагается развитие не только профессиональных компетенций обучающихся. Одно из центральных мест занимает активная гражданская позиция и социальное включение индивидов. Поэтому формирование компетенций, необходимых для коммуникации и сотрудничества, столь же приоритетно, как и развитие профессиональных навыков. В этой связи Т.В. Мухлаева обращает внимание на критерии признания неформального образования. С одной стороны, отмечает исследователь, учитываются «приобретенные в рамках образования ключевые компетенции; эта форма признания в основном относится к профессиональной компетенции, выливающейся в квалификацию» [11]. Не в меньшей степени значимо «социальное признание (одна из форм валидации неформального обучения), направленное на определение статуса и самооценку индивидов, принимающих активное участие в добровольной деятельности» [11].

Совет Европы, являясь организацией, которая действует в сфере стандартов права, прав человека, культурного взаимодействия и демократического развития стран-членов Совета, всегда оказывал содействие неформальному обучению. К мероприятиям, направленным на продвижение идей неформального образования и его валидацию относятся Симпозиум по неформальному обучению (Страсбург, 2000 г.) и конференция Совета Европы и Ресурсного центра SALTO «Мосты для признания» (Лойвен, 2005 г.). В ходе данных мероприятий выделены основные признаки неформального образования:

  • добровольность;
  • доступность;
  • ориентация на педагогические цели;
  • взаимодополнение (дополняет составные части непрерывного обучения, в том числе формальное обучение;
  • приоритет активной деятельности, социальных компетентностей;
  • опора на опыт;
  • стремление к удовлетворению запросов обучающихся [13, 14].

Важной действующей мерой Совета Европы также является Рекомендация (2003 г.) о содействии и признании неформального обучения молодежи, инициирующая создание Европейского портфолио для работающих молодежных лидеров и молодежных работников. В 2007 году портфолио для молодежных лидеров и молодежных работников был разработан.

Ведущие страны мира на уровне государственной власти признают, что основой для общественного и экономического развития, прогрессирования науки и техники, культивирования личностных ресурсов необходимы знания. В связи с этим произошла трансформация парадигмы образовательной системы: устаревшее положение «обучение на всю жизнь» утратило свою значимость, ему на смену пришел лозунг «обучение через всю жизнь». К основным положениям непрерывного образования, которые нашли свое выражение в формулировках Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию, относятся: «научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить» [9]. Непрерывное образование являет собой совокупность образовательной системы и в максимальной мере отражает потенциальные возможности неформального образования. В наиболее развитых странах, по данным ЮНЕСКО, в системе неформального образования занято 30-40% населения в возрасте 25-64 года; соответствующая часть населения Европы составляет 17%; в России этот показатель составляет лишь 8% [10].

Во многих странах мира на протяжении нескольких десятков лет проблема неформального образования и его признания осмысливается в научном дискурсе.

Во Франции особо ценятся формальные квалификации, но также существует давняя традиция валидации (признания) результатов неформального образования [15]. Свыше двадцати лет в стране осуществлялось ее становление и развитие. А с принятием в 2002 г. Закона «О социальной модернизации» и введением в обиход французского законодательства понятия «валидация знаний, приобретенных посредством опыта» («Validation des Aquis de l’Expérience» (VAE), был подведен итог в создании нормативно-правовой базы неформального и информального образования. В данный момент государственные органы, муниципалитеты и образовательные организации обеспечивают ее реализацию. Результаты неформального и информального образования учитываются с помощью суммативных и формативных подходов.

Закон 2002 г. о VAE придает значение выдаче сертификатов (суммативная валидация). Человек, имеющий опыт работы не менее пяти лет обладает правом доступа к валидации знаний, полученных в ходе неформального образования или посредством опыта.

Независимая оценка компетентности (формативный подход) позволяет: «оценить профессиональный и личный опыт; выявить и оценить знания и навыки, полученные на рабочем месте, в процессе обучения и жизни в обществе; определить потенциал индивидума; соединить и структурировать элементы, чтобы сформировать личный или профессиональный проект; помочь индивидуумам управлять своими личными ресурсами и использовать их; расставить профессиональные приоритеты; сделать возможным максимальное использование личных качеств при выборе карьеры и ее смене» [14, с. 41].

По результатам анализа консультант аккредитованного центра выдает документ и рекомендует кандидату последующие действия по достижению целей.

Недостатком развития и валидации неформального образования во Франции является непродуманность методологии валидации. Эксперты зачастую испытывают затруднения в попытках формализовать опыт кандидатов [16].

Финляндия является одной из стран, обладающих мощной системой неформального образования и богатой его историей. Понятие «неформальное образование» в финской традиции подразумевает спектр возможностей общего образования, которые предоставляют образовательные учреждения. Отличительной чертой неформального образования в Финляндии является наличие разнообразных образовательных программ, применение личностно ориентированного обучения и добровольное участие.

В Финляндии существует система валидации неформального и информального образования, которая поддерживается государством. Процесс подтверждения квалификации совершенствуется и стандартизируется.

Миссия неформального образования в Финляндии заключается в воспитании активной гражданственности и предотвращении социальной маргинальности.

Перед системой образования современной Германии ставятся новые задачи: межпрофессиональная мобильность и непрерывное обучение. В этой связи особую актуальность приобретают такие формы образования, как неформальное и спонтанное (информальное) [17, с. 11]. Реализация новой образовательной политики осуществляется в условиях двух исследовательских проектов: Weiterbildungspass (Паспорт непрерывного образования) и Lernkultur Kompetenzentwicklung (Развитие компетенций как культуры обучения).

В рамках первого проекта (Weiterbildungspass) осуществлялось исследование применения паспорта непрерывного образования [18]. Проанализирована 51 pass-инициатива в школах, профессиональном образовании, волонтерской деятельности. По итогам реализации данного исследовательского проекта была разработана модель национального паспорта. Функционал модели заключался в подтверждении и оценке компетентностей, приобретенных в условиях неформального образования, определении жизненных, профессиональных целей обладателя паспорта и побуждении его к реализации поставленных задач.

Проект Lernkultur Kompetenzentwicklung направлен на разработку и апробацию эффективных образовательных программ, повышение профессиональной компетентности обучающихся, изучению возможностей более результативного осуществления неформального обучения.

В Германии существует также Nachweismappe Ehrenamt (Портфолио волонтера). Компетенции, содержащиеся в нем, предусматривают мотивацию, навыки работы в команде, способность действовать независимо. Подтверждение компетенций осуществляет Немецким институт молодежи с применением паспорта Kompetenzbilanz, имеющего многоуровневую систему оценивания [17, с. 74].

Повышенное внимание неформальному образованию уделяется и в Нидерландах. Одним из направлений его внедрения является сфера образования. Одобренный в 2004 году парламентом страны Закон «О профессиях в сфере образования» обязал педагогов повышать квалификацию. Валидация квалификаций, приобретенных посредством неформального образования, осуществляется в ходе процедуры оценки EVC (Erkenning Verworven Competenties). Прохождение теста на профессиональную пригодность позволяет определить у кандидатов, имеющих минимальный уровень университетского образования, наличие необходимых компетентностей для начала осуществления педагогической деятельности. Параллельно кандидаты принимаются на курс обучения, по окончании которого предполагается приобретение квалификации преподавателя [14, с. 51].

В Великобритании разработка нормативной базы по признанию результатов неформального образования была предпринята сравнительно давно, тем самым своевременно были предприняты меры по преодолению дезинтеграции профессионального образования [18, с. 4]. Введение национальных профессиональных квалификаций (NVQs) в 1989 году обеспечило наличие модульной системы, которая представляет альтернативу школьному образованию и основывается на практическом обучении» [19, с. 78].

Официальное признание неформального образования в Великобритании Департаментом бизнеса, инноваций и квалификаций состоялось в 2009 году [20]. В этом же году состоялся Фестиваль революционного обучения, который поддерживался библиотеками, предлагающими много интересных форм неформального обучения.

Обобщая сказанное, следует сделать ряд выводов:

  1. В истории становления и развития неформального образования в зарубежной педагогике целесообразно условно выделить следующие периоды: период «различения» реального и формального образования (XIX век), период «противопоставления» формального и неформального образования (ХХ век), период «взаимодополнения» формального, неформального и информального образования (XXI век).

  2. В ХХ веке в США был впервые поднят вопрос о необходимости дифференциации трех типов образования: формального, неформального и информального; осуществлялась разработка понятийно-методологического аппарата этих типов образования.

  3. В попытках обоснования необходимости разделения и конкретизации специфических особенностей тех или иных видов образования выделяется ряд исследовательских подходов:

  • определение специфики структуры и содержания (P. Coombs и M. Ahmed): под формальным образованием («formal education») понимается иерархически структурированная, хронологически выстроенная «система образования», которая работает с начальной школы через университет, включающая общее академическое образование, различные специализированные программ и учреждения технического и профессионального образования в условиях очной формы обучения. Информальное образование («informal education») – процесс всей жизни человека, в котором он приобретает опыт отношений, формирует иерархию ценностей, приобретает навыки и знания из повседневного опыта и получает воспитательные влияния из ресурсов в своей среде – от семьи и соседей, от работы и игры, от рынка, библиотеки и средства массовой информации. Неформальное образование («non-formal education») (P. Coombs и M. Ahmed) – это любая организованная образовательная деятельность за пределами установленной формальной системы, призванная служить клиентам обучения и цели обучения [3, 4];
  • особенности реализации типов образования в условиях взаимосвязи с институтами общества (P. Fordham): формальное образование связано со школами и учебными заведениями; неформальное с общественными группами и другими организациями; и информальное охватывает то, что осталось, например, взаимодействие с друзьями, семьей и коллегами по работе [5];
  • создание идеальной модели формального и неформального образования (Т. Simkins) на основе анализа таких параметров как цели, принципы управления, содержание, ресурсы и сроки реализации: специфика формального образования заключается в долговременности его целей, наличии документа о получении данного образования, осуществлении внешнего контроля качества образования, ресурсозатратности, стандартизации, структурированности, академичности его содержания; неформальное образование характеризует кратковременность целей, отсутствие сертификата после прохождения обучения, осуществление управления обучающимися, ресурсосберегающие принципы, индивидуализация, практикоориентированность содержания [6];
  • Р.Е. Fordham [5], T. Jeffs и M. K. Smith [7] осуществляют дифференциацию различных типов образования на основе системообразующих принципов «сверху вниз» и «снизу вверх»: все образовательные программы, инициируемые государством, относятся к категории формального образования и организуются по принципу «сверху вниз», как неформальное образование направлено на реализацию интересов обучаемых, планируется ими, т.е. осуществляется с позиции «снизу вверх».
  1. В XXI веке активное продвижение идей неформального образования осуществляется ЮНЕСКО и ООН. Противопоставление формального и неформального образования признано непродуктивным, целесообразными признаются действия, основанные на взаимодополнении разных видов образования.

  2. В современных условиях неформальное образование характеризуется рядом признаков (добровольность; доступность; ориентация на педагогические цели; взаимодополнение; приоритет активной деятельности, социальных компетентностей; опора на опыт; стремление к удовлетворению запросов [13, 14]) и в основном направлено на решение проблем профессиональной компетентности обучающихся, их социальной включенности и формирование гражданской позиции.

  3. Опыт реализации неформального образования за рубежом преимущественно связан с решением проблем молодежи, весомая часть непрерывного образования ориентирована на взрослых людей в контексте личностного, социального развития, карьерного роста и т.д. Центральной проблемой неформального образования взрослых выступает вопрос его валидации.

Список литературы

  1. Мацкевич, В.В., Мацкевич С.А., Т. Воложадская Т. Стандарты и стандартизация в неформальном образовании: подходы и определения URL: http://adukatar.net/storage/users/2/2/images/499/standartyGA.pdf (дата обращения: 27.10.2014).
  2. Non-formal education : Encyclopaedia of non-formal education. URL: http://www.infed.org/biblio/b-nonfor.htm (дата обращения: 27.10.2014).
  3. Coombs, P. H. with Prosser, C. and Ahmed, M. New Paths to Learning for Rural Children and Youth, New York: International Council for Educational Development.,1973.
  4. Coombs, P. and Ahmed, M. Attacking Rural Poverty. How non-formal education can help, Baltimore: John Hopkins Press., 1974.
  5. Fordham, P. E. 'Informal, non-formal and formal education programmes' in YMCA George Williams College ICE301 Lifelong Learning Unit 2, London: YMCA George Williams College, 1993.
  6. Simkins, T., Non-Formal Education and Development. Some critical issues, Manchester: Department of Adult and Higher Education, University of Manchester. 1977, 77 + iv pages.
  7. Jeffs, T., and Smith, M. K. (eds.) Using Informal Education. An alternative to casework, teaching and control?, Milton Keynes: Open University Press, 1999.
  8. Неформальное образование. URL: http://www.unesco.org/bpi/pdf/memobpi55_NFE_ru.pdf (дата обращения 28.10.2014)
  9. Чекалева, Н.В., Ройтблат, О.В., Суртаева, Н.Н. Отношение к процессу интеграции формального, неформального и информального образования взрослых. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1755.htm (дата обращения: 28.10.2014).
  10. Макареня, А.А. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации г. Санкт-Петербурга / Макареня, А.А., Ройтблат, О.В., Суртаева, Н.Н. // Человек и образование.-2011.- № 4, С. 59-63.
  11. Мухлаева, Т.В. Международный опыт неформального образования / Т.В. Мухлаева // Человек и образование. – 2010. - № 4. С. 158 – 162.
  12. Non-formal Education. In: Glossary of Adult Learning in Europe, ed. by Paolo Federighi. Hamburg: UNESCO Institute for Education, 1999, p.23. URL: http://www.eaea.org/en/home.html (28.10.2014).
  13. Bowyer, J. Bridges for Recognition. URL: http://www.SALTO-Youth.net/BridgesForRecognition. www.coe.int/youth/ J. Bowyer, Bridges for Recognition, SALTO-Youth/CdE, 2005. Symposium sur l’éducation non formelle, Strasbourg, CdE, Sympo, Edu (2000) rap.
  14. Европейский опыт признания профессиональных квалификаций, полученных в результате неформального и спонтанного обучения / авт.-сост. : О. В. Дехтяренко [и др.] ; под ред. Э. М. Калицкого ; пер. с англ. И. В. Павлючик, Е. С. Хар¬ченко. – Минск : РИПО, 2011. – 140 с. – С. 9.
  15. Bjоrnаvold, J. Making learning visible. Identification, assessment, and recognition of non-formal learning in Europe / J. Bjоrnаvold. Thessaloniki : Cedefop, 2000.
  16. Validation of Formal, Non-Formal and Informal Learning : policy and practices in EU Member States / D. Colardyn, J. Bjоrnаvold // European Journal of Education. Vol. 39, № 1. 2004.
  17. Weiterbildungspass mit Zertifizierung informellen Lernens. Machbarkeitsstudie im Rahmen des BLK-Verbundprojektes / BMBF. Frankfurt am Main, 2004.
  18. Bretschneider, М., Preißer R. Sichtbarmachung und Anerkennung von informellem Lernen im Rahmen der individuellen Erstellung von Weiterbildungspässen. URL: http://www.die-bonn.de/esprid/dokumente/doc-2003/bretschneider03_02.pdf (дата обращения: 29.10.2014)
  19. Dohmen, G. Das informelle Lernen. informelle Lernen. Die internationale Erschließung einer bisher vernachlässigten Grundform menschlichen Lernens für das lebenslange Lernen aller. Bonn, 2001.
  20. The Learning Revolution. Department for Innovation, Universities and Skills. 2009. URL: http://dera.ioe.ac.uk/8762/1/7555.pdf (дата обращения 29.10.2014).