Современная эпоха – это век информатизации, век безусловного прогресса, век трансформации приемов восприятия и способов постижения мира. Внимание государств к имеющимся системам образования продиктовано необходимостью модернизации и достижения максимально возможной эффективности. Традиционная модель, имеющая установку получить «образование на всю жизнь», признается мало результативной в силу несоответствия социальной динамике и предъявляемым требованиям к личности в части мобильности, освоения необходимых навыков, актуальных направлений деятельности. На сегодняшний день в качестве одного из главных компонентов модели социального развития выступает модель непрерывного образования с установкой «образование через всю жизнь».
С дискурсом о непрерывном образовании неразрывно связано неформальное образование. Его становление и развитие в истории зарубежной педагогики и образования прослеживается с XIX века, когда обозначились первые признаки различения реального и формального образования. В условиях формального образования шла подготовка элитарных слоев общества и его содержание основывалось на трансляции основ наук, языков, истории, классического искусства. Реальное образование обеспечивало представителей среднего класса актуальными и необходимыми знаниями.
Явного противопоставления неформального и формального образования не происходило. Как отмечают В.В. Мацкевич, С.А. Мацкевич и Т. Воложадская, неформальное образование, как образование общественное и/или частное противопоставлено формализованному, государственному, бюрократическому [1]. Формализация была характерна для средневековой школы («схоластика»). В истории Европы XVII-XVIII веков при активном вмешательстве государства наметились тенденции бюрократизации образования. Эти процессы происходили на всей территории Европы (и лишь минимально в Англии). Таким образом развитие неформального образования на европейском континенте изначально явилось альтернативой формализованному, идентифицировалось как инновация и воспринималось с настороженностью.
В США при невмешательстве государства в сферу образования (вплоть до 60-х г.г ХХ века) противопоставление неформального образования формальному не происходит. Наблюдаются даже перспективы смешения, сближения и взаимовлияния различных типов образования: государственного, частного, конфессионального и др. Однако в 1967 году в ходе работы международной конференции в Вильямсбурге неформальное образование стало частью международного дискурса о политике в области образования. Были сформулированы идеи, на основании которых сделан вывод ситуации «мирового образовательного кризиса». Высказывалась обеспокоенность неподходящими учебными программами; указывалось на то, что образовательный и экономический рост не всегда и не на каждом совпадают, а многие страны испытывают политические или экономические затруднения в области финансирования формального образования. Прозвучал вывод в том, что формальные системы образования слишком медленно адаптируются к возникающим социально-экономическим изменениям, прогресс в развитии затрудняет не только их собственный консерватизм, но и инерция самих обществ [2].
Данные идеи послужили отправной точкой для выделения следующих категорий: формального, информального и неформального образования. В работах P. Coombs и M. Ahmed [3, 4] под формальным образованием («formal education») понимается иерархически структурированная, хронологически выстроенная «система образования», которая работает с начальной школы через университет, включающая общее академическое образование, различные специализированные программ и учреждения технического и профессионального образования в условиях очной формы обучения. Под информальным образованием («informal education») авторы подразумевают процесс всей жизни человека, в котором он приобретает опыт отношений, формирует иерархию ценностей, приобретает навыки и знания из повседневного опыта и получает воспитательные влияния из ресурсов в своей среде – от семьи и соседей, от работы и игры, от рынка, библиотеки и средств массовой информации. Неформальное образование («non-formal education») с точки зрения P. Coombs и M. Ahmed – это любая организованная образовательная деятельность за пределами установленной формальной системы, призванная служить клиентам обучения и цели обучения.
Указанные авторами различия носили, в основном, административный характер. P. Fordham подчеркнул, что формальное образование было связано со школами и учебными заведениями; неформальное с общественными группами и другими организациями; и информальное охватывало то, что осталось, например, взаимодействие с друзьями, семьей и коллегами по работе [5].
Обращает на себя внимание многочисленность и разнообразие инициатив, относящихся к неформальному образованию. Прежде всего данное различие проявляется в понимании, интерпретации и особенностях реализации программ в развитых и развивающихся странах. Разнообразие программ основывается также и на содержательном аспекте: дошкольное образование для детей младшего возраста, «догоняющие» программы для школьников, оставивших обучение, решение проблем неграмотности и получения базового образования для взрослых и молодежи, политическое образование, различные виды учебной работы, связанные с инициативой в области развития, включая сельскохозяйственные знания и учебные программы медицинского характера.
Анализ образовательных программ по таким параметрам как цели, принципы управления, содержание, ресурсы и сроки реализации позволил Т. Simkins [6] создать Идеальную модель формального и неформального образования. Специфика формального образования заключается в долговременности его целей, наличии документа о получении данного образования, осуществлении внешнего контроля качества образования, ресурсозатратности, стандартизации, структурированности, академичности его содержания. Неформальное образование с позиции указанных характеризует безусловная демократичность: кратковременность целей, отсутствие сертификата после прохождения обучения, осуществление управления обучающимися, ресурсосберегающие принципы, индивидуализация, практикоориентированность содержания.
Одним из самых сложных вопросов, освещаемых в зарубежных источниках ХХ века по проблемам неформального образования, выступает идея «снизу вверх». Р.Е. Fordham акцентирует необходимость того, чтобы предоставляемое образование опиралось на интерес учащихся, причем организацию обучения и планирование учебного плана также желательно осуществлять самим учащимися. По мысли Р.Е. Fordham, это должно расширить возможности учащихся в осознании социальной структуры и, при необходимости, дать возможность ее изменения [5].
T. Jeffs и M. K. Smith развивают вышестоящую проблематику и обращают внимание на существующие противоречия учебных программ формального и неформального образования. Всего образовательные программы, инициируемые государством, относятся к категории формального образования и организуются по принципу «сверху вниз». В то время как неформальное образование направлено на реализацию интересов обучаемых, планируется ими, т.е. осуществляется с позиции «снизу вверх» [7].
Сегодня активное продвижение идей неформального образования осуществляется такими глобальными организациями, как ЮНЕСКО и ООН. Начиная с 2005 года ЮНЕСКО особое внимание обращает на роль и ресурсы неформального образования в работе с детьми и молодежью из малообеспеченных и социально уязвимых семей и слоев населения [8].
В 2011 году в Париже в ходе 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята резолюция, в которой были пересмотрены международные стандарты образования. На основании этого документа неформальным признается образование, которое «институционализировано, целенаправлено и спланировано лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг» [9]. На современном этапе сущностной характеристикой неформального образования позиционируется его дополнительность или альтернативность формальному образованию. К формам организации неформального образования могут относиться краткосрочные курсы, семинары, тренинги, мастер-классы и т.п.
По мнению В.В. Мацкевич, С.А. Мацкевич и Т. Воложадской, в том, что «противостояние и противопоставление неформального образования формализованному государственному смягчается, между ними устанавливаются отношения взаимодополнения» [1, с. 9]. Неформальное образование, осуществляемое на основе частной или общественной инициативы, представляет из себя экспериментальное поле для внедрения новейших технологий. Эффективность апробированных программ в условиях неформального образования, становится критерием для государственной системы образования, которая охотно перенимает эти технологии.
Т.В. Мухлаева, ссылаясь на данные Европейской ассоциации образования взрослых, подчеркивает особенности современной трактовки неформального образования. С позиций этого определения звучание термина приобретает новую окраску. Под «неформальным образованием» подразумевается «специально организованная деятельность по способствованию процессу, в рамках которого люди могут сознательно развиваться как личности, самостоятельно опираться на свои собственные возможности в социальных отношениях и деятельности с помощью повышения уровня знаний и понимания; соотнесения собственных мнений и чувств с мнениями и чувствами других людей; развития умений и способов их выражения» [11, 12].
Такое понимание термина, уточняет Т.В. Мухлаева, конкретизирует, что неформальное образование включает любое обучение, направленное достижение свободно выбранной цели, которая учитывает социальный аспект: «неформальное обучение покрывает практически все действия, не направленные на получение диплома или признанного свидетельства об окончании, происходящие за рамками институционализированного, запланированного школьным или профессиональным обучением контекста» [11].
В условиях неформального образования предполагается развитие не только профессиональных компетенций обучающихся. Одно из центральных мест занимает активная гражданская позиция и социальное включение индивидов. Поэтому формирование компетенций, необходимых для коммуникации и сотрудничества, столь же приоритетно, как и развитие профессиональных навыков. В этой связи Т.В. Мухлаева обращает внимание на критерии признания неформального образования. С одной стороны, отмечает исследователь, учитываются «приобретенные в рамках образования ключевые компетенции; эта форма признания в основном относится к профессиональной компетенции, выливающейся в квалификацию» [11]. Не в меньшей степени значимо «социальное признание (одна из форм валидации неформального обучения), направленное на определение статуса и самооценку индивидов, принимающих активное участие в добровольной деятельности» [11].
Совет Европы, являясь организацией, которая действует в сфере стандартов права, прав человека, культурного взаимодействия и демократического развития стран-членов Совета, всегда оказывал содействие неформальному обучению. К мероприятиям, направленным на продвижение идей неформального образования и его валидацию относятся Симпозиум по неформальному обучению (Страсбург, 2000 г.) и конференция Совета Европы и Ресурсного центра SALTO «Мосты для признания» (Лойвен, 2005 г.). В ходе данных мероприятий выделены основные признаки неформального образования:
- добровольность;
- доступность;
- ориентация на педагогические цели;
- взаимодополнение (дополняет составные части непрерывного обучения, в том числе формальное обучение;
- приоритет активной деятельности, социальных компетентностей;
- опора на опыт;
- стремление к удовлетворению запросов обучающихся [13, 14].
Важной действующей мерой Совета Европы также является Рекомендация (2003 г.) о содействии и признании неформального обучения молодежи, инициирующая создание Европейского портфолио для работающих молодежных лидеров и молодежных работников. В 2007 году портфолио для молодежных лидеров и молодежных работников был разработан.
Ведущие страны мира на уровне государственной власти признают, что основой для общественного и экономического развития, прогрессирования науки и техники, культивирования личностных ресурсов необходимы знания. В связи с этим произошла трансформация парадигмы образовательной системы: устаревшее положение «обучение на всю жизнь» утратило свою значимость, ему на смену пришел лозунг «обучение через всю жизнь». К основным положениям непрерывного образования, которые нашли свое выражение в формулировках Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию, относятся: «научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить» [9]. Непрерывное образование являет собой совокупность образовательной системы и в максимальной мере отражает потенциальные возможности неформального образования. В наиболее развитых странах, по данным ЮНЕСКО, в системе неформального образования занято 30-40% населения в возрасте 25-64 года; соответствующая часть населения Европы составляет 17%; в России этот показатель составляет лишь 8% [10].
Во многих странах мира на протяжении нескольких десятков лет проблема неформального образования и его признания осмысливается в научном дискурсе.
Во Франции особо ценятся формальные квалификации, но также существует давняя традиция валидации (признания) результатов неформального образования [15]. Свыше двадцати лет в стране осуществлялось ее становление и развитие. А с принятием в 2002 г. Закона «О социальной модернизации» и введением в обиход французского законодательства понятия «валидация знаний, приобретенных посредством опыта» («Validation des Aquis de l’Expérience» (VAE), был подведен итог в создании нормативно-правовой базы неформального и информального образования. В данный момент государственные органы, муниципалитеты и образовательные организации обеспечивают ее реализацию. Результаты неформального и информального образования учитываются с помощью суммативных и формативных подходов.
Закон 2002 г. о VAE придает значение выдаче сертификатов (суммативная валидация). Человек, имеющий опыт работы не менее пяти лет обладает правом доступа к валидации знаний, полученных в ходе неформального образования или посредством опыта.
Независимая оценка компетентности (формативный подход) позволяет: «оценить профессиональный и личный опыт; выявить и оценить знания и навыки, полученные на рабочем месте, в процессе обучения и жизни в обществе; определить потенциал индивидума; соединить и структурировать элементы, чтобы сформировать личный или профессиональный проект; помочь индивидуумам управлять своими личными ресурсами и использовать их; расставить профессиональные приоритеты; сделать возможным максимальное использование личных качеств при выборе карьеры и ее смене» [14, с. 41].
По результатам анализа консультант аккредитованного центра выдает документ и рекомендует кандидату последующие действия по достижению целей.
Недостатком развития и валидации неформального образования во Франции является непродуманность методологии валидации. Эксперты зачастую испытывают затруднения в попытках формализовать опыт кандидатов [16].
Финляндия является одной из стран, обладающих мощной системой неформального образования и богатой его историей. Понятие «неформальное образование» в финской традиции подразумевает спектр возможностей общего образования, которые предоставляют образовательные учреждения. Отличительной чертой неформального образования в Финляндии является наличие разнообразных образовательных программ, применение личностно ориентированного обучения и добровольное участие.
В Финляндии существует система валидации неформального и информального образования, которая поддерживается государством. Процесс подтверждения квалификации совершенствуется и стандартизируется.
Миссия неформального образования в Финляндии заключается в воспитании активной гражданственности и предотвращении социальной маргинальности.
Перед системой образования современной Германии ставятся новые задачи: межпрофессиональная мобильность и непрерывное обучение. В этой связи особую актуальность приобретают такие формы образования, как неформальное и спонтанное (информальное) [17, с. 11]. Реализация новой образовательной политики осуществляется в условиях двух исследовательских проектов: Weiterbildungspass (Паспорт непрерывного образования) и Lernkultur Kompetenzentwicklung (Развитие компетенций как культуры обучения).
В рамках первого проекта (Weiterbildungspass) осуществлялось исследование применения паспорта непрерывного образования [18]. Проанализирована 51 pass-инициатива в школах, профессиональном образовании, волонтерской деятельности. По итогам реализации данного исследовательского проекта была разработана модель национального паспорта. Функционал модели заключался в подтверждении и оценке компетентностей, приобретенных в условиях неформального образования, определении жизненных, профессиональных целей обладателя паспорта и побуждении его к реализации поставленных задач.
Проект Lernkultur Kompetenzentwicklung направлен на разработку и апробацию эффективных образовательных программ, повышение профессиональной компетентности обучающихся, изучению возможностей более результативного осуществления неформального обучения.
В Германии существует также Nachweismappe Ehrenamt (Портфолио волонтера). Компетенции, содержащиеся в нем, предусматривают мотивацию, навыки работы в команде, способность действовать независимо. Подтверждение компетенций осуществляет Немецким институт молодежи с применением паспорта Kompetenzbilanz, имеющего многоуровневую систему оценивания [17, с. 74].
Повышенное внимание неформальному образованию уделяется и в Нидерландах. Одним из направлений его внедрения является сфера образования. Одобренный в 2004 году парламентом страны Закон «О профессиях в сфере образования» обязал педагогов повышать квалификацию. Валидация квалификаций, приобретенных посредством неформального образования, осуществляется в ходе процедуры оценки EVC (Erkenning Verworven Competenties). Прохождение теста на профессиональную пригодность позволяет определить у кандидатов, имеющих минимальный уровень университетского образования, наличие необходимых компетентностей для начала осуществления педагогической деятельности. Параллельно кандидаты принимаются на курс обучения, по окончании которого предполагается приобретение квалификации преподавателя [14, с. 51].
В Великобритании разработка нормативной базы по признанию результатов неформального образования была предпринята сравнительно давно, тем самым своевременно были предприняты меры по преодолению дезинтеграции профессионального образования [18, с. 4]. Введение национальных профессиональных квалификаций (NVQs) в 1989 году обеспечило наличие модульной системы, которая представляет альтернативу школьному образованию и основывается на практическом обучении» [19, с. 78].
Официальное признание неформального образования в Великобритании Департаментом бизнеса, инноваций и квалификаций состоялось в 2009 году [20]. В этом же году состоялся Фестиваль революционного обучения, который поддерживался библиотеками, предлагающими много интересных форм неформального обучения.
Обобщая сказанное, следует сделать ряд выводов:
В истории становления и развития неформального образования в зарубежной педагогике целесообразно условно выделить следующие периоды: период «различения» реального и формального образования (XIX век), период «противопоставления» формального и неформального образования (ХХ век), период «взаимодополнения» формального, неформального и информального образования (XXI век).
В ХХ веке в США был впервые поднят вопрос о необходимости дифференциации трех типов образования: формального, неформального и информального; осуществлялась разработка понятийно-методологического аппарата этих типов образования.
В попытках обоснования необходимости разделения и конкретизации специфических особенностей тех или иных видов образования выделяется ряд исследовательских подходов:
- определение специфики структуры и содержания (P. Coombs и M. Ahmed): под формальным образованием («formal education») понимается иерархически структурированная, хронологически выстроенная «система образования», которая работает с начальной школы через университет, включающая общее академическое образование, различные специализированные программ и учреждения технического и профессионального образования в условиях очной формы обучения. Информальное образование («informal education») – процесс всей жизни человека, в котором он приобретает опыт отношений, формирует иерархию ценностей, приобретает навыки и знания из повседневного опыта и получает воспитательные влияния из ресурсов в своей среде – от семьи и соседей, от работы и игры, от рынка, библиотеки и средства массовой информации. Неформальное образование («non-formal education») (P. Coombs и M. Ahmed) – это любая организованная образовательная деятельность за пределами установленной формальной системы, призванная служить клиентам обучения и цели обучения [3, 4];
- особенности реализации типов образования в условиях взаимосвязи с институтами общества (P. Fordham): формальное образование связано со школами и учебными заведениями; неформальное с общественными группами и другими организациями; и информальное охватывает то, что осталось, например, взаимодействие с друзьями, семьей и коллегами по работе [5];
- создание идеальной модели формального и неформального образования (Т. Simkins) на основе анализа таких параметров как цели, принципы управления, содержание, ресурсы и сроки реализации: специфика формального образования заключается в долговременности его целей, наличии документа о получении данного образования, осуществлении внешнего контроля качества образования, ресурсозатратности, стандартизации, структурированности, академичности его содержания; неформальное образование характеризует кратковременность целей, отсутствие сертификата после прохождения обучения, осуществление управления обучающимися, ресурсосберегающие принципы, индивидуализация, практикоориентированность содержания [6];
- Р.Е. Fordham [5], T. Jeffs и M. K. Smith [7] осуществляют дифференциацию различных типов образования на основе системообразующих принципов «сверху вниз» и «снизу вверх»: все образовательные программы, инициируемые государством, относятся к категории формального образования и организуются по принципу «сверху вниз», как неформальное образование направлено на реализацию интересов обучаемых, планируется ими, т.е. осуществляется с позиции «снизу вверх».
В XXI веке активное продвижение идей неформального образования осуществляется ЮНЕСКО и ООН. Противопоставление формального и неформального образования признано непродуктивным, целесообразными признаются действия, основанные на взаимодополнении разных видов образования.
В современных условиях неформальное образование характеризуется рядом признаков (добровольность; доступность; ориентация на педагогические цели; взаимодополнение; приоритет активной деятельности, социальных компетентностей; опора на опыт; стремление к удовлетворению запросов [13, 14]) и в основном направлено на решение проблем профессиональной компетентности обучающихся, их социальной включенности и формирование гражданской позиции.
Опыт реализации неформального образования за рубежом преимущественно связан с решением проблем молодежи, весомая часть непрерывного образования ориентирована на взрослых людей в контексте личностного, социального развития, карьерного роста и т.д. Центральной проблемой неформального образования взрослых выступает вопрос его валидации.