Состояние развития неформального образования детей и подростков на постсоветском пространстве

№30-1,

педагогические науки

Статья посвящена анализу результатов опыта развития неформального образования детей и подростков в странах ближнего зарубежья

Похожие материалы

Несомненно, что общественный прогресс связан с развитием образования, культивированием человеческого капитала. Именно поэтому Организация Объединенных Наций провозгласила XXI век «веком образования».

В условиях постсоветских демократических, социальных и экономических трансформаций для государств, получивших независимость, вопросы образования приобрели особую актуальность. Среди наиболее активно реализующих идеи неформального образования выступили страны Восточного партнерства (Беларусь, Украина, Молдова, Армения, Азербайджан, Грузия) и Эстония.

Одной из важнейших предпосылок развития неформального образования в Беларуси, как указывает в своем исследовании С. Лабода, является возникновение нового запроса на итог и результат образования [1, с. 38]. Приобретенная независимость инициировала реформирование национальной системы образования, которая призвана обеспечить людей актуальными знаниями и компетентностями для построения собственной жизни и участия в жизни государства [2, с. 137]. Центральная роль в решении этой задачи выделяется неформальному образованию

В Кодексе Республики Беларусь об образовании понятие «неформальное образование взрослых» не получило своего закрепления, в этом законодательном акте речь ведется о системе дополнительного образования, которая определяется следующим образом: «... вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие слушателя, стажера и удовлетворение их познавательных потребностей» [3].

Однако фактически неформальное образование в Беларуси развивается с опорой на ряд принципов:

  • «учиться в действии» - получать различные умения и навыки во время практической деятельности;
  • «учиться взаимодействовать» - предполагает получение и развитие представлений о различиях, которые существуют между людьми, умение работать в группе и в команде, а также принимать окружающих такими, какие они есть, и сотрудничать с ними;
  • «учиться учиться» - получать навыки поиска информации и ее обработки, навыки анализа собственного опыта и выявления индивидуальных образовательных целей, а также способность применять вышеназванное в различных жизненных ситуациях» [1, с. 40].

В Беларуси систему неформального образования представляют следующие группы субъектов: образование в некоммерческие негосударственные организациях; бизнес-образование; конфессиональное образование; дополнительное образование [4, 5].

Активно применяются новые для белорусского образования технологии: case-study, симуляции, мастерская будущего, openspace, worldcafe, встречи в формате «образовательное кафе» и др. [1].

Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО организует для школьников и студентов деятельность в контексте идей неформального образования. Основными направлениями программы являются: «Университеты клубов ЮНЕСКО» (самоуправление, тренинги по овладению жизненными навыками, биржа идей и проектов, мероприятия культурной и спортивной направленности, пресс-центр); «Академии клубов ЮНЕСКО» (проектный менеджмент, связи с общественностью); «Учебные кружки и образовательные курсы» (курсы для тренеров, молодежных лидеров по реализации социальных проектов); «Молодежь в действии» (семинары, тренинги, международные обмены по актуальной молодежной тематике); «Молодежные инициативы в области неформального образования» (малобюджетные инициативы по решению актуальных задач) [6, 7].

Но, как констатирует С.А. Мацкевич, существуют ряд проблем в сфере становления и развития неформального образования на территории Беларуси. К ним относятся вопросы кадрового и ресурсного обеспечения. Варианты решения сложностей С.А. Мацкевич усматривает в реализации двух линий, противоречащих друг другу:

  • сотрудничество с государством (автор определяет данное направление путем наименьшего сопротивления);
  • конкурирование с государством (мы «…можем конкурировать в качестве идей, видов и форм образовательной деятельности, в уровне транслируемого знания» [8, с. 36].

На сегодняшний день в Беларуси имеются качественные наработки, основываясь на которых, возможно реализовать заявленную выше претензию. Это: методологизация образования, проектирование реформ среднего и профессионального образования, разработка инновационных программ в области менеджмента образования [9, 10, 11].

К основным задачам образовательной стратегии республики Армения относится обеспечение неформального образования для всех жителей страны, в том числе, для детей и подростков. Законодательная база республики Армения обслуживает цели неформального обучения. Таким законами, в частности, являются:

  • Закон «О правах ребенка», предполагающий создание благоприятных условий, которые способствуют обеспечению в общеобразовательных и специализированных школах, центрах детского творчества развития индивидуальных особенностей ребенка, его таланта и способностей.
  • Закон «Об экологическом образовании и воспитании населения», направленный на получение знаний в области экологии, экологическое воспитание, формирование экологической культуры.
  • Закон «О социальном обеспечении детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому для детей, оставшихся без попечения родителей, создаются профессиональные рабочие места.

Целью неформального образования в республике Армения является развитие политического, гражданского, социального, экономического и культурного самосознания личности, которое формируется вне или в рамках системы формального образования [12, с. 17].

Неформальное обучение в Армении обладает рядом характеристик:

  • образовательную программу составляют сами учащиеся, предполагается также ее коррекция в ходе реализации курса;
  • обучающиеся выбирают наиболее интересные части процесса и принимают в них участие;
  • в ходе освоения программы внимание уделяется ментальной, чувственной и физической деятельности субъектов обучения;
  • процесс осуществляется тренером, имеющим соответствующую квалификацию;
  • знания формируются в условиях выстраивания горизонтали взаимодействия участников («методом равный-равному» [12, с. 18]);
  • оценивание эффективности обучения осуществляется со стороны государственных и общественных организаций, а также посредством самооценки участников образовательного процесса качества своей подготовки и определения соответствия ожиданиям;
  • по итогам курса выдается «сертификат участия» [12, с. 17 – 18].

Развитие системы неформального образования в республике Армения находится на стадии активного функционирования. На период 2013-2017 гг. разработана программа действий по ее совершенствованию. В число задач данной стратегии включены:

  1. Совершенствование законодательной базы; признание понятия «неформальное образование» в качестве правовой категории.
  2. Определение принципов финансирования.
  3. Разработка системы оценивания и валидации результатов.
  4. Совершенствование механизмов управления.
  5. Конкретизация полномочий различных исполнителей неформального образования.
  6. Организация курсов переподготовки и повышения квалификации в целях формирования профессиональных компетентностей специалистов, реализующих программы неформального образования.
  7. Обеспечение высокого качества разнообразных форм неформального образования, повышение эффективности образовательных программ.
  8. Удовлетворение личностных и профессиональных потребностей участников процесса обучения.
  9. Реализация идеи социальной инклюзии для уязвимых групп населения.
  10. Применение технологий дистанционного обучения, обучения в режиме on-line [12, с. 19 – 20].

Эстония присоединилась к Болонской и Сорбонской декларациям, определившим единую зону науки и образования, и приняла Закон «О признании профессиональных квалификаций, приобретенных в иностранных государствах». В политической, образовательной, трудовой сфера государства сегодня происходят переходные процессы. Осуществляется непрерывное совершенствование системы образования с учетом неформального и информального его видов. Наряду с этим изменяется законодательная база: принятые Закон «Об университетах» и Закон «О высших прикладных учебных заведениях» предписывают аккредитацию полученного ранее формального и неформального образования (APEL) [13, с. 90–96].

Наибольшей инициативностью в решении вопросов объединения и взаимодополнения формального, неформального и информального образования отличаются несколько некоммерческих неправительственных организаций: Эстонская ассоциация андрагогов «ANDRAS», Эстонский образовательный форум, Эстонская ассоциация повышения квалификации, Молодежный сектор. Данные организации видят свою миссию во внесении лепты в образовательную политику, проведении исследований, организации обучения и информационно-просветительской деятельности.

Сформирована в 2001 году экспертная рабочая группа по инициативе Министерством образования Эстонии разработала стратегию непрерывного обучения. Членами рабочей группы были назначены специалисты, представляющие различные сектора и уровни образования, крупные и малые предприятия, а также государственный сектор и различные сферы деятельности. Рекомендации, разработанные членами экспертной группы, были даны с учетом национальных приоритетов образования и вступили в силу с июля 2004 года.

На период 2004–2006 гг. Национальными приоритетами образования взрослых стали:

  1. обеспечение большего доступа к обучению в течение всей жизни для взрослых, включая тех, кто бросил обучение;
  2. развитие системы консультирования взрослых, включая консультирование по вопросам профессиональной деятельности, а также информационную базу данных по образованию взрослых;
  3. развитие системы аккредитации предыдущего и неформального образования;
  4. разработка модели финансирования образования взрослых, включая изменения системы налогообложения с целью мотивации работодателей инвестировать в обучение своих работников;
  5. обеспечение качества образования взрослых, включая практическое обучение» [14, с. 73].

На сегодняшний день отмечается, что работодатели Эстонии оценивают опыт работы работника больше, чем наличие у него диплома о высшем образовании [там же, с. 75].

Коллектив авторов издания «Европейский опыт признания профессиональных квалификаций, полученных в результате неформального и спонтанного обучения» [14], наблюдая за процессом становления системы неформального образования в современной Эстонии и анализируя сложности и перспективы развития данных процессов приходит к следующим выводам:

  1. важнейшим документом валидации неформального и информального образования являются Национальные приоритеты образования взрослых, которые были разработаны Министерством образования Эстонии совместно с заинтересованными организациями;
  2. на сегодняшний день отсутствует полная количественная и качественная информация по вопросу аккредитации предыдущего и неформального образования, так как данный процесс инициирован в последние годы;
  3. детальное регулирование аккредитации APEL не осуществляется, положения по ее применению регламентируется правилами внутреннего распорядка организации.
  4. государством производится разработка профессиональных стандартов, но целостного видения системы, универсальных инструментов сопоставления квалификаций пока не существует.

Активные реформы в сфере образования происходят сейчас в Республике Азербайджан. Законодательная база (Закон об образовании Республики Азербайджан, ст. 12) признает существование следующих типов образования: формальное, неформальное, информальное.

Рассмотрение вопросов профессионально-технического образования, переподготовки и повышения квалификации, обмена опытом и получение образования по интересам рассматривается азербайджанскими специалистами в контексте проблем неформального образования [15].

Наиболее пристальное внимание в Азербайджане привлекается к сфере профессионально-технического образования. Являясь членом множества международных организаций, Азербайджан сотрудничает со многими странами, активно перенимает международный опыт неформального технического и профессионально-технического образования, принимает гуманитарную помощь, которую международные организации направляют в целях реструктуризации системы образования в стране.

Повышенный интерес республики Азербайджан к проблемам неформального профессионально-технического образования обусловлен социально-экономическими сложностями: не подготовлены государственные стандарты неформального профессионально-технического образования, МТБ профессионально-технических учреждений крайне устарела (средств государственного бюджета для ее укрепления и развития недостаточно), очень остро стоят кадровые вопросы, значительно снизилось количество учеников [там же]. Статистические данные красноречиво подтверждают проблемную ситуацию республики Азержайджан, связанную со включенностью молодых людей в реализацию программ неформального образования: «около 32, 8% азербайджанских учеников, окончивших общее среднее образование (11 класс) в 2008 году отправились на учебу в высшие и средние учебные заведения, 6,3 % из них учились в ПТУ или проходили профессиональные курсы и 57,5 % из них не участвовали в любой образовательной программе» [15, с. 32]. Неорганизованные в системе неформального образования молодые люди «составляют более одной трети от общего числа безработных граждан» [там же]. Риск дальнейшего роста уровня безработицы крайне актуализирует вопрос совершенствования системы неформального образования для подрастающего поколения республики Азербайджан.

Для улучшения сложившейся обстановки правительство страны предпринимает следующие шаги:

  • увеличение затрат на развитие программ неформального образования за счет государственного бюджета и частных пожертвований;
  • прогнозирование потребностей производства и расширение сети подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом потенциального спроса;
  • увеличение планов приема в учреждения профессионально-технического образования и продление сроков обучения молодых людей [15, с. 36 - 37].

Активное сотрудничество с учреждениями Организации, опора на международный опыт в сфере развития неформального образования детей и подростков – являются перспективой решения острых социально-экономических проблем республики Азербайджан.

Проведение реформ образования в Грузии связано с решением острых вопросов социально-экономического развития. Одним из перспективных направлений которых на сегодняшний день является развитие неформального образования.

Приоритетами в разработке программно-методического обеспечения неформального образования выступают следующие направленности:

  • формирование практических навыков в области коммуникации, по проведению презентаций в ходе трудоустройства;
  • развитие базовых компетенций в сферах изучения иностранного, грузинского языков (для детей и подростков из категорий переселенцев и беженцев) и языков программирования;
  • разработка интерактивных программ неформального гражданского образования; программ содействия трудоустройству в сжатые сроки, основанных на принципе «обучение действиям»;
  • программ для подростков, которые не получили школьного и профессионально-технического образования [16, с. 65 – 66].

Реализация этих идей в современной Грузии осуществляется в университетах, технически и педагогически оснащенных для воплощения идей неформального образования. На выгодных, льготных условиях предлагаются неформальные курсы по языкознанию, фото-журналистике, туристическому менеджменту и др. направлениям. Продолжительность курса варьируется от одного месяца до полутора лет. Для молодых людей инициируются бесплатные занятия.

Неформальное образование развивается не только в пространстве университетов, но также в неправительственных организациях, к которым относятся фонды, ассоциации, общественные образовательные центры и т.д. Финансирование программ неформального образования осуществляется в основном за счет спонсорских средств (в том числе, международных) и на условиях самоокупаемости.

Наблюдается тенденция увеличения внимания к неправительственным организациям, реализующим программы неформального образования, со стороны различных министерств. Министерство юстиции финансирует программы профилактике наркомании. Министерство культуры совместно с ЕС финансирует проект «Музей как пространство межкультурного диалога и непрерывного обучения» [16].

Деятельность по внедрению идей неформального образования детей и подростков, развития его вариативных форм приносит свои результаты. На сегодняшний день в современной Грузии отмечаются следующие эффекты:

  • создание дополнительных возможностей для трудоустройства;
  • возможности самореализации, активного участия в жизни общества, помощь в преодолении стрессовых состояний, для социально уязвимых граждан и детей;
  • предоставление широкого доступа к информации, что позволяет «получить более глубокое понимание конкретных вопросов через публичные лекции, беседы и дискуссии», тематика которых охватывает «вопросы политики, экономики, искусства, культуры, общественной дипломатии, экологии и многие другие вопросы, представляющие взаимный интерес» [16, с. 71];
  • удовлетворение потребностей личности через развитие «базовых компетенций, важных навыков и карьерного роста в благоприятной среде, которая поощряет постоянный поиск знаний» [там же].

В Республике Молдова создаются условия для становления и развития вариативных форм неформального образования детей и подростков. Из существующих направлений НФО в Молдове выделяются три его разновидности: неформальное образование в неправительственных организациях гражданского общества, дополнительное и/или внешкольное образование детей и подростков, неформальное образование взрослых.

Рассматривая в качестве целевых групп все категории граждан, усилия неправительственных организаций преимущественно направлены на образование детей и молодежи (60, 3% от общего количества организаций) [17]. Также огромную роль в реализации неформального образования в Молдове выполняет государство, придающее значение внешкольному, дополнительному и экстракуррикулярному образованию подрастающего поколения [18, с. 74].

По данным, которые приводит в своем исследовании Лилиана Посцан, в Молдове «действуют 47 домов детского творчества и 18 творческих центров различного направления (художественно-эстетическое, научно-техническое, эколого-биологическое, физкультурно-оздоровительное, туристическо-краеведческое, социально-педагогическое) в которых обучаются около 42 тысяч детей (около 9 % учеников). Важную роль в дополнительном образовании имеют музыкальные, художественные (107) и спортивные школы (86), в которые обучаются около 49 тысяч детей и подростков. В ведомстве социальных партнеров, центральных и местных органов управления находятся около 160 детских летних лагерей, в которых ежегодно отдыхает около 74 % детей в возрасте от 7 до 16 лет» [18, с. 75].

В 2008 году, провозглашенном в Молдове Годом молодежи, в целях развития неформального и внешкольному образованию детей и подростков был открыт Республиканский центр для детей и молодежи, учреждение, деятельность и мероприятия которого направлены реализацию государственной политики в сфере воспитания и образования детей и подростков, оказание научно-методической помощи организациям, способствующим развитию неформального образования в Молдове.

Привлекает внимание опыт в области развития неформального образования в Молдове, который накоплен Образовательным Центром «PRO DIDACTICA». Основная миссия Центра заключается в повышении квалификации педагогов страны. Совместно с Soros-Moldova Центр «PRO DIDACTICA» реализовал свыше пятидесяти школьных проектов по формированию учебной мотивации детей из малообеспеченных семей.

Процессы развития неформального образования в Молдове носят достаточно интенсивный характер (создается нормативно-правовая база, активизированы неправительственные организации, предпринимаются популярные меры, подпитывающие интерес населения Молдовы к процессам неформального образования).

Перспективами интенсификации развития этой области образования детей и подростков Л. Посцан считает следующие:

  • использование возможностей неформального образования в учреждениях Министерства Культуры и Туризма (дома культуры, библиотеки, музеи, творческие мастерские, ремесленные мастерские и др.);
  • разработка программ неформального образования для детей-мигрантов и детей, проживающих в сельской местности.

На протяжении всех лет независимости Украины осуществляется реформирование системы образования бывшей союзной республики. Инновационные изменения в образовании во многом сопряжены с регулярно приносимыми веяниями избирательных компаний, определяющих политический курс государства: «от создания частных учебных заведений до формирования образовательного процесса с профессиональной компетентностной составляющей» [19, с. 87].

Согласно статье 29 Закона Украины «Об образовании» [20], структура образования включает дошкольное образование, общее среднее образование, внешкольное образование, профессионально-техническое образование, высшее образование, последипломное образование, аспирантуру, докторантуру, самообразование. По мнению О. Паращук, содержание термина «самообразование» сопоставимо с неформальным и информальным образованием [19, с. 89].

На сегодняшний день актуализируются вопросы работы с молодежью. Перспективность данного направления неформального образования определяется сложной духовно-нравственной ситуацией в подростково-молодежной среде, состоянием преступности, проблемами антисоциального поведения. Разработанная программа «Молодежь Украины 2009-2015 гг.», в которой ставятся задачи повышения общего уровня правовой культуры молодежи, уважения к правам и свободам человека; повышения показателей гражданской активности, морально-этических принципов и укрепления патриотических чувства молодых людей; создания предпосылок для формирования осознанного отношения молодежи к сохранению собственного здоровья, борьбы с вредными привычками и др., требует увеличение роли неформального образования в процессах воспитания и социализации детей и подростков [21, 22].

Неформальные возможности образования, позволяющие в минимальных временных пределах получить необходимые навыки и компетенции, особо актуальны для молодых граждан страны, не имеющих опыта работы, предпринимающих попытки обрести уверенность в непростой современной социально-экономической действительности на Украине. «Современная экономическая и социальная динамичность и мобильность, - пишет О. Паращук, - требует иных, чем ранее, личностных качеств: не исполнительность, а креативность, ярко выраженные лидерские задатки, навыки быстро овладевать новыми технологиями» [19, с. 87].

На Украине, в условиях формирования предпосылок признания неформального образования на различных уровнях, начиная с законодательного, заканчивая уровнем организаций, предоставляющих образовательные услуги, созданы почва для развития и становления вариативных форм неформального образования детей и подростков.

Подводя итоги вышесказанного, хочется подчеркнуть, что:

  1. На постсоветском пространстве, в условиях современных демократических веяний, независимые государства осознают необходимость реформирования высшего и общего образования, пересмотра устаревших систем, подходов, методов, технологий.
  2. Пристальное внимание к вопросам образования, в особенности неформальной его составляющей, представляет для государств реальную перспективу в процессе адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям.
  3. Результативным для независимых государств является использование возможностей международного сотрудничества с различными западными образовательными фондами; активно изучается и внедряется инновационный опыт в сфере неформального образования; данная активность выражается появлении не известных ранее организационных форм образования (например, дистанционное образование с применением Интернет-технологий), методик по развитию личностных качеств детей, подростков и молодежи, активизации роли общественных, некоммерческих, неправительственных организаций, оказывающих услуги неформального образования для разных категорий граждан.
  4. Проблемы социально-экономического, духовно-нравственного характера, которые неизбежно испытывают государства, ставшие на новый путь развития, а также своеобразная система традиций оказывают влияние на «индивидуальность почерка» реализации идей неформального образования; индивидуализация, в первую очередь, отражается на особенностях трактовки категории «неформальное образование», особенностях балансирования в условиях несвоевременного нормотворчества и реально действующих систем неформального образования: в Беларуси процессы неформального образования полностью отождествляются с дополнительным образованием; в странах Кавказа (Армения и Азербайджан) неформальное образование является органической составляющей профессиональной подготовки; в Молдове и Украине не решены в полной мере вопросы нормативного обеспечения неформального образования.
  5. Практика внедрения идей неформального образования на постсоветском пространстве преимущественно связывается с непрерывным образованием взрослых людей (исключение в данной связи представляет образовательная ситуация республики Молдова).

Список литературы

  1. Лабода, С. Неформальное образование в Беларуси: провайдеры, ключевые тенденции и перспективы для будущего / С. Лабода // Неформальное образование для региональных демократических трансформаций. URL: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2012/12/book-final.pdf (дата обращения 29.10.2014).
  2. Веремейчик, Г. Образование взрослых в Беларуси, Молдове, Украине // Европейское образование взрослых за пределами ЕС - Мн. Пропилеи, 2010.
  3. Кодекс Республики Беларусь об образовании. URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=hk1100243&p2={NRPA}_(дата обращения: 30.10.2014).
  4. Пошевалова Т. Неформальное образование в Беларуси: ресурс для развития личности и общества // Адукатар. №1 (15), 2009. - С.14-16.
  5. Карпиевич Д. Субъекты неформального образования: ключевые игроки и возможные направления для сотруд¬ничества. Материалы круглого стола «Улучшению качества жизни беларусов может способствовать развитие сферы неформального образования» // Адукатар. №2 (16), 2009. - С. 8-10.
  6. Летний университет клубов ЮНЕСКО – 2010 – Летний лагерь молодежных возможностей. URL: http://www.mluku.blogspot.ru/ (лата обращения: 30.10.2014).
  7. Международный летний университет клубов ЮНЕСКО МЛУКЮ – 2011. URL: http://www.mluku2011.blogspot.ru/ (дата обращения: 30.10.2014).
  8. Мацкевич, С.А. «Современные философские проблемы образования взрослых», Минск, 2006.
  9. Мацкевич, В., Крупник, С. «Оргпроект реформы образования», Минск, 1995.
  10. Мацкевич, В. «Об образовании: полемические этюды», Минск, 2008.
  11. Мацкевич, В., Крупник, С. «Концепция современного образовательного менеджмента», Минск, 2003.
  12. Калашян, В. Неформальное образование: вызовы и возможности развития. Законодательная база неформального образования в республике Армения / В. Калашян // Неформальное образование для региональных демократических трансформаций. URL: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2012/12/book-final.pdf (дата обращения 30.10.2014).
  13. European Inventory on Validation of non-formal and informal
  14. learning. A final Report to DG Education & Culture of the European Commission / Manuel Souto Otero [eds.]. ECOTEC Research and Consulting Limited, 2005.
  15. Европейский опыт признания профессиональных квалификаций, полученных в результате неформального и спонтанного обучения / авт.-сост. : О. В. Дехтяренко [и др.] ; под ред. Э. М. Калицкого ; пер. с англ. И. В. Павлючик, Е. С. Хар¬ченко. – Минск : РИПО, 2011. – 140 с.
  16. Алиоглу, М., Рамазанов, А. Неформальное образование в республике Азербайджан / М. Алиоглу // Неформальное образование для региональных демократических трансформаций. URL: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2012/12/book-final.pdf (дата обращения 31.10.2014).
  17. Сантеладзе, Л. Неформальное образование в Грузии / Л. Сантеладзе // Неформальное образование для региональных демократических трансформаций. URL: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2012/12/book-final.pdf (дата обращения 31.10.2014).
  18. Raportul Studiu de Transparenta si durabilitatea ONG Final. URL: http://www.fhi360.md/files/Raportul_Studiu_de_Transparenta_si_durabilitatea_ONG_Final.pdf (дата обращения: 31.10.2014).
  19. Посцан, Л. Неформальное образование в республике Молдова (2012): состояние и проблемы / Л. Посцан // Неформальное образование для региональных демократических трансформаций. URL: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2012/12/book-final.pdf (дата обращения 31.10.2014).
  20. Паращук, О. Неформальное образование в Украине / О. Паращук // Неформальное образование для региональных демократических трансформаций. URL: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2012/12/book-final.pdf (дата обращения: 01.11.2014).
  21. Закон Украины «Об образовании» URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=14645 (дата обращения 01.11.2014).
  22. Постановление Кабинета Министров Украины «об утверждении Государственной целевой социально программы «Молодежь Украины на 2009-2015 года» URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/41-2009-%D0%BF?nreg=41-2009-%EF&find=1&text=%E3%F0%EE%EC%E0%E4%F1%FC%EA&x=0&y=0#w11 (дата обращения: 01.11.2014).
  23. Государственная целевая социальная программа «Молодежь Украины» на 2009-2015 года URL: http://youth-pmr.ucoz.ru/news/2009-02-02-84 (дата обращения: 01.11.2014).
  24. Дубовик, И.М. Становление и развитие неформального образования за рубежом. - Журнал NovaInfo, №30, 2015 URL: http://novainfo.ru/archive/30/stanovlenie-neformalnogo-obrazovaniya (дата обращения 11.01.2015).