Несомненно, что общественный прогресс связан с развитием образования, культивированием человеческого капитала. Именно поэтому Организация Объединенных Наций провозгласила XXI век «веком образования».
В условиях постсоветских демократических, социальных и экономических трансформаций для государств, получивших независимость, вопросы образования приобрели особую актуальность. Среди наиболее активно реализующих идеи неформального образования выступили страны Восточного партнерства (Беларусь, Украина, Молдова, Армения, Азербайджан, Грузия) и Эстония.
Одной из важнейших предпосылок развития неформального образования в Беларуси, как указывает в своем исследовании С. Лабода, является возникновение нового запроса на итог и результат образования [1, с. 38]. Приобретенная независимость инициировала реформирование национальной системы образования, которая призвана обеспечить людей актуальными знаниями и компетентностями для построения собственной жизни и участия в жизни государства [2, с. 137]. Центральная роль в решении этой задачи выделяется неформальному образованию
В Кодексе Республики Беларусь об образовании понятие «неформальное образование взрослых» не получило своего закрепления, в этом законодательном акте речь ведется о системе дополнительного образования, которая определяется следующим образом: «... вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие слушателя, стажера и удовлетворение их познавательных потребностей» [3].
Однако фактически неформальное образование в Беларуси развивается с опорой на ряд принципов:
- «учиться в действии» - получать различные умения и навыки во время практической деятельности;
- «учиться взаимодействовать» - предполагает получение и развитие представлений о различиях, которые существуют между людьми, умение работать в группе и в команде, а также принимать окружающих такими, какие они есть, и сотрудничать с ними;
- «учиться учиться» - получать навыки поиска информации и ее обработки, навыки анализа собственного опыта и выявления индивидуальных образовательных целей, а также способность применять вышеназванное в различных жизненных ситуациях» [1, с. 40].
В Беларуси систему неформального образования представляют следующие группы субъектов: образование в некоммерческие негосударственные организациях; бизнес-образование; конфессиональное образование; дополнительное образование [4, 5].
Активно применяются новые для белорусского образования технологии: case-study, симуляции, мастерская будущего, openspace, worldcafe, встречи в формате «образовательное кафе» и др. [1].
Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО организует для школьников и студентов деятельность в контексте идей неформального образования. Основными направлениями программы являются: «Университеты клубов ЮНЕСКО» (самоуправление, тренинги по овладению жизненными навыками, биржа идей и проектов, мероприятия культурной и спортивной направленности, пресс-центр); «Академии клубов ЮНЕСКО» (проектный менеджмент, связи с общественностью); «Учебные кружки и образовательные курсы» (курсы для тренеров, молодежных лидеров по реализации социальных проектов); «Молодежь в действии» (семинары, тренинги, международные обмены по актуальной молодежной тематике); «Молодежные инициативы в области неформального образования» (малобюджетные инициативы по решению актуальных задач) [6, 7].
Но, как констатирует С.А. Мацкевич, существуют ряд проблем в сфере становления и развития неформального образования на территории Беларуси. К ним относятся вопросы кадрового и ресурсного обеспечения. Варианты решения сложностей С.А. Мацкевич усматривает в реализации двух линий, противоречащих друг другу:
- сотрудничество с государством (автор определяет данное направление путем наименьшего сопротивления);
- конкурирование с государством (мы «…можем конкурировать в качестве идей, видов и форм образовательной деятельности, в уровне транслируемого знания» [8, с. 36].
На сегодняшний день в Беларуси имеются качественные наработки, основываясь на которых, возможно реализовать заявленную выше претензию. Это: методологизация образования, проектирование реформ среднего и профессионального образования, разработка инновационных программ в области менеджмента образования [9, 10, 11].
К основным задачам образовательной стратегии республики Армения относится обеспечение неформального образования для всех жителей страны, в том числе, для детей и подростков. Законодательная база республики Армения обслуживает цели неформального обучения. Таким законами, в частности, являются:
- Закон «О правах ребенка», предполагающий создание благоприятных условий, которые способствуют обеспечению в общеобразовательных и специализированных школах, центрах детского творчества развития индивидуальных особенностей ребенка, его таланта и способностей.
- Закон «Об экологическом образовании и воспитании населения», направленный на получение знаний в области экологии, экологическое воспитание, формирование экологической культуры.
- Закон «О социальном обеспечении детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому для детей, оставшихся без попечения родителей, создаются профессиональные рабочие места.
Целью неформального образования в республике Армения является развитие политического, гражданского, социального, экономического и культурного самосознания личности, которое формируется вне или в рамках системы формального образования [12, с. 17].
Неформальное обучение в Армении обладает рядом характеристик:
- образовательную программу составляют сами учащиеся, предполагается также ее коррекция в ходе реализации курса;
- обучающиеся выбирают наиболее интересные части процесса и принимают в них участие;
- в ходе освоения программы внимание уделяется ментальной, чувственной и физической деятельности субъектов обучения;
- процесс осуществляется тренером, имеющим соответствующую квалификацию;
- знания формируются в условиях выстраивания горизонтали взаимодействия участников («методом равный-равному» [12, с. 18]);
- оценивание эффективности обучения осуществляется со стороны государственных и общественных организаций, а также посредством самооценки участников образовательного процесса качества своей подготовки и определения соответствия ожиданиям;
- по итогам курса выдается «сертификат участия» [12, с. 17 – 18].
Развитие системы неформального образования в республике Армения находится на стадии активного функционирования. На период 2013-2017 гг. разработана программа действий по ее совершенствованию. В число задач данной стратегии включены:
- Совершенствование законодательной базы; признание понятия «неформальное образование» в качестве правовой категории.
- Определение принципов финансирования.
- Разработка системы оценивания и валидации результатов.
- Совершенствование механизмов управления.
- Конкретизация полномочий различных исполнителей неформального образования.
- Организация курсов переподготовки и повышения квалификации в целях формирования профессиональных компетентностей специалистов, реализующих программы неформального образования.
- Обеспечение высокого качества разнообразных форм неформального образования, повышение эффективности образовательных программ.
- Удовлетворение личностных и профессиональных потребностей участников процесса обучения.
- Реализация идеи социальной инклюзии для уязвимых групп населения.
- Применение технологий дистанционного обучения, обучения в режиме on-line [12, с. 19 – 20].
Эстония присоединилась к Болонской и Сорбонской декларациям, определившим единую зону науки и образования, и приняла Закон «О признании профессиональных квалификаций, приобретенных в иностранных государствах». В политической, образовательной, трудовой сфера государства сегодня происходят переходные процессы. Осуществляется непрерывное совершенствование системы образования с учетом неформального и информального его видов. Наряду с этим изменяется законодательная база: принятые Закон «Об университетах» и Закон «О высших прикладных учебных заведениях» предписывают аккредитацию полученного ранее формального и неформального образования (APEL) [13, с. 90–96].
Наибольшей инициативностью в решении вопросов объединения и взаимодополнения формального, неформального и информального образования отличаются несколько некоммерческих неправительственных организаций: Эстонская ассоциация андрагогов «ANDRAS», Эстонский образовательный форум, Эстонская ассоциация повышения квалификации, Молодежный сектор. Данные организации видят свою миссию во внесении лепты в образовательную политику, проведении исследований, организации обучения и информационно-просветительской деятельности.
Сформирована в 2001 году экспертная рабочая группа по инициативе Министерством образования Эстонии разработала стратегию непрерывного обучения. Членами рабочей группы были назначены специалисты, представляющие различные сектора и уровни образования, крупные и малые предприятия, а также государственный сектор и различные сферы деятельности. Рекомендации, разработанные членами экспертной группы, были даны с учетом национальных приоритетов образования и вступили в силу с июля 2004 года.
На период 2004–2006 гг. Национальными приоритетами образования взрослых стали:
- обеспечение большего доступа к обучению в течение всей жизни для взрослых, включая тех, кто бросил обучение;
- развитие системы консультирования взрослых, включая консультирование по вопросам профессиональной деятельности, а также информационную базу данных по образованию взрослых;
- развитие системы аккредитации предыдущего и неформального образования;
- разработка модели финансирования образования взрослых, включая изменения системы налогообложения с целью мотивации работодателей инвестировать в обучение своих работников;
- обеспечение качества образования взрослых, включая практическое обучение» [14, с. 73].
На сегодняшний день отмечается, что работодатели Эстонии оценивают опыт работы работника больше, чем наличие у него диплома о высшем образовании [там же, с. 75].
Коллектив авторов издания «Европейский опыт признания профессиональных квалификаций, полученных в результате неформального и спонтанного обучения» [14], наблюдая за процессом становления системы неформального образования в современной Эстонии и анализируя сложности и перспективы развития данных процессов приходит к следующим выводам:
- важнейшим документом валидации неформального и информального образования являются Национальные приоритеты образования взрослых, которые были разработаны Министерством образования Эстонии совместно с заинтересованными организациями;
- на сегодняшний день отсутствует полная количественная и качественная информация по вопросу аккредитации предыдущего и неформального образования, так как данный процесс инициирован в последние годы;
- детальное регулирование аккредитации APEL не осуществляется, положения по ее применению регламентируется правилами внутреннего распорядка организации.
- государством производится разработка профессиональных стандартов, но целостного видения системы, универсальных инструментов сопоставления квалификаций пока не существует.
Активные реформы в сфере образования происходят сейчас в Республике Азербайджан. Законодательная база (Закон об образовании Республики Азербайджан, ст. 12) признает существование следующих типов образования: формальное, неформальное, информальное.
Рассмотрение вопросов профессионально-технического образования, переподготовки и повышения квалификации, обмена опытом и получение образования по интересам рассматривается азербайджанскими специалистами в контексте проблем неформального образования [15].
Наиболее пристальное внимание в Азербайджане привлекается к сфере профессионально-технического образования. Являясь членом множества международных организаций, Азербайджан сотрудничает со многими странами, активно перенимает международный опыт неформального технического и профессионально-технического образования, принимает гуманитарную помощь, которую международные организации направляют в целях реструктуризации системы образования в стране.
Повышенный интерес республики Азербайджан к проблемам неформального профессионально-технического образования обусловлен социально-экономическими сложностями: не подготовлены государственные стандарты неформального профессионально-технического образования, МТБ профессионально-технических учреждений крайне устарела (средств государственного бюджета для ее укрепления и развития недостаточно), очень остро стоят кадровые вопросы, значительно снизилось количество учеников [там же]. Статистические данные красноречиво подтверждают проблемную ситуацию республики Азержайджан, связанную со включенностью молодых людей в реализацию программ неформального образования: «около 32, 8% азербайджанских учеников, окончивших общее среднее образование (11 класс) в 2008 году отправились на учебу в высшие и средние учебные заведения, 6,3 % из них учились в ПТУ или проходили профессиональные курсы и 57,5 % из них не участвовали в любой образовательной программе» [15, с. 32]. Неорганизованные в системе неформального образования молодые люди «составляют более одной трети от общего числа безработных граждан» [там же]. Риск дальнейшего роста уровня безработицы крайне актуализирует вопрос совершенствования системы неформального образования для подрастающего поколения республики Азербайджан.
Для улучшения сложившейся обстановки правительство страны предпринимает следующие шаги:
- увеличение затрат на развитие программ неформального образования за счет государственного бюджета и частных пожертвований;
- прогнозирование потребностей производства и расширение сети подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом потенциального спроса;
- увеличение планов приема в учреждения профессионально-технического образования и продление сроков обучения молодых людей [15, с. 36 - 37].
Активное сотрудничество с учреждениями Организации, опора на международный опыт в сфере развития неформального образования детей и подростков – являются перспективой решения острых социально-экономических проблем республики Азербайджан.
Проведение реформ образования в Грузии связано с решением острых вопросов социально-экономического развития. Одним из перспективных направлений которых на сегодняшний день является развитие неформального образования.
Приоритетами в разработке программно-методического обеспечения неформального образования выступают следующие направленности:
- формирование практических навыков в области коммуникации, по проведению презентаций в ходе трудоустройства;
- развитие базовых компетенций в сферах изучения иностранного, грузинского языков (для детей и подростков из категорий переселенцев и беженцев) и языков программирования;
- разработка интерактивных программ неформального гражданского образования; программ содействия трудоустройству в сжатые сроки, основанных на принципе «обучение действиям»;
- программ для подростков, которые не получили школьного и профессионально-технического образования [16, с. 65 – 66].
Реализация этих идей в современной Грузии осуществляется в университетах, технически и педагогически оснащенных для воплощения идей неформального образования. На выгодных, льготных условиях предлагаются неформальные курсы по языкознанию, фото-журналистике, туристическому менеджменту и др. направлениям. Продолжительность курса варьируется от одного месяца до полутора лет. Для молодых людей инициируются бесплатные занятия.
Неформальное образование развивается не только в пространстве университетов, но также в неправительственных организациях, к которым относятся фонды, ассоциации, общественные образовательные центры и т.д. Финансирование программ неформального образования осуществляется в основном за счет спонсорских средств (в том числе, международных) и на условиях самоокупаемости.
Наблюдается тенденция увеличения внимания к неправительственным организациям, реализующим программы неформального образования, со стороны различных министерств. Министерство юстиции финансирует программы профилактике наркомании. Министерство культуры совместно с ЕС финансирует проект «Музей как пространство межкультурного диалога и непрерывного обучения» [16].
Деятельность по внедрению идей неформального образования детей и подростков, развития его вариативных форм приносит свои результаты. На сегодняшний день в современной Грузии отмечаются следующие эффекты:
- создание дополнительных возможностей для трудоустройства;
- возможности самореализации, активного участия в жизни общества, помощь в преодолении стрессовых состояний, для социально уязвимых граждан и детей;
- предоставление широкого доступа к информации, что позволяет «получить более глубокое понимание конкретных вопросов через публичные лекции, беседы и дискуссии», тематика которых охватывает «вопросы политики, экономики, искусства, культуры, общественной дипломатии, экологии и многие другие вопросы, представляющие взаимный интерес» [16, с. 71];
- удовлетворение потребностей личности через развитие «базовых компетенций, важных навыков и карьерного роста в благоприятной среде, которая поощряет постоянный поиск знаний» [там же].
В Республике Молдова создаются условия для становления и развития вариативных форм неформального образования детей и подростков. Из существующих направлений НФО в Молдове выделяются три его разновидности: неформальное образование в неправительственных организациях гражданского общества, дополнительное и/или внешкольное образование детей и подростков, неформальное образование взрослых.
Рассматривая в качестве целевых групп все категории граждан, усилия неправительственных организаций преимущественно направлены на образование детей и молодежи (60, 3% от общего количества организаций) [17]. Также огромную роль в реализации неформального образования в Молдове выполняет государство, придающее значение внешкольному, дополнительному и экстракуррикулярному образованию подрастающего поколения [18, с. 74].
По данным, которые приводит в своем исследовании Лилиана Посцан, в Молдове «действуют 47 домов детского творчества и 18 творческих центров различного направления (художественно-эстетическое, научно-техническое, эколого-биологическое, физкультурно-оздоровительное, туристическо-краеведческое, социально-педагогическое) в которых обучаются около 42 тысяч детей (около 9 % учеников). Важную роль в дополнительном образовании имеют музыкальные, художественные (107) и спортивные школы (86), в которые обучаются около 49 тысяч детей и подростков. В ведомстве социальных партнеров, центральных и местных органов управления находятся около 160 детских летних лагерей, в которых ежегодно отдыхает около 74 % детей в возрасте от 7 до 16 лет» [18, с. 75].
В 2008 году, провозглашенном в Молдове Годом молодежи, в целях развития неформального и внешкольному образованию детей и подростков был открыт Республиканский центр для детей и молодежи, учреждение, деятельность и мероприятия которого направлены реализацию государственной политики в сфере воспитания и образования детей и подростков, оказание научно-методической помощи организациям, способствующим развитию неформального образования в Молдове.
Привлекает внимание опыт в области развития неформального образования в Молдове, который накоплен Образовательным Центром «PRO DIDACTICA». Основная миссия Центра заключается в повышении квалификации педагогов страны. Совместно с Soros-Moldova Центр «PRO DIDACTICA» реализовал свыше пятидесяти школьных проектов по формированию учебной мотивации детей из малообеспеченных семей.
Процессы развития неформального образования в Молдове носят достаточно интенсивный характер (создается нормативно-правовая база, активизированы неправительственные организации, предпринимаются популярные меры, подпитывающие интерес населения Молдовы к процессам неформального образования).
Перспективами интенсификации развития этой области образования детей и подростков Л. Посцан считает следующие:
- использование возможностей неформального образования в учреждениях Министерства Культуры и Туризма (дома культуры, библиотеки, музеи, творческие мастерские, ремесленные мастерские и др.);
- разработка программ неформального образования для детей-мигрантов и детей, проживающих в сельской местности.
На протяжении всех лет независимости Украины осуществляется реформирование системы образования бывшей союзной республики. Инновационные изменения в образовании во многом сопряжены с регулярно приносимыми веяниями избирательных компаний, определяющих политический курс государства: «от создания частных учебных заведений до формирования образовательного процесса с профессиональной компетентностной составляющей» [19, с. 87].
Согласно статье 29 Закона Украины «Об образовании» [20], структура образования включает дошкольное образование, общее среднее образование, внешкольное образование, профессионально-техническое образование, высшее образование, последипломное образование, аспирантуру, докторантуру, самообразование. По мнению О. Паращук, содержание термина «самообразование» сопоставимо с неформальным и информальным образованием [19, с. 89].
На сегодняшний день актуализируются вопросы работы с молодежью. Перспективность данного направления неформального образования определяется сложной духовно-нравственной ситуацией в подростково-молодежной среде, состоянием преступности, проблемами антисоциального поведения. Разработанная программа «Молодежь Украины 2009-2015 гг.», в которой ставятся задачи повышения общего уровня правовой культуры молодежи, уважения к правам и свободам человека; повышения показателей гражданской активности, морально-этических принципов и укрепления патриотических чувства молодых людей; создания предпосылок для формирования осознанного отношения молодежи к сохранению собственного здоровья, борьбы с вредными привычками и др., требует увеличение роли неформального образования в процессах воспитания и социализации детей и подростков [21, 22].
Неформальные возможности образования, позволяющие в минимальных временных пределах получить необходимые навыки и компетенции, особо актуальны для молодых граждан страны, не имеющих опыта работы, предпринимающих попытки обрести уверенность в непростой современной социально-экономической действительности на Украине. «Современная экономическая и социальная динамичность и мобильность, - пишет О. Паращук, - требует иных, чем ранее, личностных качеств: не исполнительность, а креативность, ярко выраженные лидерские задатки, навыки быстро овладевать новыми технологиями» [19, с. 87].
На Украине, в условиях формирования предпосылок признания неформального образования на различных уровнях, начиная с законодательного, заканчивая уровнем организаций, предоставляющих образовательные услуги, созданы почва для развития и становления вариативных форм неформального образования детей и подростков.
Подводя итоги вышесказанного, хочется подчеркнуть, что:
- На постсоветском пространстве, в условиях современных демократических веяний, независимые государства осознают необходимость реформирования высшего и общего образования, пересмотра устаревших систем, подходов, методов, технологий.
- Пристальное внимание к вопросам образования, в особенности неформальной его составляющей, представляет для государств реальную перспективу в процессе адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям.
- Результативным для независимых государств является использование возможностей международного сотрудничества с различными западными образовательными фондами; активно изучается и внедряется инновационный опыт в сфере неформального образования; данная активность выражается появлении не известных ранее организационных форм образования (например, дистанционное образование с применением Интернет-технологий), методик по развитию личностных качеств детей, подростков и молодежи, активизации роли общественных, некоммерческих, неправительственных организаций, оказывающих услуги неформального образования для разных категорий граждан.
- Проблемы социально-экономического, духовно-нравственного характера, которые неизбежно испытывают государства, ставшие на новый путь развития, а также своеобразная система традиций оказывают влияние на «индивидуальность почерка» реализации идей неформального образования; индивидуализация, в первую очередь, отражается на особенностях трактовки категории «неформальное образование», особенностях балансирования в условиях несвоевременного нормотворчества и реально действующих систем неформального образования: в Беларуси процессы неформального образования полностью отождествляются с дополнительным образованием; в странах Кавказа (Армения и Азербайджан) неформальное образование является органической составляющей профессиональной подготовки; в Молдове и Украине не решены в полной мере вопросы нормативного обеспечения неформального образования.
- Практика внедрения идей неформального образования на постсоветском пространстве преимущественно связывается с непрерывным образованием взрослых людей (исключение в данной связи представляет образовательная ситуация республики Молдова).