Иностранные инвестиции -в российском законодательстве под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли. Объектами иностранных инвестиций могут являться: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, имущественные права.
К иностранным инвестициям относятся:
- денежные средства;
- недвижимое и движимое имущество;
- вклады;
- право на результаты интеллектуальной деятельности;
- соответствующие имущественные права, включая право залога;
- финансовые инструменты (акции, облигации, паи);
- право на разведку и эксплуатацию природных ресурсов;
- право требования по услугам, имеющим экономическую ценность и др.
Иностранные инвестиции в Россию подразделяются на прямые, портфельные и прочие — по объектам вложения, а в зависимости от субъекта вывоза — на государственные и частные
Причины привлечения в страну иностранных инвестиций связано с тем, что в нашей стране практически полностью прекратилось финансирование из госбюджета, у предприятий нет средств. Вместе с инвестициями в нашу страну поступает и опыт от мировых лидеров -компаний-инвесторов. Иностранные инвестиции конечно временно облегчают положение в стране, в экономике, но путем внешнего долга приводит в зависимость нашу страну от мировых держав. Рост иностранных инвестиций должен способствовать интеграции страны в мировое хозяйство.
К проблемам по привлечению инвестиций в Россию можно отнести следующие:
- Недостатки правового регулирования, в том числе проблемы усовершенствования законодательства об иностранных инвестициях в отношении гарантирования безопасности прибыли инвесторам;
- Частые изменения инвестиционного законодательства;
- Отсутствие практически действенного законодательства;
- Неразвитость банковской и налоговой систем и нестабильность рынка ценных бумаг;
- Отсутствие международного доверия к России как к заемщику;
- Экономическую нестабильность: резкое и долговременное снижение производственной деятельности;
- Нездоровую социальную обстановку, в том числе коррупцию и преступность;
- Отсутствие достоверной и своевременной информации о российском инвестиционном климате;
- Неразвитость инфраструктуры и связанные с этим трудности приобретения сырья и материалов;
- Неясность в разделении полномочий федеральных и местных властей;
- Неэффективную систему страхования.
В настоящее время российский рынок остается малопривлекательным для иностранных инвесторов. По расчетам экспертов, примерная ежегодная потребность России в прямых иностранных капиталовложениях составляет около 10-12 млрд.долл., реальные поступления на порядок меньше. Следует признать, что сейчас Россия проигрывает конкуренцию за иностранные капиталы с другими государствами и прежде всего с динамично развивающимися новыми индустриальными странами, особенно азиатскими и латиноамериканскими, рынки которых оказываются более привлекательными для западных инвесторов. Существующая в России система стимулирования и привлечения иностранных инвесторов исходит из тезиса о том, что для инвесторов определяющим является доступ к сырью, материально-техническим ресурсам и обеспечение рынка сбыта готовой продукции (в связи с наличием торговых и иных барьеров). В таком направлении развивается подавляющая часть созданных в России совместных предприятий.
Согласно официальным данным денежного регулятора, в первом квартале 2014г. в России начался масштабный инвестиционный кризис — иностранные капиталы практически полностью перестали притекать в отечественную низкопередельную, сырьевую и деиндустриализированную экономику. Более того, удушающая денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика вкупе с спровоцированной ЦБ РФ паникой на валютном рынке и геополитической обстановкой вокруг Крыма привели к тому, что начало и к концу 2014г., с точки зрения инвестиционных потоков, оказалось худшим с 2009г.
Так, по итогам первого и второго квартала текущего года объём прямых инвестиций в реальный сектор российской экономики (точнее сказать, в то, что от него осталось) не просто сократился на несколько процентов, а обвалился без малого в 3,5 раза — с 37,1 до 11,9 млрд. долл. Это наглядно демонстрирует паралич инвестиционной активности — в российскую экономику не хотят вкладывать капиталы не только иностранные инвесторы, но и российские же олигархи, на долю которых приходится от 60 до 70% суммарного притока иностранного капитала, притекающего в Россию из оффшорных юрисдикций (Кипр, Нидерланды, Люксембург, Британские-Виргинские острова и т.д.). Не менее масштабным оказалось привлечение иностранных кредитов и займов — приток прочих инвестиций, подавляющая часть которых приходится на торговые кредиты и займы, упал с 35,8 до 9,2 млрд. долл. В принципе, эту тенденцию можно лишь приветствовать — отечественная экономика избыточно погрязла во внешних долгах и займах, что обостряет проблему оффшоризации экономики, многократно повышает валютные и процентные риски, обеспечивает масштабный отток капитала из страны на обслуживание внешних займов и обостряет утрату контроля за экономикой со стороны государства.[ http://www.gks.ru]
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют благоприятный инвестиционный климат регионов по средством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатных изданиях.
Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработало совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными органами государственной власти план мероприятий по вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ. Данный документ охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.
Необходимо совершенствовать способы определения доли российских инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из России.
Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных территориях следует использовать механизм создания свободных экономических зон.
Для улучшения инвестиционного климата страны, эксперты выделяют меры устойчивого экономического роста России:
- снижение операционных барьеров;
- объединение усилий в направлении инновационного развития;
- повышение привлекательности регионов;
- совершенствование бизнес-образования.
Реализация этих задач позволит привлечь в страну новый потоки иностранных инвестиций, также необходимо устранить такую острую проблему как коррупция. В скором времени ожидается, что инвестиционный климат России станет более благоприятным, что в последствии повлечет за собой увеличение объемов привлечения иностранного капитала в экономику страны.[ http://rdif.ru/ ]
Таким образом, возникает необходимость в создании эффективной интеграции и привлечения иностранных инвестиций для более эффективного развития.
В данной ситуации одной из важных задач становится формирование благоприятного инвестиционного климата не только для иностранных инвесторов, но и для внутренних. Рекомендациями по урегулированию и контроля за формированием положительного инвестиционного фона в регион может быть кластеризация регионов и выявление в них наиболее сложных отраслей, а так же формирование и кластера сопутствующие производство.