Важнейшими показателями здоровья современного общества являются состояние физического, духовно-нравственного, социального и экологического благополучия многонационального народа Российской Федерации, как носителя суверенитета, базового трудового ресурса экономического развития страны [1, 2, 3, 4, 21, 24, 25]. Сохранение, поддержание и развитие здоровья общества являются одними из приоритетных направлений в системе национальной безопасности. Реализация этой много аспектной и ресурсоемкой проблемы возможно посредством решения ряда конкретных задач основных общественных институтов, связанных с воспитанием подрастающего поколения в духе патриотизма, развитием общей культуры общественно-полезной и созидательной деятельности, развитием здравоохранения, обустройством и охраной окружающей среды, популяризацией и распространением здорового образа жизни [5, 6, 7, 8, 22, 26].
Пути оптимизации и повышения уровня здоровья на современном этапе общества традиционно связывают с рациональной организацией трудовой (учебной) деятельности; пропорциональным режимом труда и отдыха; рациональной организацией свободного времени; рациональным питанием; соблюдением правил личной гигиены, закаливанием соблюдением норм и правил психогигиены, включая профилактику аутоагрессии (вредных привычек); развитием культуры планирования семьи [9, 10, 11, 12, 23].
Правовое самосознание – это осознание себя как субъекта нравственной жизни и правовых отношений, понимание собственных ценностно-смысловых оснований, определяющих мои отношения с миром, самим собой, государством, ближайшим окружением, это способность к переживанию, самооценке, рефлексии себя как свободной, нравственной личности и гражданина. Необходимо, чтобы каждый человек фактически знал то, что ему по праву «можно», «должно», и «нельзя», чтобы он как бы воочию осязал пределы своего правового статуса, в уверенности, что они не могут быть изменены по праву, но не против права и не в обход его.
Психологическая ориентация в рамках, статуса самостоятельного направления в теоретико-правовых исследованиях, рассматривает следующие психологические аспекты правосознания: правомерное поведение, правоприменительная деятельность [13, 14, 15, 16, 17].
Важнейшими признаками правосознания являются: взаимодействие с иными формами общественного сознания, испытывать их воздействие, при том, что каждая из форм общественного сознания по-своему оценивает одно и то же явление; преемственность, из поколения в поколение могут передаваться идеи, взгляды, представления о праве, о том, что и как должно защищаться правом; активность, способная определять процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их; отражение не только наличного состояния общественных отношений, но и тенденции их развития.
Для решения исследовательских задач прикладного характера (диагностики и коррекции) нами были выделены детерминанты правового самосознания: рефлексивная, когнитивная, мотивационная коммуникативная, социально-перцептивная, креативная и ценностно-смысловая. [18, 19, 20].
Основными функциями рефлексивной детерминанты являются самовосприятие, самопонимание и самооценка себя как субъекта правовых отношений; обеспечение конструктивного самоизменения в контексте личностного роста; распознавание и элиминирование психологических защит, возникающих в процессе личностного роста и развития в качестве побочного продукта этого вида человеческой жизнедеятельности.
Когнитивная детерминанта предполагает знание своих прав; понимание своих гражданских ответственностей; разграничение противозаконного и правопослушного способов поведения; кругозор правовых знаний. Когнитивная детерминанта раскрывается как осознание условий, обеспечивающих социализацию личности в конкретной социокультурной ситуации конкретного «места», на осознание возможностей положительной самоидентичности человека, самопознание и становления человека как гражданина и патриота.
Социально-перцептивного детерминанта предполагает понимание психологического содержания действий и поступков людей; прогнозирование поведения людей в контексте сложных жизненных ситуаций; управление формированием собственного имиджа или мнения о себе у окружающих; проектирование конструктивных способов обращения с коллегами и партнерами в контексте жизненных и профессиональных ситуаций, распознавание намерений других людей по отношению к себе в контексте межличностных, профессиональных и деловых отношений.
Мотивационная детерминанта включает такие психические образования, обладающие побуждающей силой и лежащие в основе его поступков, как мировоззренческие позиции, потребности, интересы. Они проявляются через самоактивацию; готовность к риску, связанному с личностным ростом; способность мобилизовать психофизиологические, психические, духовные резервы организма; навыки конструктивного использования противоречий – ситуаций, связанных с личностным ростом и развитием, с самоизменением и самопреобразованием в ходе которых происходит отказ от старых стереотипов неконструктивного противоправного поведения, не обеспечивающих вновь возникших потребностей в более оптимальных способах поведения на основе понимания и принятия ценностных ориентиров правопослушного поведения. На ряду с самоактивацией, не менее важными являются механизмы самоограничения от нежелательных поступков и поведения.
Коммуникативная детерминанта предполагает реализацию следующих функций: эффективный обмен информацией; умение строить пространство взаимодействия в правовом поле; навыки адекватного психологического воздействия (способность договариваться законным путем); способность к бесконфликтному общению как владение навыками перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивные.
Креативная детерминанта предполагает способность к нестандартному решению задач жизнедеятельности; готовность к поиску новых ресурсов самообеспечения; генерирование новых идей; жизнетворчество.
Ценностно-смысловая детерминанта правового самосознания раскрываются через осознание текущих смысложизненных ценностей и задач; формулировка смысложизненных перспектив развития. Ее проявление осуществляется через осознание ценностей гражданского общества, нравственно-этических ценностей, культурных ценностей, ценностей бытия, в котором развертывается личностное становление как понимание-освоение пределов воли, условий свободы, правил общего жития «по совести».
В настоящее время зачастую можно столкнуться с высказывания об отсутствии правовой культуры в России, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством. Согласиться с этим нельзя. Правовая культура, являясь частью культуры в целом, органично переплетена с последней, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу в целом, так и отдельным индивидам.
Очевидным становится, что если ставить целью, к примеру, снижение уровня преступности, неизбежно напрашивается вывод о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям. Следует отметить, что в последнее время активизировались сторонники ужесточения наказаний как метода борьбы с преступностью. Вопрос ужесточения наказаний – вопрос очень тонкий, лежащий в плоскости криминологии и других юридических наук (в том числе, должен рассматриваться и с позиции правовой культуры), но никак не в плоскости эмоциональных, обывательских оценок.
Таким образом, правовая культура не только аккумулирует и наследует правовые ценности, но и, через реализацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором отношений в современном обществе.
Роль правовой культуры в жизни общества позиционально раскрывается по нескольким направлениям. Во-первых, правовая культура – своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается обще социальный прогресс. Этот прогресс связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых условий для спокойного и упорядоченного развития. Право, юридические инструменты организуют благоприятную среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных благ, накопленных за тысячелетия обществом.
Правовая культура – необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно функционирование современного здорового общества.
Если правовая культура, правовое самосознание являются устойчивыми признаками здоровья общества, то их антиподом является правовой нигилизм. Правовой нигилизм – это активное отрицание права, его ценностей, как в целом, так и отдельных его институтов.
Существуют следующие формы проявления правового нигилизма: прямые нарушения действующих законов и иных правовых актов; повсеместное и массовое неисполнение и несоблюдение юридических предписаний; издание противоречивых, параллельных или взаимоисключающих актов; конфронтация исполнительной и законодательной структур; нарушение и несоблюдение прав и свобод человека.
Правовой нигилизм есть определенная форма общественного состояния, отражающая политические и национально-исторические особенности общества. Степень правового нигилизма является своего рода показателем здоровья общества и государства, в которых он проявляется. В связи с этим, правовой нигилизм не только правовая категория, но его можно охарактеризовать и как социально-психологическое явление, возникающее в результате оценки права или отдельных его норм людьми, социальными группами или даже всем обществом, оценки, переходящей в соответствующие действия или бездействия.
Правовое воспитание и правовое обучение являются одним из важнейших факторов развития правового самосознания человека и правовой культуры общества в целом. Формирование правового государства и гражданского общества невозможно без массового участия граждан в этом процессе, их активной позиции в отстаивании своих прав, в борьбе против произвола и беззакония должностных лиц.
Правовое воспитание – это формирование у граждан правового самосознания и в обществе – правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.
К формам право воспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи, комментарии нового законодательства специалистами.
Уровень развития правового сознания населения должен быть зафиксирован в реальной правовой и общеобразовательной деятельности, которыми должны заниматься все основные общественные институты. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у них должна вырабатываться целенаправленная программа действия. Из важнейших качеств, которые необходимо прививать будущим специалистам в процессе профессионального образования, можно выделить следующие: профессиональную этику, правовую и психологическую культуру; гражданскую зрелость и высокую общественную активность; глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинства человека и гражданина; твердые моральные убеждения, ответственность за судьбы людей и порученное дело; нетерпимость к любому нарушению закона.
Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой правовой культуры общества и индивидуального правового самосознания каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина и оздоровления нашего общества в целом.