Проблемы применения норм о даче согласия на усыновление ребенка

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 7

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы выражения и оформления согласия на усыновление (удочерение); анализируются условия получения такого согласия.

Ключевые слова

ФОРМА СОГЛАСИЯ, СОГЛАСИЕ НА УСЫНОВЛЕНИЕ, УСЫНОВЛЕНИЕ, ОРГАН ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Текст научной работы

Создание подлинно семейного окружения для ребенка, оставшегося без попечения родителей, возможно посредством его усыновления.

В Семейном кодексе РФ содержится ряд материально-правовых норм о даче согласия на усыновление, но в них практически не затрагивается вопрос о документальном оформлении такого согласия. Пожалуй, исключением является только норма абзаца 2 п. 1 ст. 129 СК РФ: «Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем организации, в которой находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления». Но и она, считаем, несовершенна, так как под термином «заявление» обычно понимается обращение к органу, организации или должностному лицу с просьбой осуществления каких-либо действий, то есть подача заявления, как правило, требует совершения каких-либо активных ответных действий со стороны того лица, которому оно адресовано. Но между дачей отцом и/или матерью ребенка согласия на его усыновление и началом процедуры усыновления может пройти длительное время либо даже после получения согласия родителей несовершеннолетнего могут вообще не усыновить. Исходя из сказанного, полагаем, что этот документ правильнее именовать «согласие на усыновление», как это обозначено в названии статьи 129 СК РФ.

В отношении иных лиц, чье согласие по общему также требуется для усыновления ребенка, либо просто указано «в письменной форме» (например, в ст. 131 СК РФ), либо вовсе ничего об этом не говорится. Обратимся к нормам статьи 131 СК РФ: на первый взгляд, что понимать под словами «письменная форма» вроде бы не вызывает сомнений в том, что это документ, содержащий информацию автора о его согласии. Но, вместе с тем, возникает несколько вопросов: 1) Требуется ли такое «согласие в письменной форме» кем-либо удостоверять? 2) Обязательно ли этот документ должен быть на бумажном носителе или возможно его представление, например, в электронном варианте? 3) Должен ли данный документ представляться в орган опеки и попечительства или в суд? 4) Обязательно ли представлять согласие на усыновление лично или можно направить его по почте, с нарочным и т.п. способом?

Ответ на первый из выше поставленных вопросов будет отрицательный, так как в законе чье-либо удостоверение не предусмотрено, что, на наш взгляд, неверное решение со стороны отечественного законодателя. Не давая подробные ответы на иные указанные выше вопросы, так как они неоднозначны, попытаемся сразу же перейти к собственному видению путей конкретизации ситуации. Думается, что в статье 131 СК РФ четко должно быть указано следующее: согласие в письменной форме должно быть на бумажном носителе, написано собственноручно (без использования компьютера и иных печатающих устройств) и представлено в орган опеки и попечительства автором лично.

Форма выражения согласия супруга усыновителя, а также самого ребенка на его усыновление, несмотря на ее важность, в нормах СК РФ не отражена. В отношении супруга, представляется, что наиболее оптимальной формой будет являться нотариальная. Особенно это актуально для случаев, когда супруги длительное время совместно не проживают и налицо неприязненные отношения между ними – они могут «безболезненно» урегулировать вопрос о соблюдении требования пункта 1 ст. 133 СК РФ, без личного общения друг с другом (например, договорившись о даче согласия по телефону и передав его через кого-либо из родственников).

Вопрос об оформлении согласия ребенка сложнее, ведь это еще не полностью сформировавшаяся социальная личность, и его мнение может измениться в любую минуту под влиянием каких-либо субъективных или объективных факторов. Мы считаем, что подход должен быть гибким и зависеть от конкретной ситуации, связанной с усыновлением. Так, Н.И. Беседкина, также отмечая, что форма выражения согласия ребенка не определена, считает, что «согласие может быть выражено в заключении органов опеки и попечительства, в письменном заявлении ребенка либо установлено непосредственно в суде». Но, полагаем, все же должно быть общее правило о форме, например, такое: согласие несовершеннолетнего, достигшего десяти лет, на его усыновление оформляется в виде акта, составленного органом опеки и попечительства с участием педагога и психолога. В зависимости от возраста, уровня развития ребенка, его психотипа и других индивидуальных особенностей могут применяться и такие формы выражения согласия на усыновление как собственноручно им написанное и подписанное письменное согласие, устное подтверждение вне судебного заседания руководителю органа опеки и попечительства или судье и другие. Все эти формы или их примерный перечень могут быть указаны в п/п 4 п. 2 ст. 272 ГПК РФ, которым предусматривается обязанность органа опеки и попечительства приложить к его заключению о целесообразности усыновления и согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на его усыновление. Попутно отметим, что не совсем верным является вывод Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08.12.2014 N 124(1) по "Концепции единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" о том, что положения главы ГПК РФ об усыновлении (удочерении) «можно оставить без изменения, поскольку они содержат регламентацию порядка рассмотрения дел исключительно судами общей юрисдикции, практика сложилась и нет оснований для изменения». Помимо вышеуказанного, на наш взгляд, имеются и иные недоработки главы 29 ГПК РФ, но в связи с тем, что предметом рассмотрения данной статьи являются материальные, а не процессуальные нормы, детальный анализ последних нами не приводится.

Переходя к исследованию норм о лицах, которые должны выразить свое согласие на усыновление, сразу же подчеркнем, что их круг неоправданно расширен. Так, не совсем понятно, зачем требуется согласие опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (ст. 131 СК РФ), ведь даже при их отказе дать согласие на усыновление своего воспитанника в интересах ребенка передать его в семью усыновителя, где он приобретет статус полноценного члена семьи со всеми вытекающими из этого правовыми, социальными и нравственными последствиями.

Усыновление «должно иметь место только в случае, если родители не желают или, что установлено судом, не способны выполнять свои обязанности». В качестве одной из возможностей передачи детей на усыновление без согласия родителей норма статьи 130 СК РФ называет непроживание родителей более шести месяцев совместно с ребенком и их уклонение от его воспитания и содержания по причинам, признанным судом неуважительными. В такой трактовке правовой нормы – «…воспитания и содержания...», то есть через союз «и», - есть один изъян, позволяющий не учитывать интересы ребенка: речь идет о ситуациях, когда отдельно проживающий родитель регулярно выплачивает алименты на содержание ребенка, но при этом не участвует в его воспитании. То есть получается, что закон не позволяет передавать несовершеннолетнего под усыновление, т.к. требование статьи 130 СК РФ не соблюдено. Думается, что правильнее было бы союз «и» изменить на союз «или».

Аналогичная ситуация наблюдается при применении нормы пункта 2 ст. 133 СК РФ: по нашему мнению, там также требуется изменение союза «и» на «или», т.к. сейчас даже в случаях, когда супруги прекратили совместную жизнь, например, 10 лет назад, но развод не оформили и место жительства супруга известно, при отсутствии его согласия усыновление не может состояться.

Таким образом, нормы СК РФ и ГПК РФ требуют своей доработки и корректировки, и в конечном итоге предлагаемые изменения будут в большей мере отвечать интересам детей.

Читайте также

Список литературы

  1. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ: по сост. на 04.11.2014 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ: по сост. на 31.12.2014 г. // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
  3. Беседкина Н.И. Правовое регулирование порядка усыновления ребенка // Новый юридический журнал. 2013. № 1. С. 121 - 128.
  4. Титова Т.А. К вопросу о международно-правовом регулировании сотрудничества государств в области усыновления (удочерения) // Российский юридический журнал. 2013. № 3. С. 59 - 64.

Цитировать

Вайцель, А.В. Проблемы применения норм о даче согласия на усыновление ребенка / А.В. Вайцель. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2953 (дата обращения: 10.06.2023).

Поделиться