Оценка инвестиционного климата региона и пути его улучшения

NovaInfo 30
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Известно, что на готовность инвестора осуществить вложения большое влияние оказывает инвестиционная привлекательность объекта инвестирования. Иногда инвесторы оценивают не инвестиционную привлекательность, а инвестиционный климат, причем эти два понятия не всегда разграничиваются.

Ключевые слова

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА, КЛИМАТ, ИНВЕСТИЦИИ

Текст научной работы

Проблема привлечения инвестиций — одна из ключевых проблем современного общества. Инвестиционные ресурсы ограничены, и удовлетворить всю имеющуюся потребность в них практически невозможно. Данный тезис особенно актуален в условиях финансово-экономического кризиса, когда инвесторы, учитывая резко возросшие риски, еще более тщательно оценивают потенциальные объекты инвестирования.

Инвестиционный климат — это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социо-культурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, корпорации). Понятие инвестиционный климат отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли), по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль) [1].

Региональный инвестиционный климат представляет собой систему законодательно-правовых, экономико-географических и социо-культурных условий формирования регионального инвестиционного рынка. Он образуется под воздействием многообразия взаимосвязанных процессов, которые характеризуются как инвестиционный потенциал региона, то есть его возможности к наращиванию инвестиционного процесса. Необходимо учитывать, что инвестиционный климат региона включает в себя две составляющие — инвестиционную активность в регионе и его инвестиционную привлекательность, которые являются функционально взаимосвязанными. Инвестиционная активность региона представляет собой процесс наращивания объемов и темпов инвестирования в основной капитал региона.

Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат и способствующих экономическому росту. Обычно применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране (приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, определяющие значения выходных, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации.

Таблица 1. Факторы формирования инвестиционного климата региона

Наименование фактора

Описание фактора

Объективные

Природно-климатические условия

Богатые природные ресурсы

Состояние окружающей среды

Постоянно поддерживается на благоприятном уровне

Географическое положение

Наличие границ с развитыми регионами РФ и иностранными организациями

Субъективные

Научный потенциал

Неперегруженность общего числа организаций региона научными организациями; высококвалифицированный научный потенциал

Экономическое положение

Высокая степень развитости экономических отношений; диверсифицированность экономической среды; наличие экономически независимых финансового рынка и рынка инвестиционных услуг; приемлемые ставки экспортных и импортных пошлин; положительная политика в области валютного курса

Законодательная и нормативная база

Стабильный правовой режим; жесткое регулирование отношений собственности; законодательное закрепление налоговых льгот для поддержки инвестиционной деятельности; наличие механизма работы с городскими инвестиционными проектами

Строительная база

Наличие экономически независимых рынков строительной продукции, строительных работ и услуг; наращенные мощности строительных организаций и предприятий

Фактор риска

Государственные гарантии защиты российских и иностранных инвесторов от некоммерческих рисков; невысокие риски осуществления инвестиционной деятельности

Трудовые ресурсы

Низкая доля населения пенсионного возраста; общерегиональные данные о наличии различных категорий трудовых ресурсов

Социальная инфраструктура

Крупные российские и иностранные консалтинговые и аудиторские организации, институциональные инвесторы; развитая экспортная система; наличие общедоступной информации об инвестиционных проекта, инвесторах и др. в регионе; развитые виды инфраструктур (транспортная, связи и т.д.)

Таким образом, на развитие инвестиционного климата влияют различные факторы: природно-климатические условия, состояние окружающей среды, географическое положение, научный потенциал, экономическое положение, законодательная и нормативная база, строительная база, фактор риска, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура. Оценивая инвестиционную привлекательность, необходимо учитывать очевидный факт определенных противоречий, характеризующих как саму систему факторов и показателей инвестиционного климата региона, так и эту систему в отношении к иным целям и приоритетам социально-экономического развития региона.

Для анализа привлекательности региона проанализируем размер инвестиций в основной капитал и выясним, какие субъекты ПФО являются наиболее привлекательными (Таблица 2).

Таблица 2. Инвестиции в основной капитал, млрд.руб.

Регионы ПФО

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г

2012 г. к

2008 г. %

Республика Башкортостан

203657

148142

153625

188506

232873

114,3

Республика Марий Эл

21408

16576

22304

26861

30609

143,0

Республика Мордовия

39254

31968

40778

48673

49491

126,1

Республика Татарстан

273098

277573

328944

393569

464745

170,2

Удмуртская Республика

53536

40450

51148

62311

57219

106,9

Чувашская Республика

50473

35688

42612

55925

65157

129,1

Пермский край

152363

132274

139652

144781

158314

103,9

Кировская область

42672

31471

34553

40185

50115

117,4

Нижегородская область

207392

201692

192072

224350

258176

124,5

Оренбургская область

108868

91268

103648

116658

151218

138,9

Пензенская область

52632

43603

45678

57495

72291

137,4

Самарская область

148262

111189

154423

182575

204165

137,7

Саратовская область

83221

67760

80041

101406

113416

136,3

Ульяновская область

48507

49500

47993

59226

72862

150,2

ПФО

1485341

1279154

1437472

1702521

1980652

133,3

Из данных таблицы 2 мы видим, что за анализируемый период лидером по поступающим инвестициям в основной капитал является Республика Татарстан. В 2012 г. поступило 464 745 млрд.руб., что на 70,2% больше, чем в 2008 г. Вторым по объему поступивший инвестиций является Нижегородская область, в 2012 г. — 258176 млрд.руб., однако прирост по сравнению с 2008 годом, составляет 24,5%. Третьим по объемам является Республика Башкортостан в 2012 г. объем капиталовложений составил 232873 млрд.руб., прирост по сравнению с 2008 г. — 14,3%. Выросли капиталовложения в Ульяновской области, за рассматриваемый период на 50,2% и составили 72 862 млрд.руб. Самый незначительный прирост наблюдается в пермском крае — 3,9 %, а по объему капиталовложений — Республика Мари Эл (30 609 млрд.руб).

Также необходимо рассмотреть объем иностранных инвестиций в страну по субъектам РФ, что позволит выяснить какая часть поступивших иностранных инвестиций приходится на Приволжский Федеральный округ.

Таблица 3. Поступление иностранных инвестиций по субъектам РФ 2012г. млн.долл.(США)

ФО

2012 г.

% к итогу

РФ всего

154570

100

Центральный ФО

91913

59,4

Северо-Западный ФО

17960

11,6

Южный ФО

3867

2,5

Северо-Кавказский ФО

493

0,3

Приволжский ФО

6931

4,5

Уральский ФО

15872

10,3

Сибирский ФО

3952

2,6

Дальневосточный ФО

13582

8,8

По данным приведенным в таблице 3 видим, что в 2012 году в страну в общем объеме поступило 154 570 млн.долл. иностранных инвестиций. На Приволжский Федеральный округ приходится 4,5 % инвестиций от общего объема, т.е. 6931 млн.долл. Больше половины иностранных инвестиций (59,4%) приходится на Центральный Федеральный округ. Самая малая доля иностранных инвестиций приходится Северо-Кавказский Федеральный округ. Для наглядности приходящихся долей составим диаграмму (Рисунок 1).

Иностранные инвестиции в 2012 г. по федеральным округам
Рисунок 1. Иностранные инвестиции в 2012 г. по федеральным округам

На рисунке 1 представлены данные c сайта Министерства экономического развития РФ по тенденции притока инвестиций в РФ. По типу иностранных инвестиций в России преобладают прямые иностранные инвестиции. На протяжении периода с 2008 года по настоящее время наблюдается отток портфельных инвестиций, это может быть связно с опасениями инвесторов по поводу дальнейшего снижения роста экономики РФ, и, как следствие снижение доходности от вложенных средств. Данные факторы существенно влияют на динамику притока портфельных инвестиций, так как большинство из них носят спекулятивный характер. Экономисты также связывают такое положение дел с различными факторами, включая нестабильность на финансовых рынках, волатильность стоимости нефти, замедления темпов роста мировой экономики. Немаловажную роль также играет инвестиционный климат и ожидания инвесторов по поводу политической и экономической ситуации в Российской Федерации. Инвесторы опасаются того, что состояние стабильности перейдет в застой.

Иностранные инвестиции в Российскую Федерацию, млрд. долларов.
Рисунок 2. Иностранные инвестиции в Российскую Федерацию, млрд. долларов.

Проанализируем данные за 2012 г. о поступивших иностранных инвестициях в экономику РФ по видам инвестиций (Таблица 4).

Таблица 4. Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации в 2013 г. (тыс.долл. США)
 

Поступило инвестиций-всего

в том числе

прямые

портфельные

прочие

РФ всего

154570295

18666044

1815731

134088520

Центральный ФО

91913059

7712826

1512925

82687308

Северо-Западный ФО

17959660

3127791

109056

14722813

Южный ФО

3866770

943839

249

2922682

Северо-Кавказский ФО

493207

64960

23

428224

Приволжский ФО

6931263

1487949

110570

5332744

Уральский ФО

15871998

1670555

908

14200535

Сибирский ФО

3951760

1484812

72251

2394697

Дальневосточный ФО

13582578

2173312

9749

11399517

Предоставленные данные в таблице 4 свидетельствуют о том, что в 2012 г. в РФ поступило 154 570 295 тыс.долл. иностранных инвестиций. Из них большая часть приходится на прямые инвестиции. В ПФО поступило 6931263 тыс.долл., из которых большая часть прочие инвестиция (5332744 тыс.долл.). Самый большой приток иностранных инвестиций приходится на Центральный Федеральный округ, а минимальный — Северо-Кавказский Федеральный округ (493207 млн.долл.).

Для оценки инвестиционной привлекательности регионов использованы данные рейтингового агентства «Эксперт РА» в 2012-2013 году. Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценена по 2 параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск (Таблица 5) .

Таблица 5. Инвестиционный рейтинг российских регионов входящих в ПФО в 2012-2013 гг.

Регион

Риск

Потенциал, %

Группа

Республика Башкортостан

0.236

1.931

Республика Марий Эл

0.309

0.378

3B2

Республика Мордовия

0.292

0.467

3B2

Республика Татарстан

0.183

2.517

Удмуртская Республика

0.305

0.781

3B1

Чувашская Республика

0.284

0.642

3B1

Пермский край

0.305

1.797

Кировская область

0.318

0.586

3B1

Нижегородская область

0.256

1.972

Оренбургская область

0.253

1.007

3B1

Пензенская область

0.247

0.700

3B1

Самарская область

0.226

1.932

Саратовская область

0.296

1.112

3B1

Ульяновская область

0.249

0.731

3B1

В целом, по итогам исследования «Эксперт РА», регионы округа можно разделить на четыре группы, имеющие:

  • «максимальный потенциал — минимальный риск»: Республика Татарстан;
  • «средний инвестиционный потенциал — умеренный риск»: Республика Башкортостан, Пермский край, Нижегородская область, Самарская область;
  • «пониженный потенциал — умеренный риск»: Удмуртская Республика, Чувашская республика, Кировская область, Оренбургская область, Пензенская область, Саратовская область, Ульяновская область;
  • «незначительный потенциал — умеренный риск»: Республика Мордовия; Республика Марий Эл.

Приведем данные об инвестициях в ПФО на сегодняшнюю дату, по данным опубликованным на сайте Башстата.

Среди субъектов Приволжского федерального округа Башкортостан занимает четвертое место по объему инвестиций. С января по сентябрь 2014 года в республику инвестировано 169, 8 млрд.руб. Это 11, 7 % от объема всех инвестиций ПФО. Такие данные опубликованы на сайте Башстатат.

Первое место в списке субъектов ПФО занимает Татарстан, в него инвестировано 318, 7 млрд рублей, второе место — Нижегородская область (192, 2 млрд), третье — Самарская область (182, 2 млрд рублей).

К настоящему времени на территории округа действуют несколько федеральных финансовых институтов развития — Инвестиционный фонд Российской Федерации, Внешэкономбанк, ОАО «Российская венчурная компания», Государственная Корпорация «Роснанотех».

С помощью Инвестиционного фонда Российской Федерации в Республике Башкортостан успешно реализуется инвестиционный проект «Строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры г.Уфы Республики Башкортостан» (средства бюджета Республики Башкортостан — 369,62 млн рублей — 11,4%; Инвестиционного фонда Российской Федерации — 987,76 млн рублей — 30,6%; городского округа г.Уфа — 84,58 млн рублей — 2,6%; инвестора — 1788,5 млн рублей — 55,4 процента).

В Республике Башкортостан Внешэкономбанком ведется финансирование инвестиционных проектов:

  • «Строительство интегрированного металлургического комплекса ОАО "Белсталь" с собственной сырьевой базой»;
  • «Современный свинокомплекс общей мощностью 42 000 тонн свинины в живом весе в год»;
  • «Строительство газотурбинных электростанций когенерационного типа в городах Октябрьский, Белебей, Уфа».

В Республике Башкортостан ГК «Роснанотех» одобрено к финансированию 2 проекта (285,54 млн рублей, в т.ч. за счет ГК «Роснанотех» — 120,0 млн рублей).

В большинстве регионов округа функции уполномоченного государственного органа по привлечению инвестиций в регион выполняют специализированные организации, такие как: ОАО «Корпорация развития Республики Башкортостан», Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан, ОАО «Корпорация развития Чувашской Республики» и т.д. В 4-х субъектах Российской Федерации функции уполномоченного органа по привлечению инвестиций осуществляют органы исполнительной власти (Нижегородская область, Саратовская область, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика). В Республике Мордовия данные функции возложены одновременно на орган исполнительной государственной власти и специализированную организацию. В целом, создание региональных «Агентств по привлечению инвестиций», как наиболее эффективного института работы с инвесторами и предпринимателями, предполагает формирование единого механизма работы этих организаций с возможным наделением их следующими основными функциями:

  • формирование и целенаправленное продвижение имиджа инвестиционной привлекательности субъекта Российской Федерации;
  • регулярный систематизированный поиск инвесторов и работа с ними;
  • системная поддержка реализуемых инвестиционных проектов;
  • подготовка предложений по улучшению инвестиционного климата.

Обеспечение нормативной базы для деятельности Агентств также предполагает, в том числе, разработку и принятие административных регламентов по работе с инвесторами, которые будут ориентированы на ускорение сроков начала реализации инвестиционных проектов. В работу Агентства, связанную с оформлением всех разрешительных и согласовательных процедур, необходимо заложить базовый принцип «одного окна».

Одной из основных задач региональной экономической политики должно быть улучшение инвестиционных условий, как для отечественного, так и для иностранного предпринимательства. При этом нужно ориентироваться на активизацию собственного потенциала, что позволит укрепить независимость регионов и тем самым федеративную структуру государства. В каждом регионе проводятся мероприятия, направленные на усиление экономического роста за счет увеличения объема и эффективности инвестиций.

Региональные программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, реализуемые в Республике Башкортостан.

В 2010-2011 годах осуществлена реализация Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010-2011 годы, утвержденная постановлением правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2010 года № 64.

Общий объем финансирования в 2011 году за счет республиканского бюджета составил 120,8175 млн рублей;

Совокупный объем выделенных в рамках региональной Программы средств федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства составил 472,0875 млн рублей. Государственную поддержку по предварительным данным получили 2776 субъектов малого и среднего предпринимательства.

Важными элементами инфраструктуры финансовой поддержки являются гарантийный и лизинговый фонды, автономная некоммерческая организация "Центр микрофинансирования субъектов малого предпринимательства Республики Башкортостан", некоммерческая организация "Фонд содействия развития венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Башкортостан", территориальные бизнес-инкубаторы.

На территории Республики Башкортостан в настоящее время действуют следующие основные республиканские законы, регулирующие отношения в инвестиционной сфере:

  • Закон Республики Башкортостан "Об инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан, осуществляемой в форме капитальных вложений";
  • Закон Республики Башкортостан "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан";
  • Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций";
  • Закон Республики Башкортостан "Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений в Республику Башкортостан";
  • Закон Республики "Об инвестиционном налоговом кредите по региональным налогам в Республике Башкортостан";
  • Закон Республики Башкортостан "Об участии Республики Башкортостан в государственно-частном партнерстве";
  • Закон Республики Башкортостан "Об Инвестиционном фонде Республики Башкортостан".

Финансовые меры государственной поддержки:

  • субсидирование процентной ставки по кредитам;
  • компенсация части затрат по приобретению предметов лизинга;
  • использование имущества, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан, в качестве предмета залога;
  • льготы по арендной плате в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан;
  • бюджетные инвестиции.

Налоговые льготы в республике предоставляются на срок до 10 лет в зависимости от объема капитальных вложений в следующих формах:

  1. Установление пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль и освобождение от налога на имущество организаций;
  2. Предоставление инвестиционного налогового кредита, изменение сроков уплаты налогов.
Таблица 6.

Общая система налогообложения

Льготная система налогообложения

Налог на прибыль

20%

15,5%

Налог на имущество

2,2%

0%

Нефинансовые меры государственной поддержки:

  • консультационное, методическое и информационное сопровождение инвестиционного проекта;
  • формирование рабочей группы для сопровождения инвестиционного проекта на всех стадиях его реализации;
  • предоставление информации инвесторам о наличии и состоянии инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционного проекта;
  • распространение информации об инвестиционном проекте;
  • содействие в развитии инфраструктуры, необходимой для обеспечения инвестиционной деятельности.

В целях совершенствования инвестиционного климата регионов ПФО были предложены следующие предложения:

  1. Рассмотреть и принять комплекс мер по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы государственной политики по улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, развития деловой среды и повышения гарантий для инвесторов;
  2. Внести изменения в налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации, предусматривающие:
    • сокращение фискальной нагрузки на производство и инвестиции по приоритетным направлениям развития экономики;
    • увеличение налоговой нагрузки на неэффективное потребление и рентные платежи;
    • введение дополнительных форм государственной финансовой поддержки развития инженерной инфраструктуры
  3. Разработать и утвердить в установленном порядке на федеральном уровне нормативные правовые акты о стимулировании государственных закупок инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции;
  4. Продолжить координацию деятельности по реализации стратегий социально-экономического развития федеральных округов и их комплексных планов (программ). Завершить формирование методических рекомендаций по разработке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
  5. Создать систему государственной поддержки и стимулирования развития инвестиционного сотрудничества регионов.

В заключение следует отметить, что выполнения в полном объеме запланированных стратегий развития ПФО, приведет к повышению инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата в целом.

Читайте также

Список литературы

  1. Вякина И. В., Александров Г. А., Скворцов Г. Г. Инвестиционный климат региона: сущность и составляющие системы [Текст] / И. В. Вякина, Г. А. Александрова, Г. Г. Скворцова // Российское предпринимательств. – 2012. - № 16. - С. 98-103.
  2. Пути улучшения инвестиционного климата [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://studopedia.ru/2_15144_puti-uluchsheniya-investitsionnogo-klimata-regiona.html. – 11.11.14.
  3. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов 2013 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138625359016.
  4. Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://raexpert.ru.
  5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://bashstat.gks.ru/

Цитировать

Хамадеева, А.Р. Оценка инвестиционного климата региона и пути его улучшения / А.Р. Хамадеева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2965 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться