Нaлоги – это один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти. В течение последних лет основой государственной политики в области налогообложения, являлось стремление к совершенствованию налоговой системы, которая по-прежнему избыточно ориентирована на фискальную функцию, в ущерб другим - прежде всего, функции стимулирования роста конкурентоспособности, этим и обусловлена актуальность данной статьи.
В сегодняшних условиях что же должна представлять собой налоговая система? О чем не следует вести речь о радикальных изменениях. Имеется в виду укрепление и совершенствование налоговой системы. Необходимо значительно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необ-ходимые механизмы контроля за эффективностью использования государс-твенных финансовых ресурсов. Самой главной задачей является обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.
Для того, чтобы улучшить налоговую систему необходимо принять ряд следующих мер:
- Значительно улучшить качество планирования и финансирования государственных расходов,
- Укрепить доходную базу бюджетной системы,
- Создать необходимые механизмы и условия контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.
Основные направления налоговой системы в России:
- Ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы пу-тем отмены низко-эффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;
- Расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответ-ствии с принципом “налоговой справедливости”;
- Постепенное и медленное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;
- Решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства [2].
Тaким образом, реформирование действующей нaлоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного нaлогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них важнейшее значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования [1].