Государственное регулирование в сфере имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей является необходимым, так как без его осуществления большинство сельскохозяйственных организаций не в состоянии будут обеспечить расширенное производство и конкурентный потенциал. К основным источникам возникновения имущественных интересов хозяйствующих субъектов можно отнести осознанные потребности и распоряжение материальными и нематериальными благами. К основным группам имущественных интересов относятся:
- обеспечение субъектов земельными угодьями;
- техническое оснащение сельскохозяйственного производства;
- сохранение и расширение производства и многое другое.
Сельскохозяйственные товаропроизводители нуждаются в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов в течение календарного года [1].
Защита имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей позволяет координировать деятельность в системе организационно - правовых и экономических отношений, а также их обеспечение более четких системных мероприятий по повышению уровня реализации. Все это определяет пути дальнейшего развития сельского хозяйства.
Правами и законными интересами сельскохозяйственных товаропроизводителей РФ занимается юрисдикция судов. Они находятся в ведении арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
Цели, связанные с осуществлением сельскохозяйственной коммерческой деятельности, должны рассматриваться именно арбитражным судом, а суды общей юрисдикции, согласно гражданско-процессуальному законодательству, рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей относится нотариальная защита. Нотариат — это часть правовой системы любого государства, базирующаяся на принципах правового государства и признаваемая гражданским обществом. В государстве функции, выполняемые нотариусом, однозначно необходимы, так как в реализации нотариальной деятельности обеспечивается защита прав и законных интересов человека и гражданина. Это является задачей не только государственных органов, но и всех институтов общества и самого государства.
Итак, под нотариальной защитой понимается совершение нотариальных действий, направленных на предупреждение возможного нарушения, а также на защиту уже нарушенных прав и интересов предпринимателей [3]. Согласно мнению Абдуллиной М.: «При рассмотрении нотариальной защиты как одного из внесудебных методов защиты прав и интересов предпринимателей необходимо принять во внимание следующие особенности ее реализации: предметом нотариальной деятельности является бесспорные дела; не используются принципы публичности, состязательности; нотариальные действия совершаются нотариусом только единолично; юридические факты устанавливаются, как правило, на основании письменных доказательств, и другие» [2].
Таким образом можно сделать вывод, что защита прав и законных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей РФ осуществляется не только в судебном порядке, но и нотариально. Используя нотариальную защиту в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей РФ, можно избежать в большинстве случаев решения спорных вопросов без судебного вмешательства – быстро и эффективно, так как нотариальное заверение имеет силу закона.