Дидактический синквейн как метод формирования грамматических навыков на уроке английского языка на старшем этапе (на материале УМК Spotlight 9)

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В данной работе представлен современный метод формирования грамматических навыков – метод синквейна. В контексте данной работы представлено понятие синквейна как метода формирования грамматических навыков на старшем этапе изучения английского языка, проведен анализ состояния практики использования синквейнов при обучении грамматике английского языка, а также представлена разработка плана-конспекта урока английского языка с использованием дидактического синквейна. Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что дидактический синквейн может использоваться как метод обучения грамматике, особенно на старшем этапе изучения английского языка, т.к. он тренирует умения вычленения ключевых позиций в правилах или текстах, учит формулировать идею, а также позволяет максимально доступно и интересно закрепить изученный материал.

Ключевые слова

АНКЕТИРОВАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ, МЕТОД СИНКВЕЙНА, МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Текст научной работы

В современной методике так же, как и много лет назад, актуальной и нерешенной до сих пор остается проблема поиска и выбора наиболее эффективных и рациональных методов преподавания иностранных языков, соответствующих современным условиям обучения и отвечающих требованиям стандартов современного образования (8). Количество методов и подходов в обучении грамматике английского языка достаточно многочисленно, они варьируются от традиционных до современных и комбинированных. Однако при всем многообразии, некоторые аспекты в формировании грамматических навыков, такие как простота усвоения грамматических конструкций, или умение применять изученные правила на практике, все еще недостаточно раскрыты.

Метод синквейна, представленный в данной работе, впервые был представлен в России только в 1997 году, однако за это время рядом методистов и ученых была отмечена его эффективность в усвоении и анализе новых понятий, а также в развитии образной речи. Данный метод рассматривался в работах таких ученых, как О.А. Марушкина (2012), М.А. Евтух (2010), Н. В. Кучмина (2012), Е. В. Бахман (2009), и др. Они определяли данный метод как эффективный способ осмысления изученного материала во многих отраслях науки, однако они не рассматривали метод синквейна как способ обучения грамматике английского языка.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке, определяется тема (одно существительное); во второй дается описание темы (два прилагательных или причастия); в третьей - ее характеристика через действие (три глагола); в четвертой составляется фраза, в которой выражено отношение автора к теме; в пятой строке для обобщения или расширения смысла темы приводится синоним (одно слово).

Существует несколько разновидностей синквейнов: обратный, зеркальный, синквейн-бабочка, корона синквейнов, гирлянда синквейнов, но наибольшей популярностью пользуется дидактический синквейн. В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме содержание основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки (9).

Данный метод позволяет учителю проверить степень понимания учеником того или иного грамматического явления, а также возможность закрепить данное понятие с помощью ассоциаций, связанных с отношением ученика к данному явлению. Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. Метод синквейна способствует реализации творческого потенциала учащихся и их самовыражению при изучении грамматических явлений.

К явным преимуществам этого метода относится его функциональность, сравнительно небольшое количество времени для составления (в сравнении с сочинениями), возможность творческого самовыражения учащихся, вариативность (возможность составления как в группе, как и самостоятельно), расширение словарного запаса и возможность четко формулировать свои мысли. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной (3).

Однако у данного метода также есть свои минусы. При первом знакомстве с принципом его составления у учащихся могут возникнуть трудности с пониманием системы синтезирования материала в виде пяти строк. Также данный метод невозможно использовать в качестве промежуточной проверки усвоения грамматических норм, так как пока учащиеся не будут иметь четкого представления о грамматическом явлении и его признаках, они не смогут отобразить свою собственную ассоциацию с данным правилом, также может возникнуть ложное понимание (или ложное запоминание) правила, если ученик еще не понял его. Исходя из этого, учитель должен регулировать процесс написания синквейна, т.е. данное задание не может полностью быть элементом самостоятельной работы, а также он должен учитывать возрастные особенности детей.

Так как метод синквейна получил свое распространение в России только в 1997 году, и так как он относится к современным, нетрадиционным методам обучения грамматике английского языка, на уроках он используется сравнительно малым количеством преподавателей и учителей. Для того чтобы определить данный процент среди преподавателей и студентов СГУ, было проведено анкетирование. Анкетирование в рамках данной работы проводилось с целью изучения корректности и целесообразности использования метода синквейна на уроках английского языка. Суммарное количество опрошенных: 8 преподавателей, 20 студентов.

Таким образом, в ходе проведения анкетирования было выявлено, что большинство опрошенных считают данный метод эффективным в обучении грамматике иностранного языка и, по их мнению, он может использоваться коллективно или индивидуально. Также более продуктивным данный метод будет на завершающих этапах урока в качестве закрепления изученного материала или при завершении определенного грамматического раздела. Затруднение вызвал только один вопрос, подразумевающий составление своего собственного синквейна.

Эффективность метода синквейна в формировании грамматических навыков может быть продемонстрирована в ходе применения данного метода на уроке английского языка. Для того чтобы разработать урок, необходимо проанализировать учебные пособия для старшего этапа изучения английского языка. В данной работе приведены два учебных пособия: «Spotlight Student’s book, 9 класс», авторы: Эванс В., Дули Д., Подоляко О.; и «Английский с удовольствием» / «Enjoy English», учебник для 9 класса, авторы: Биболетова М. З., Бабушис Е.Е., Денисенко О.А., Добрынина Н.В., Кларк И.О., Морозова А.Н. и др.

В данных пособиях представлено множество заданий на повторение, запоминание и изучение грамматических явлений: как теоретических, так и практических. Однако поскольку содержание первого раздела учебного пособия «Enjoy English» не предусматривает повторение и аккумулирование уже пройденных ранее грамматических конструкций, в ходе данной работы был разработан урок на основе учебного пособия «Spotlight Student’s book, 9 класс» (5).

Урок подразделяется на несколько этапов, включает в себя использование аудиовизуальных средств. Метод синквейна применяется в начале урока для того, чтобы активизировать уже изученный граматический материал, а также обеспечить их лучшее запоминание и сократить возможное количество ошибок. Тема урока определяется как “The Present Tenses in Use”.

Учащимся предоставляется возможность создания собственного синквейна. Учитель объясняет принцип составления стихотворения, выделяя ключевые позиции. Также он записывает пример на доске, на английском языке. Ученики получают пустые карточки, на одной стороне которых они составляют свой синквейн, на основе личных ассоциаций с изучаемой конструкцией, а на обратной стороне приводят пример. На выполнение данного задания отводится 10 минут. Учитель помогает ученикам, регулирует процесс работы. После того, как большинство учеников составило свои синквейны, учитель просит нескольких учеников представить свои работы. Важно, чтобы учащиеся заметили сходства и различия в своих работах, увидели и приняли точку зрения одноклассников. У учащихся, столкнувшихся с трудностями при выполнении данного задания, есть возможность закончить составление синквейна в качестве домашней работы. Готовый синквейн может выглядеть следующим образом:

The Present Perfect.

Long-lasting, mixed, formed with past participle ‘have’.

Refers to the past but lasts up to the present, puts the emphasis on the result of the action.

Usually used with such adverbs as ‘ever’, ‘never’, ‘yet’, ‘already’ while time is not stated.

Past connected with present.

Таким образом, был проведен анализ двух учебных пособий: их методическое содержание, УМК, план-конспект уроков. В ходе анализа был разработан урок на основе учебного пособия «Spotlight Student’s book, 9 класс». В качестве методической находки в ходе урока представлен метод синквейна как средство глубокого и эффективного понимания изученного грамматического явления. Урок состоит из 8 этапов, дидактический синквейн применяется на третьем этапе с приведенным в таблице примером.

Таким образом, синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

Невозможно утверждать, что существует один единственный верный вариант синквейна, так как это задание индивидуально и отражает мнение каждого из учащихся или определенной группы учащихся, то есть понятие правильного или неправильного синквейна не существует: ошибки могут быть только в форме его составления или в непонимании грамматического явления учащимися.

Но также невозможно утверждать, что данный метод подходит для каждого ученика. В процессе составления могут возникать сложности, объяснить которые можно тем, что учащиеся не понимают тему в должной мере или она им просто не нравится, соответственно записать свою ассоциации становится почти невозможно. Также возможно, что у учащихся еще недостаточно большой словарный запас, либо они еще не научились выражать свои мысли на чужом языке. Следовательно, использование синквейна в ходе урока требует определенных умений, вдумчивого подхода, а также компетентности учителя, который должен наглядно показать, как реализовать данный метод или подвести ученика к высказыванию своих собственных идей.

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что дидактический синквейн может использоваться как метод обучения грамматике, особенно на старшем этапе изучения английского языка, т.к. он тренирует умения вычленения ключевых позиций в правилах или текстах, учит формулировать идею, а также позволяет максимально доступно и интересно закрепить изученный материал. Однако также данный метод может применяться в иных разделах английского языка, например, при изучении нового лексического материала, что поддерживает актуальность данной темы и перспективу ее исследования.

Читайте также

Список литературы

  1. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии // Школа: день за днем. 2013.
  2. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Издательство Московского университета, 2009. 175с.
  3. Ковальчук Е.В. Суггестопедическая система как способ интенсификации обучения русскому языку иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки // Москва. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). 2006. C. 249.
  4. Леонтьева Л.И. Рабочие программы по английскому языку. 2-11 классы. М.: Глобус, 2009. 287 с.
  5. Марушкина О.А. Синквейн на уроках литературы. 2012/ http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/sinkvein
  6. Михайличенко О.В. Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе: Учебное пособие. С.: СумДПУ, 2009. 122 с.
  7. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения. М.: Центр Академия, 2008. 176 с.
  8. Петухова О. А. Методы преподавания иностранных языков // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 2013.
  9. Тимакова А. Виды синквейнов. 2014 / http://cinquain.ru/
  10. Helena Gomm. Steps to Learning English // Talkenglish. Terms of use. 2012.
  11. What We Can Learn From Foreign Language Teaching In Other Countries // Center for Applied Linguistics. 2012.

Цитировать

Вернигора, А.О. Дидактический синквейн как метод формирования грамматических навыков на уроке английского языка на старшем этапе (на материале УМК Spotlight 9) / А.О. Вернигора, Е.Н. Лощилова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/3005 (дата обращения: 05.12.2022).

Поделиться