Какие изменения произошли в 2015 году по страховым взносам

№30-2,

Экономические науки

В данной статье рассматриваются вопросы изменения законодательства о страховых взносах в 2015 год. В работе особое внимание уделялось на новые положения по уплате страховых взносов временно пребывающим иностранным гражданам, а также нормы, регламентирующие порядок проведения выездных проверок страхователей. Также изучены особенности начисления страховых взносов.

Похожие материалы

Основной ролью страхования является повышение социальной защищённости населения, путём выплат денежных компенсаций в случае потери здоровья, жизни или трудоспособности, повышение объёма пенсий, а так же обеспечения населения качественным медицинским обслуживанием и многое другое. В свою очередь высокая социальная защищённость населения способствует повышению доверия к правительству, стабилизации политической обстановки, что можно считать политической составляющей развития страхования.

1 января 2015 года вступают в силу многочисленные поправки в законодательство по страховым взносам. Новшества введены Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ. Касаются они как самих взносов, отчетности по ним, так и взаимоотношений с фондами.

Расхождения, возникающие по причине отражения в расчетах начисленных взносов в рублях и копейках, а уплаченных – в рублях, приводили к наличию у страхователей недоимки. Минтруд России признавал такие действия территориальных органов фонда неправомерными и рекомендовал обжаловать подобные решения проверяющих (письмо от 14.02.2013 № 17-4/264).

Внесенные поправки приводят к единообразию порядка уплаты взносов и отражение их в отчетности. Соответственно, споры с органами контроля больше возникать не должны.

Произошли такие изменения:

  1. С 50 до 25 человек снижена в 2015 году среднесписочная численность физических лиц, отчетность по которым подается исключительно в электронном виде. Таким образом, если среднесписочная численность физических лиц, по которым производятся выплаты, превышает 25 человек, расчеты по форме РСВ-1ПФР и форме-4ФСС представляются в форме электронного документа. При этом подписаны они должны быть усиленной квалифицированной электронной подписью (пп. «в» п. 3 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).[2]
  2. Перечень компенсаций, связанных с увольнением и освобождаемых от начисления взносов (в т. ч. взносов «на травматизм»), дополнен следующими видами выплат:
    • выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный – для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);
    • компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру в сумме, не превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Эти суммы также неаоблагаются НДФЛ (абз. 8 п. 3 ст. 217 НК РФ). В НК РФ предусмотрено, что в случае, когда компенсация предоставляется руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру, уволенным из организаций Крайнего Севера (приравненных к ним местностей), НДФЛ с нее не удерживается в части, не превышающей шестикратный размер среднего месячного заработка. В Законе № 188-ФЗ подобная норма отсутствует.

  1. Индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог в рамках патентной системы налогообложения (ПСН), смогут начислять взносы по пониженным тарифам на выплаты не всем физлицам, а лишь тем, кто занят в деятельности, на которую получен патент. Это суживает действующую норму, которая позволяет предпринимателям, применяющим ПСН, исчислять взносы по пониженным тарифам с выплат всем лицам. Поправки законодательства не уточняют, относятся ли абсолютно все сотрудники предпринимателя к лицам, занятым в деятельности, на которую выдан патент.
  2. Застрахованными в сфере обязательного пенсионного страхования станут все временноапребывающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства (пп. «а» п. 2 ст. 3, п. 4 ст. 3 Закона № 188-ФЗ).

Начиная с 2015 года с выплат временно пребывающим иностранным гражданам потребуется уплачивать взносы в ПФР независимо от даты заключенного с ними трудового договора, то есть даже в случае, когда иностранец принят на работу до 1 января 2015 года. Это не означает, что за периоды до 2014 года возникнет недоимкаапо взносам (например, если продолжительность срочного трудового договора с временно пребывающим иностранцем в 2014 году составила менее шести месяцев), так как новыеанормы не распространяются на правоотношения прошлых периодов[1].

  1. Законом № 188- ФЗ дополнена норма о правилах начисления пеней. Так, в Законе № 212-ФЗ прямо прописано, что последним днем, за который на сумму просрочки платежа начисляются пени, является день фактической уплаты долга (п. 14 ст. 5 Закона № 188-ФЗ). Минтруд России в письме от 16.05.2014 № 17-4/В-211 указал, что дата исполнения обязанности по уплате взносов не может одновременно являться днем просрочки исполнения этойаобязанности. Поэтому деньауплаты взносов (например, день предъявления в банк платежного поручения) не включается в период начисления пеней.
  2. Минздравсоцразвития России в письме от 11.11.2010 № 3416-19 указало, что компенсация не подтвержденных документально затрат по найму жилья облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке. В разъяснении от 26.05.2010 № 1343-19, согласно которой порядок и размеры возмещения командировочных расходов определяются в коллективном договоре или в локальном нормативном акте работодателя. На этом основании можно сделать вывод, что возмещение неподтвержденных затрат по найму жилья не облагается страховыми взносами в размере, определенном внутренними документами организации. С 2015 года противоречие будет устранено, и оплатуарасходов по найму жилья, не подтвержденных документами, потребуется облагатьавзносами. Аналогичный порядок обложения взносами «на травматизм» неподтвержденных командировочных затрат не претерпел изменений. Закон № 125-ФЗ по-прежнему позволяет не включать в базу по взносам оплату подобных расходов в пределах норм (п. 2 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ).
  3. Внесенные поправки предусматривают возможность зачета излишне уплаченных взносов по одному виду страхования в счета будущих платежей, а также погашения недоимки, задолженностиапо пеням и штрафам по взносам, относящимся к иному виду страхования. Подобный зачет правомерен только между теми взносами, которые взимаются одним и тем же органом (пп. «з» п. 15 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).

Исходя из этого взаимозачет возможен в отношении платежей по следующим видам взносов:

  • взносы в ПФР и ФФОМС – поскольку ониаадминистрируются одним и тем же органом – ПФР и его территориальными отделениями (ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ);
  • взносы в ФСС (в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и взносы «на травматизм» – поскольку они администрируют ФСС России и его территориальными органами.[3]

Для осуществления такого зачета в 2015 году потребуется представить в отделение соответствующего внебюджетного фонда заявление в письменной форме или в электронном виде. По действующим сейчас нормам зачет переплаты возможен только в рамках того или иного внебюджетного фонда, независимо от администратора платежей. То есть зачесть излишне уплаченные взносы в ПФР в счет недоимки по взносам в ФФОМС нельзя.

  1. Если страхователь не уплатит недоимкуапо взносам (пеням, штрафам) на основании предъявленного ему требования, контролирующие органы вправе принять решение о взыскании средств с его счета в банке.

Для этого органы фондов направляют в банк поручение на списание денежных средств. Законом № 188-ФЗ устанавливается, что срок для направления такого поручения со следующего года не ограничен (пп. «б» п. 10 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).

На данный момент проверяющие могут направить поручение в банк о взыскании недоимки только в течение одного месяца со дня принятия соответствующего решения .

  1. Законом № 212-ФЗ предусмотрено, что за отдельные периоды (например, за время нахождения в отпуске по уходуаза ребенком) самозанятые лица вправе не уплачивать за себя взносы в ПФР и ФФОМС, если в течение этого времени они не осуществляли предпринимательскую деятельность (ч. 6 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

Если же в отдельные месяцы расчетного периода (календарного года) такие самозанятыеалица вели предпринимательскую (иную профессиональную) деятельность, то взносы в фиксированном размере необходимо уплатить. Рассчитывается фиксированный платеж в данной ситуации пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых осуществлялась деятельность.[ 1]

Страхователи, занимавшиеся предпринимательской деятельностью в течение неполного месяца, начиная с 1 января 2015 года получат возможность исчислять взносы за такой месяц пропорционально количеству календарных дней в нем. Это имеет положительное значение для плательщиков взносов, поскольку они смогут при расчете учитывать не все календарные дни, а лишь те, когда фактически велась деятельность. Особенно это актуально, если деятельность осуществлялась в течение лишь нескольких дней месяца.

  1. Порядок проведения органами внебюджетных фондов выездных проверок плательщиков взносов дополнен нормами о возможности продления срока проверки, а также проведения повторной выездной проверки (пп. «в» п. 19 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).

Они аналогичны порядку осуществления выездных налоговых проверок. Так, срок проверки может быть продлен до четырех или шести месяцев в следующих случаях:

  • при проверке от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников получена информация о нарушенииаплательщиком взносов законодательства о взносах.
  • на территории, где проводится выездная проверка, возникли обстоятельства непреодолимой силы.
  • страхователь не представил документы, необходимые для проверки, в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.
  • проводится проверка организации, имеющей четыре и более обособленных подразделения. В данном случае проверка может быть продлена до четырех месяцев.
  • проводится проверка организации, имеющей десять и более обособленных подразделений. В указанной ситуации проверка может быть продлена до шести месяцев.

Выездная проверка заканчивается составлением справки о ее проведении. Так, если по проверке, начавшейся до 2015 года, по состоянию на 1 января 2015 года составлена справка, то проверкаане может быть продлена по перечисленным основаниям.

Повторная выездная проверка страхователей может проводиться:

  • вышестоящим органом контроля за уплатой взносов в порядке контроля за деятельностью органа, проводившего проверку;
  • фондом, ранее проводившим проверку, в случае представления страхователем уточненного расчета по взносам, если в нем величина взносов указана в меньшем размере. В этом случае повторной проверкой будет охвачен период, за который подан уточненный расчет.

Если при проведении повторной проверки будет выявлен факт совершения плательщиком взносов нарушения законодательства, который не былавыявлен при первоначальной проверке, то санкции применяться не должны. Исключением будет случай, когда правонарушение не было выявлено изначально по причине сговора между страхователем и должностным лицом фонда.

Таким образом, изучив особенности начисления страховых взносов в 2014 году, мы отметили изменения в экономическом и социальном развитии страны и в политике в области социального страхования и обеспечения.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года N 212 [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 17.07.2009 : одобр. Советом Федерации 18.07.2009 г.: (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.06.2014) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  2. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ 212 [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 30.11.2001: одобр. Советом Федерации 05.12.2001 г.: (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.04.2014) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  3. Федеральный закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 20.12.2006 : одобр. Советом Федерации 27.12.2006 г.: (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.07.2014) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  4. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 19.11.2010 : одобр. Советом Федерации 24.11.2010 г.: (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.07.2014) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.