Заключение гражданско-правовых договоров регламентируется Гражданским кодексом РФ [1], практика их заключения весьма распространена. Однако в некоторых случаях имеются веские основания для переоформления их в трудовые договоры.
С начала 2014 года в Трудовой кодекс РФ [2] были внесены дополнения, направленные на решение проблемы по легализации трудовых отношений, а также на более четкое регулирование трудовых отношений на основании трудового договора. Внесение дополнений вызвано участившимися случаями оформления трудовых отношений гражданско-правовыми договорами.
Ч. 2 ст. 15 Трудового кодекса РФ содержит положение о том, что заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. По смыслу данной нормы, исходя из анализа других статей Трудового кодекса РФ, это требование является обязательным для работодателей.
Ч. 4 ст. 11 Трудового кодекса РФ предусматривает, что если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в установленном порядке были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства. Это означает, что, если при оформлении гражданско-правового договора следовало заключить трудовой договор, то при признании возникших из него отношений трудовыми, к ним будет применяться Трудовой кодекс РФ.
Также в Трудовом кодексе РФ появилась новая ст. 19.1, согласно которой лицо может обратиться в суд и после прекращения отношений, которые были оформлены как гражданско-правовые. Указанные положения трудового законодательства свидетельствуют о том, что работодатели должны более тщательно подходить к вопросам заключения трудовых договоров, а работники вправе обратиться в суд и получить все причитающиеся им гарантии и льготы, которые они могли бы получить при заключении с ними трудовых договоров.
Особенностью законодательства является то, что ранее признание гражданско-правовых отношений трудовыми относилось к компетенции судов, а сейчас это может сделать лицо, являющееся заказчиком работ и использующее личный труд, на основании письменного заявления исполнителя. Кроме того, переквалификация возможна на основании предписания инспектора по труду, если оно не обжаловано работодателем в вышестоящий орган или в суд, а также по решению суда в случае, если исполнитель обратился туда с заявлением.
Признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами. Это положение пока представляется не совсем понятным, поскольку государственные инспекторы по труду не вправе выступать в защиту интересов работника, подавая заявление в суд, но могут участвовать в качестве экспертов, давать заключения по различным правовым вопросам. Судебная практика по данному вопросу пока только формируется.
Следует обратить внимание на то, что, если отношения, возникшие на основании гражданско-правового договора, уже прекратились, то эти отношения могут быть признаны трудовыми исключительно судом. Физическое лицо, которое являлось исполнителем по гражданскому договору, вправе обратиться за признанием этих отношений трудовыми в порядке и сроки, которые установлены для индивидуальных трудовых споров. Ст. 392 Трудового кодекса РФ говорит о том, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением спора в течение трех месяце, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (например, день получения письменного отказа работодателя признать такие отношения трудовыми). При этом все неустранимые сомнения при рассмотрении судами споров о признании отношений, возникших на основе гражданского договора, трудовыми будут толковаться в пользу наличия трудовых отношений.
Ч. 4 ст. 16 Трудового кодекса РФ устанавливает запрет на фактическое допущение сотрудника к работе без ведома или разрешения работодателя либо его уполномоченного представителя. Такого рода полномочия работодатель может передать другим должностным лицам либо на основании доверенности, либо на основании распорядительного акта.
В случае допущения работника к работе лицом, не имеющим соответствующих полномочий, если работодатель не возражает, то оформляется трудовой договор. Если работодатель возражает, то трудовые отношения по сути не возникают. Однако в этом случае работодатель обязан оплатить физическому лицу фактически отработанное им время или выполненную работу согласно ст. 67.1 Трудового кодекса РФ. В данном случае возникает вопрос об оплате труда. Представляется, что возможны несколько вариантов. Оплата может определяться по условиям оплаты труда на аналогичных должностях или соответствовать оплате труда работников, которые у этого работодателя выполняют аналогичную работу, либо согласно ст. 424 Гражданского кодекса РФ, производится оплата фактически выполненных работ по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы.
Должностное лицо, которое допустило сотрудника к работе, не имея на это полномочий, привлекается к ответственности, в том числе материальной, в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
В ч. 2 ст. 5.27 КоАП [3] РФ внесены изменения, согласно которым за данное административное правонарушение предусмотрен административный штраф для граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей. Повторное нарушение грозит должностным лицам дисквалификацией на срок от одного года до трех лет, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тыс. до сорока тыс. рублей. Юридические лица могут быть подвергнуты административному штрафу в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
Изменения, внесенные в КоАП РФ, в т.ч. в ст. 5.27, и вступившие в силу с 1 января 2015 года, существенно увеличили санкции не только за правонарушение данного вида, но и за целый ряд иных составов, которые введены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421[4].
Ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ изложена в новой редакции, согласно которой за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора, либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предусматривается административный штраф должностному лицу – в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, предпринимателю – в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, юридическому лицу – в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.
Повторное нарушение грозит должностным лицам дисквалификацией на срок до 3 лет, предпринимателям – административным штрафом от 30 тыс. до 40 тыс. рублей, а организациям – административным штрафом в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
С целью предотвращения нарушений трудового законодательства необходимо повышать уровень правосознания работодателей и работников, вырабатывать рекомендации по вопросам оформления трудовых отношений, легализации заработной платы, применять меры по привлечению виновных лиц к установленной законодательством ответственности. Однако, чтобы работа по легализации трудовых отношений была эффективной и приносила положительный результат, необходимо каждому гражданину осознать, что конституционное право на труд является одной из конституционных ценностей [5], и у него в арсенале имеются несколько способов его защиты, закрепленных в законодательстве: обращение с заявлением к государственному инспектору по труду, с жалобой в прокуратуру либо с исковым заявлением в суд.