Юридические лабиринты в юриспруденции российского законодательства

№59-1,

Юридические науки

Основными источниками права в России являются Конституция Российской Федерации принятая 12 декабря в 1993 году, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы Российской Федерацией.

Похожие материалы

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации, принята народом России 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Помимо установленной иерархии нормативно – правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между законодательством Российской Федерации и международным договором Российской Федерация, должны применяться правила международного договора. В Конституции Российской Федерации закреплено верховенство международных договоров. Основной текст, главного закона России делится на 2 раздела. В первом разделе содержится 9 глав, разделенных на статьи, второй раздел вместил в себя заключительные и переходные положения: основы конституционного строя описаны в статьях с 1 по 16 действующей Конституции Российской Федерации, вмещает в себя основополагающие нормы конституционного строя, структуру Российской Федерации, основы политической и идеологической структуры; права и свободы человека и гражданина, описаны в статьях с 17 по 64 действующей Конституции Российской Федерации. Исходя из названия главы, вмещает перечень основных прав и свобод, гарантии их исполнения и принцип неотъемлемости прав и свобод с рождения и до самой смерти; Федеративное устройство, описаны в статьях с 65 по 79 действующей Конституции Российской Федерации. Вмещает исчерпывающий перечень всех субъектов Российской Федерации, правила принятия новых субъектов, раскрывает основы определения статуса республик и их символики, принципы взаимодействия государственных органов и политических образований различных республик; Президент Российской Федерации, описаны в статьях с 80 по 93 Конституции Российской Федерации. Определяет основные полномочия Президента Российской Федерации, процедуру его избрания, срок действия полномочий, процедуру отставки и отрешения от должности; полномочия Федерального Собрания Российской Федерации определены в статьях с 94 по 109 Конституции Российской Федерации. В статьях определяется состав и полномочия Федерального Собрания, состав и полномочия двух палат – Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Определяет процедуру роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Правительство Российской Федерации, описаны в статьях с 110 по 117 действующей Конституции Российской Федерации. Определяет принципы формирования Правительства Российской Федерации, его полномочия, процедуру отставки и выражения недоверия; Судебная власть и прокуратура, описываются в статьях с 118 по 129 действующей Конституции Российской Федерации, где статья 127 Конституция Российской Федерации была исключена из текста. В статьях разъясняются основные принципы осуществления правосудия в Российской Федерации, принципы осуществления надзора, и контроля за соблюдением законности, полномочия Конституционного суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации, а также основные принципы назначения судей и прокуроров в Российской Федерации; Местное самоуправление, описаны в статьях с 130 по 133 действующей Конституции Российской Федерации, где описываются основные полномочия и обязанности местного самоуправления; Конституционные поправки и пересмотр Конституции, описываются в статьях с 134 по 137 действующей Конституции Российской Федерации. Определяет основные правила внесения поправок и изменений в Конституцию Российской Федерации.

В главе 7 действующей Конституции Российской Федерации рассказывается о Судебной системе Российской Федерации, где подробно изложено положение Судебной власти и Прокуратуры в Российской Федерации. Закон от 30.12.2008 N 6 – ФКЗ продлил сроки полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В Федеральном Конституционном законе внесены поправки в части 1 статьи 81 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой, срок полномочий Президента Российской Федерации составляет 6 лет. В части 1 статьи 96 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации избирается сроком на 5 лет.

Закон от 30.12.2008 N 7 – ФКЗ расширил полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в отношении Правительства Российской Федерации. В части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой, помимо прочих полномочий, теперь Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации заслушивает ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации. Это связано с показателями результатов деятельности Правительства Российской Федерации, а также вопросами, поставленными самой Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Закон от 05.02.2014 N 2 – ФКЗ внес несколько важных поправок касающихся деятельности Верховного суда Российской Федерации и Прокуратуры Российской Федерации.

Были расширены полномочия Президента Российской Федерации, теперь, согласно изменениям в пункт «е» статьи 83 Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не только кандидатуры судей Верховного Российской Федерации и Конституционного судов Российской Федерации. Президент Российской Федерации назначает федеральных судей, вносит кандидатуры Генерального прокурора, его заместителей и предложения по освобождению их от должности. Дополнительно, данным законом были внесены изменения в главу 7 Конституции Российской Федерации. Из текста Конституции Российской Федерации исключена статья 127 Конституции Российской Федерации. Внесены изменения тексты ряда статей: 125, 126, 128, 129 Конституции Российской Федерации. Статья 125 Конституции Российской Федерации определяет полномочия Конституционного суда Российской Федерации. Статья 126 Конституции Российской Федерации определяет статус Верховного суда Российской Федерации. Статья 128 Конституции Российской Федерации определяет порядок назначения судей. Статья 129 Конституции Российской Федерации содержит основные положения относительно Прокуратуры Российской Федерации. Закон от 21.07.2014 N 11 – ФКЗ расширил полномочия Президента Российской Федерации, добавив в статью 83 Конституции Российской Федерации пункт «е» который гласит, что Президент назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания. Статья 95 Конституции Российской Федерации была изложена в новой редакции.

Относительно – нормативно правового акта, существует иерархия воздействия по силе применения. Нормативно – правовой акт – это основной источник права в современном государстве. Нормативно – правовой акт издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Нормативно – правовой акт – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. В совокупности нормативно – правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре. В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество высшую юридическую силу, по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и в исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Иерархическая структура нормативно – правового акта распределяется следующим образом: на первом месте стоит Конституция Российской Федерации – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России. Законы принимаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Следующим нормативно – правовым актом является Федеральные Конституционные законы Российской Федерации регулируют вопросы, которые определены в Конституции Российской Федерации. В статьях Конституции Российской Федерации содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон; Акты Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер, распоряжения не содержат норм права. Акты Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции и законам; Акты Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Акты Правительства Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, законам, а также актам Президента Российской Федерации, в противном случае Президент Российской Федерации имеет право отменить такие акты. Акты Правительства Российской Федерации подписывает Председатель Правительства Российской Федерации. Тематика постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации разнообразна – она затрагивает политические, экономичные, научные, образовательные вопросы, а также права человека; Ведомственные Акты. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Устанавливают правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Корпоративные акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. К ним относятся уставы, приказы, правила, распоряжения, они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Иерархическую структуру имеют и нормативно – правовые акты субъектов Российской Федерации. Все нормативные акты субъектов Российской Федерации принимаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и не должны им противоречить. Конституции республик Российской Федерации и Уставы субъектов Российской Федерации. Конституции принимают республики Российской Федерации и Уставы: Конституция Республики Адыгея, Устав Волгоградской области, Устав Краснодарского края. Конституция, Устав субъекта Российской Федерации – это основной региональный закон.

В Конституции республики Российской Федерации, уставе определяются правовой статус субъекта Российской Федерации. Определяется административно – территориальное устройство, система и порядок деятельности местных органов власти, порядок издания и принятия нормативно – правовых документов. Законы субъектов Российской Федерации, правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта Российской Федерации, являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. Законы субъектов Российской Федерации принимаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Конституцией, Уставом субъекта Российской Федерации.

Понятие и признаки нормативно–правового акта

Нормативно – правовой акт – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно – правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной. Нормативно – правовой акт обладает следующими особенностями: направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества; создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами; имеет официальный характер. Официальный документ, имеющий специальные реквизиты, наименование акта например, закон, постановление, приказ, наименование государственного органа, который принял данный документ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства Российской Федерации; дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят; правовые акты составляют единую законодательную систему общества; содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью; имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Нормативно – правовые акты должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан; нормативно – правовой акт имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи; исполнение гарантируется принудительной силой государства; обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.

Акты органов местного самоуправления

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения. Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации. В Российской Федерации принимаются множество нормативно – правовых актов, которые в основе своей должны не противоречить действующей Конституции Российской Федерации принятой 12 декабря 1993 года, а в массе своей взаимно блокируют действия дуг друга, принятые органами судебной власти, тем самым вносит коллапс в судопроизводство Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, обращаясь в суды Российской Федерации за защитой своих интересов, а в итоге еще больше не понимают, для кого принимаются данные правовые нормы. В последнее Российская Федерация на международном уровне денонсировали ряд договоров, это привело еще к большему заблуждению в применении правовых норм Российской Федерации. Обязанность охраны нормативно – правовых актов принятых в Российской Федерации возложена на Прокуратуру Российской Федерации, но Прокуратура Российской Федерации за частую не торопится воспользоваться своим правом. Также Прокуратура Российской Федерации согласно стать 9 «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202 – 1 – ФЗ, может участвовать в разработке нормативно – правовых актов «Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов».

Таким образом, нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. Нормативно – правовые акты регулируют большинство общественных отношений. Классификация нормативных правовых актов разделяет на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Подзаконные акты направлены главным образом на формулирование предметных связей между законами и подзаконными нормативными правовыми актами, имеющими многоступенчатый характер. Система подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации выполняет очень важную роль регулятора общественных отношений. Осуществляет собственное регулирование по определенным в законе вопросам. От этого зависит значительная работа по определению более четких параметров правотворческой компетенции всех органов государственной власти федерального уровня, порядка издания ими подзаконных нормативных правовых актов, нормативного закрепления этого понятия. Вследствие чего следует, более четко, определить меры по осуществлению законности в сфере принятия и издания подзаконных нормативных правовых актов. Производить детальную разработку вопросов соотношения подзаконных нормативных правовых актов, федеральных органов государственной власти с федеральным законом, в соответствии с иерархией нормативно – правовых актов.

Список литературы

  1. Багдасаров В.Ю. Объект правотворчества // Право и современные государства. 2016. № 2. 47-52.Бошно С.В. Нормативные правовые акты Российской Федерации. Научно-практическое издание. Сер. Правоведение: теория и практика. М., 2005.
  2. Бошно С.В. Формы российского права. Монография. М., 2004.
  3. Бошно С.В. Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов // Журнал российского права. 2004. № 12. С. 51-61.
  4. Кинчевский В.Г. Проблемы формирования и практика развития законодательства о нормативных правовых актах // Право и современные государства. 2016. № 5. 69-76.