Управление кредитными рисками в коммерческом банке

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрены принципы управления кредитными рисками, организация кредитного процесса, влияние данного вида риска на объем просроченной и реструктуризированной задолженности, а так же предложения по его снижению.

Ключевые слова

СТРАХОВАНИЕ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ, КРЕДИТНЫЙ ПРОЦЕСС, КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, КРЕДИТНЫЙ РИСК, СТРАХОВАНИЕ ДЕРЖАТЕЛЕЙ КРЕДИТНЫХ КАРТ

Текст научной работы

В экономике Российской Федерации отмечаются типичные особенности, которые присущи развивающимся рынкам, а именно высокая инфляция и высокие проценты по кредитам. На экономику России влияют рыночные колебания, что влечет за собой снижение темпов развития в мировой экономике. Трудностью для банков, присутствующих на российском рынке, является несовершенство законодательной базы по делам о несостоятельности и банкротстве, в части формализованных процедур регистрации и обращения взыскания на обеспечение по кредитам. Положительное влияние, главным образом, оказывают меры, принимаемые Правительством.

Рассмотрим процедуру управления кредитными рисками на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт». Доля доходов от основных операций, а именно от потребительского кредитования и выпуска карт, в общих доходах за 2013 год составила около 90,7%. Что говорит о зависимости рентабельности Банка от показателей портфелей потребительских кредитов и кредитов, предоставленных по банковским картам. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что кредитный риск является наиболее существенным видом банковского риска.

Основные цели ЗАО «Банк Русский Стандарт» в области управления рисками устанавливаются в соответствии с принятой в Банке стратегией корпоративного управления и заключаются в установлении оптимального соотношения между доходностью и риском, а также в поддержании совокупного риска банкротства Банка на низком уровне.

Банк подвергается кредитному риску с возможностью несения финансовых потерь вследствие несвоевременного или неполного исполнения заемщиками своих договорных обязательств. Помимо риска объявления дефолта, к данному виду риску относят потери, которые связаны с изменением кредитоспособности контрагента и/или кредитного качества финансового инструмента. Кредитный риск может возникнуть при осуществлении Банком кредитных и прочих активных операций, и даже в отношении условных обязательств.

Принципы управления кредитным риском Банка отражены в Кредитной политике, которую утверждает Совет директоров (пересматривается не менее одного раза за два года). Данный документ отражает процедуру контроля и мониторинга кредитного риска, в него также включены пояснения систем управления кредитным риском Банка. Предоставление и сопровождение кредитов в Банке производится по единым стандартам, установленным внутрибанковскими нормативными документами, а также в соответствии с требованиями нормативных и правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, а именно:

  1. Письмо Банка России от 23.03.2007 №26-Т «Методические рекомендации по проведению проверки системы управления банковскими рисками в кредитной организации (ее филиале)»;
  2. Письмо Банка России от 10.09.2004 №106-Т «О расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6)»;
  3. Письмо Банка России от 23.06.2004 №70-Т «О типичных банковских рисках» [7].

При осуществлении контроля за кредитными рисками по потребительским кредитам используется система автоматизированного принятия решений (скоринг), верификация и экспертная оценка платежеспособности потенциальных заемщиков. Данные процедуры производят сотрудники Банка, используя разработанные для этого методики, технические карты, памятки и порядки. Для сохранения качественного состава кредитного портфеля скоринг, верификация, экспертная оценка, а также документы, на основании которых принимаются решения по кредитам постоянно проходят процедуру оптимизации.

Решение о размере лимита по кредиту может быть принято не только на основе скоринга, но и уполномоченным сотрудником Кредитного Департамента, учитывая доход клиента, кредитную историю, сформированную ранее, то есть риск определяется персонально по каждому заемщику.

Так же важно при управлении кредитными рисками оценивать адекватность скоринга (производить верификацию) и усовершенствовать кредитные процедуры.

Немаловажным при управлении кредитным риском является огромный опыт контроля рисков и большая база, которая собрана на основе работы в крупнейшей региональной сети, благодаря всему этому Банк может результативно управлять данным видом риска.

При оплате суммы долга по потребительским кредитам для уменьшения уровня просрочки используется результативная поэтапная система работы с заемщиками, которая направлена на избежание возникновения просроченной задолженности (напоминания о предстоящем платеже), так и на погашение уже возникшей просрочки для того, чтобы клиент вошел в свой график платежей, отраженный в договоре.

Для клиентов, которые недобросовестно исполняют обязательства по оплате суммы кредита возможно принятие решения о взыскании этой суммы через суд.

Анализ кредитного риска по ссудам производится на всех ступенях их жизненного цикла, персонально по каждой ссуде и в целом по портфелю. Поэтапный анализ платежеспособности возможных контрагентов и качество исполнения заемщиками обязательств по оплате задолженности во время выявляют концентрацию, а также сегментацию кредитного риска.

При анализе кредитных рисков по неоднородным кредитным продуктам особенно важным считается разделение потенциальных заемщиков по уровню риска, основанное на внутренних кредитных рейтингах.

Контроль за значением кредитного риска производится с помощью установки лимитов на одного клиента либо группу клиентов. Банк постоянно проводит проверку кредитного риска, происходят пересмотр размеров предоставляемых лимитов не реже раза в год. Лимиты данного риска по кредитам и клиентам устанавливает Кредитный комитет, а проверку производит подразделение Банка, которое отвечает за управление рисками.

Регулярно происходит оптимизация процедуры анализа финансового состояния разных категорий клиентов, применяются модернизированные методы мониторинга кредитоспособности заемщиков и кредитных рисков.

Банк формирует резервы на возможные потери, которые с избытком покрывают просроченную задолженность. Мониторинг риска невозврата по ссудному портфелю и качество активов обеспечивают способность Банка исполнить свои обязательства по привлеченным средствам, главным образом по депозитам физических лиц.

Рассмотрим информацию об объеме задолженности с просроченными платежами и реструктуризированной задолженности ЗАО «Банк Русский Стандарт» за 2013 и 2014 годы.

Объем ссудной и приравненной к ней задолженности (включая межбанковские кредиты) на 01.01.2014 года достиг отметки в 300 938 118 тыс. руб., по состоянию на 01.01.2013 года – 213 173 208 тыс. руб.; прирост за год составил 87 764 913 тыс. руб. (41,17%).

Объем задолженности с просроченными платежами увеличился с 24 835 001 тыс. руб. на 01.01.2013 года до 48 610 021 тыс. руб. на 01.01.2014 года; то есть увеличился на 23 775 020 тыс. руб.

Доля задолженности с просроченными платежами в общем объеме ссудной и приравненной к ней задолженности за 2013 год увеличилась с 11,65% до 16,15%.

Данный рост обусловлен общим спадом темпов экономического роста, а также высоким уровнем долговой нагрузки населения Российской Федерации.

Объем сформированного резерва на возможные потери по ссудам увеличился с 19 613 973 тыс. руб. (на 1 января 2013 года) до 41 439 458 тыс. руб. (на 1 января 2014 года); то есть на 21 825 485 тыс. руб. (111,28%).

Средний процент резервирования по ссудной и приравненной к ней задолженности за год увеличился с 9,20% до 13,77%.

В таблице 1 представлена информация по ссудной задолженности с просроченными сроками погашения.

Таблица 1. Ссудная задолженность с просроченными сроками погашения

Задолженность с просроченными платежами, тыс.руб.

01.01.2014

01.01.2013

- с задержкой платежа менее 30 дней

- с задержкой платежа от 31 до 90 дней

- с задержкой платежа от 91 до 180 дней

- с задержкой платежа свыше 180 дней

9 294 925

8 497 820

9 361 480

21 455 796

5 996 798

4 008 548

3 392 907

11 436 748

Итого задолженность по просроченным платежам

48 610 021

24 835 001

Резерв на обесценение

31 862 167

15 348 341

Итого за вычетом резерва на обесценение

16 747 854

9 486 660

В таблице 2 представлена информация по прочим требованиям с просроченными сроками погашения.

Таблица 2. Прочие требования с просроченными сроками погашения

Задолженность с просроченными платежами, тыс.руб.

01.01.2014

01.01.2013

- с задержкой платежа менее 30 дней

- с задержкой платежа от 31 до 90 дней

- с задержкой платежа от 91 до 180 дней

- с задержкой платежа свыше 180 дней

1 012 448

233 372

308 861

990 649

558 491

104 806

77 571

410 515

Итого задолженность по просроченным платежам

2 545 330

1 151 383

Резерв на обесценение

1 175 077

500 791

Итого за вычетом резерва на обесценение

1 370 253

650 592

На основании положений Учетной политики Банка реструктуризированный актив – это требование к заемщику по ссудной задолженности, или активу, учитываемому на балансе, по которому в соответствии с соглашением были изменены существенные условия первоначального договора, на основании которого было сформировано требование, благодаря чему заемщик получил право исполнить свои обязательства перед Банком в более благоприятном режиме, в том числе: были увеличены сроки исполнения его обязательств по активу, уплаты процентов, иных плат по требованиям, вытекающим из обязательств заемщика; снижен размер процентной ставки, указанной в первоначальном договоре.

Банк предоставляет физическим лицам, имевшим ссуду в рамках программы потребительского кредитования, и получившим от Банка после многократного пропуска платежей заключительное требование и испытывающим затруднение в его оплате, ссуду в рамках специальной программы потребительского кредитования «Реструктуризированные кредиты». Данная программа реструктуризации задолженности предусматривает единовременную оплату заемщиком определенной доли имеющейся задолженности (не менее 10% или одного платежа, предусмотренного кредитным договором), а на оставшуюся часть долга ему предоставляется новая ссуда.

Объем реструктуризированной задолженности увеличился за год с 6 323 637 тыс. руб. (на 1 января 2013 года) до 8 115 150 тыс. руб. (на 1 января 2014 года). Доля реструктуризированных кредитов в общем объеме ссудной и приравненной к ней задолженности за год снизилась с 2,97% до 2,7%. Вероятность исполнения заемщиками своих обязательств по реструктуризированным кредитам, предоставленным Банком в 2012 году, оценивается Банком на уровне 56,7%, а по реструктуризированным кредитам 2013 года – на уровне 54,5 %. Структура реструктуризированных кредитов представлена в таблице 3.

Таблица 3. Структура реструктуризированных кредитов

Реструктурированные кредиты, тыс.руб.

01.01.2014

01.01.2013

Реструктурированные кредиты, оцениваемые в составе портфелей однородных ссуд:

в том числе по потребительским кредитам

в том числе по банковским картам

Реструктурированные кредиты, оцениваемые на индивидуальной основе

1 713 774

569 838

1 143 936

6 401 376

775 470

226 472

548 998

5 548 167

Итого реструктурированные ссуды

8 115 150

6 323 637

Основным приоритетным направлением деятельности Банка является управление и непрерывный контроль за рисками. Банк продолжает оптимизировать механизмы управления рисками и систему принятия кредитных решений для минимизации кредитного риска.

На мой взгляд, совершенствовать работу с кредитными рисками необходимо посредством страхования. Так как при выдаче кредитов в 2014 году отмечается рост риска невозврата денежных средств, руководству Банка следует формировать более эффективную систему управления кредитными рисками, к которой относятся:

  1. Страхование залога,
  2. Страхование жизни и здоровья заемщика,
  3. Страхование коммерческих кредитов,
  4. Страхование от рисков для держателей кредитных карт [4,5].

Страхование кредитных рисков является основным содержанием работы коммерческого банка в процессе осуществления кредитования физических и юридических лиц и охватывает все стадии этой работы [6]. Специфика страховой защиты состоит в компенсации ущерба при наступлении страхового случая. Основная задача страхования заключается в защите банка от неблагоприятных внешних и внутренних воздействий, которые никаким образом не должны повлиять на финансовую устойчивость кредитной организации, а, следовательно, на состояние денежно-кредитной системы государства. Кроме того, важность страхования банковских рисков обусловлена достаточно высокой степенью вероятности их реализации, особенно при неблагоприятной экономической или политической ситуации в стране. Использование страхования в отдельной банковской практике необходимо для управления частью банковских рисков, а кроме того позволяет расширить линейку предлагаемых банковских продуктов.

Банк использует несколько видов страхования для клиентов, оформивших кредитную карту, куда входит программа «Защита от мошенничества».

Рассмотрим более подробно данную программу, благодаря которой клиенты будут спокойны при пользовании картой. Эту программу предоставляет ООО «Компания банковского страхования», входящая в Группу Банка «Русский Стандарт». Так же входит в Группу Банка ЗАО «Русский Стандарт Страхование», специализирующаяся на страховании жизни.

Программа «Защита от мошенничества» работает по всему миру и предоставляет защиту от финансовых потерь при несанкционированном списании денежных средств, ограблении во время или после снятия наличных в банкомате.

Риски, покрываемые программой, включают в себя мошенничество с использованием банкоматов и терминалов, онлайн-мошенничество, несанкционированное использование карты, ограбление при снятии наличных.

Увеличение спроса на безналичную оплату по банковским картам привело к увеличению мошеннических действия третьих лиц. Для снижения данного вида риска необходимо программу страхования от мошенничества сделать обязательной на законодательном уровне, так как чаще всего правоохранительные органы бессильны при нахождении лиц, совершивших противоправные действия данного вида.

В целях снижения кредитного риска можно рекомендовать руководству Банка улучшить качество обслуживания клиентов, провести тренинги для сотрудников, «День открытых дверей» для клиентов, чтобы повысить финансовую грамотность населения. Повторно напомнить заемщикам о необходимости своевременной оплаты, ее способах и сроках. Даже в условиях кризиса важно сохранить статус добросовестного клиента для хорошей кредитной истории и для предоставления более выгодных условий в будущем.

Читайте также

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая : от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 21.10.1994 г. : (ред. от 22.10.2014) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс», Глава 48.
  2. Об организации страхового дела в Российской Фе¬дерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 27 ноября 1992 г. : ред. от 18.07.2011. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  3. Ефимов, О.Н. Новейшее страхование в законах. Монография/ О.Н.Ефимов. - Science Book Publishing House,Yelm, WA, USA, 2013. – 484 с.
  4. Ефимов О.Н. Страховое дело [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные,— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 177 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23088.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  5. Ефимов О.Н. Страховые законодательства и страховая наука о сущности страхования // Пути развития теории и практики современного страхования. 28 октября 2012 Санкт-Петербург. Сборник тезисов международной научно-практической конференции, посвященной 10-летнему юбилею кафедры управления рискам страхования - СПб.: ЭФ СПбГУ, 2012. - 276 с.
  6. Куликова, Е.Е. Управление рисками. Инновационный аспект/Е.Е. Куликова. — М.: Бератор Паблишинг,
  7. — 204 с.
  8. Лаврушин, О.И. Банковские риски: учебное пособие/под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина, д-ра
  9. экон. наук, проф. Н.И. Валенцевой. — М.: Кнорус, 2007. — 232 с.

Цитировать

Михайлова, Е.Е. Управление кредитными рисками в коммерческом банке / Е.Е. Михайлова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/3027 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться