Место групп компаний в современных реалиях

NovaInfo 63, с.217-220, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Актуальные экономические условия создают предпосылки для формирования групп компаний, успешная деятельность которых становится немаловажным фактором повышения эффективности и обеспечения стабильного экономического роста промышленного производства, поскольку в результате объединения капиталов внутри группы, компании могут оптимизировать производство, увеличить отдачу и в результате получить приращенный доход.

Ключевые слова

ГРУППА КОМПАНИЙ, ИНТЕГРАЦИЯ, ЭФФЕКТ ОТ ОБЪЕДИНЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАПИТАЛОВ

Текст научной работы

Под группой компаний следует понимать достаточно широкий круг интегрированных структур, которые могут иметь разное назначение [7, c. 599]. Термин «группа» носит в большей степени условный характер. Тем не менее, следует иметь в виду, что термин «группа» употребляется обычно для обозначения системы экономического потенциала и места в производстве, на внутренних и внешних рынках капитала, рабочей силы, информации и знаний [4, c. 29].

Рассмотрим, какое место в экономике занимают предпринимательские объединения (группы). Крупные предпринимательские объединения — предоставляют возможность формировать системы по регулированию финансирования производства в отдельных сферах деятельности, в отдельных регионах и стране в целом. Практика показывает, что только крупные объединения, концентрирующие значительные объемы материальных, финансовых, человеческих ресурсов могут быть целесообразны в некоторых значительных отраслях. К таким отраслям относятся: металлургия, энергетика, транспорт, связь, строительство. Однако, место таких групп компаний в современной российской экономике не однозначно и является предметом споров экономистов.

Определим плюсы и минусы данных объединений.

Таблица 1. Плюсы и минусы предпринимательских объединений

Плюсы

Минусы

  • снижение издержек и эффективное распределение ресурсов при вертикальной интеграции;
  • уменьшение производственных издержек, расширение масштабов операций, мобильность в распределении финансовых ресурсов при горизонтальной интеграции;
  • снижение негативных колебаний конъюнктуры;
  • развитие инновационной и инвестиционной деятельности.
  • появление монополизма;
  • возможность скрытого подержания нерентабельных предприятий;
  • возможность лоббирования своих интересов в органах исполнительной власти;
  • бюрократизм и злоупотребление управленческими функциями.

Несмотря на некоторые отрицательные аспекты такого бизнеса, невозможно оспорить его функцию движущей силы в экономике страны. В условиях глобального экономического кризиса, интегрированным структурам выжить намного проще, поскольку они могут оптимизировать производство, увеличить отдачу и в результате их консолидации получить приращенный доход. Эффект от объединенного использования капиталов заметно больше совокупности результатов их отдельного функционирования. В качестве примера рассмотрим гипотетическую группу компаний «Х», где A,B,F,G — компании, работающие в разных отраслях экономики, а С, D, E — финансовые институты.

Таблица 2. Рентабельность компаний, как самостоятельных единиц хозяйственной деятельности

Компании

Активы

Выручка

Чистая прибыль

Рентабельность активов

Рентабельность

продаж

Компания А

77 553 053

15 465 293

66 591

0,0009

0,0043

Компания B

7 123 633

1 482 848

36 243

0,0051

0,0244

Компания C

120 453 516

60 791 047

10 370 167

0,0861

0,1706

Компания D

1 379 198

385 043

222 032

0,1610

0,5766

Компания E

81 936 992

3 140 766

183 475

0,0022

0,0584

Компания F

9 968 113

3 623 508

857 158

0,086

0,2366

Компания G

1 031 959

697 735

213 584

0,207

0,3061

В табл. 3 представлен эффект от объединенного использования капиталов внутри группы.

Таблица 3. Рентабельность компаний внутри финансово-промышленной группы

Доля компании в ФПГ

Активы

Выручка

Чистая прибыль

Рентабельность активов

Рентабельность

продаж

Компания А

0,259

0,181

0,006

0,0215

0,0308

Компания B

0,024

0,017

0,003

0,1275

0,1751

Компания C

0,402

0,710

0,868

2,1575

1,2218

Компания D

0,005

0,004

0,019

4,0343

4,1302

Компания E

0,274

0,037

0,015

0,0561

0,4184

Компания F

0,033

0,042

0,072

2,1549

1,6943

Компания G

0,003

0,008

0,018

5,1866

2,1925

Таким образом, видно, что рентабельность каждой компании внутри группы намного выше, чем каждой компании по отдельности.

Совместное функционирование предприятий, банков, пенсионных фондов, страховых и инвестиционных компаний дает им дополнительные преимущества, так как главная стратегия группы компаний — получение максимальной прибыли всех ее участников. Пенсионные и страховые фонды аккумулируют долгосрочные ресурсы, они имеют возможность вкладывать их в долгосрочные проекты. Банки и инвестиционные компании пока еще преимущественно отдают предпочтение краткосрочным и среднесрочным проектам. Таким образом, участники группы дополняют друг друга. Максимизация прибыли отдельного участника, в конечном счете, выступает совокупным доходом всей группы в целом [2, c. 563].

В настоящий момент возлагаются большие надежды на развитие малого бизнеса в России, но, несмотря на это, нельзя забывать о дальнейшем развитии крупных предпринимательских объединений.

Читайте также

Список литературы

  1. Бланк И.А. Энциклопедия финансового менеджера [текст]. – 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л Т. 1.: Концептуальные основы финансового менеджмента. – 2008. – 448 с.
  2. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов [текст]. / Пер. с англ. Н. Барышниковой. – М.: ЗАО «Олимп–Бизнес», 2008. – 1008 с.
  3. Бригхэм Ю.Ф., Эрхардт М. Финансовый менеджмент [текст]. – 10-е изд. / Пер. с англ. Под ред. к.э.н. Е.А. Дорофеева – СПб.: Питер, 2009. – 960 с.
  4. Диалектика развития глобального финансового капитала в условиях экономического кризиса [текст] : учеб. пособие / О.А. Молчанова, Е.С. Гордеева. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. – С. 28 – 34.
  5. Кузин Б., Юрьев В., Шахдинаров Г., Методы и модели управления фирмой [текст]: Учебник для вузов. – СПБ.: ПИТЕР, 2014, 432 с.
  6. Стоянова Е.С. (ред.) Финансовый менеджмент: теория и практика [текст] / проф. Стоянова Е. С., проф. Балабанов И. Т., проф. Бланк И. А. и др. – 6-е изд. – М.: Изд-во «Перспектива», 2012. – 656 с.
  7. Ченг Ф. Ли, Дж. И. Финнерти. Финансы корпораций: теория, методы и практик [текст]: – М.: ИНФРА-М, 2012.
  8. Экономика организации (предприятия) [текст]: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 670 с.
  9. Бычкова С.М., Бадмаева Д.Г., Методика анализа денежных средств и денежных потоков организации // Международный бухгалтерский учет. 2014. №21. С. 23 – 30.
  10. Винслав Ю. Экономический анализ в системе управления интегрированными корпоративными структурами [электронный ресурс] // Финансовая жизнь. 2013. № 4. С. 10-16. – Режим доступа: http://www.flife-online.ru/upload/iblock/693/693de8e0efba8e85fff5de619b1ae160.pdf .
  11. Козенкова Т. Особенности финансового менеджмента крупной корпорации [электронный ресурс] // Финансовая жизнь. 2013. № 3. С. 30-31. – Режим доступа: http://www.flife-online.ru/upload/iblock/dcf/dcf530b178daad4638d087e70d61508a.pdf.
  12. Скоблева Е.В., Павлова Ю.В., Анализ финансовых потоков консолидированной группы компаний // Экономический анализ: теория и практика.2015.№23. С. 41 – 54.

Цитировать

Ворошнина, А.А. Место групп компаний в современных реалиях / А.А. Ворошнина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 63. — С. 217-220. — URL: https://novainfo.ru/article/12545 (дата обращения: 27.09.2022).

Поделиться