Проблемы здоровья различных возрастных групп

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Медицинские науки
Просмотров за месяц: 10
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматривается определение здоровья. Его уровни, концепция и составляющие. Раскрывается вопрос о проблемах здоровья различных возрастных групп и повышение здоровья каждого индивида.

Ключевые слова

БОЛЕЗНЬ, ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ, КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ, ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Текст научной работы

Здоровье — главная ступенька на пути к человеческому счастью. Однако многим нет времени задумываться о здоровом образе жизни. Мы постоянно куда-то спешим, нервничаем, перекусываем, совершенно не занимаясь собой и приобретая при этом все новые и новые поводы для беспокойства.

"Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье." Г.Гейне

Происходит от прил. здоровый, из праслав. *sъdorvъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. съдоровъ, ст.-слав. съдравъ (др.-греч. ὑγιής), русск. здоровый, укр. здороìвий, болг. здрав, сербохорв. здра̏в, здра̏ва, словенск. zdràv, zdráva, чешск., словацк. zdravý, польск. zdrowy. В праслав. *sъdorvъ sъ = др.-инд. su «хороший» и *dorvo-, связанного чередованием с дерево, т. е. «из хорошего дерева» [1].

Слово «здоровье» принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.

Здоровье — одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека. Постулат всей жизни: для каждого из нас здоровье - это главная ценность жизни.

Существует огромное количество определений слову здоровье. В большой медицинской энциклопедии (БМЭ) здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» [2]. Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Со времени основания ВОЗ эта концепция не подвергалась пересмотру и сейчас критикуется почти во всех работах, посвященных понятию здоровья. Это определение критикуют:

  1. за идеальность цели, которую никогда не достичь;
  2. за то, что неопределенное понятие «здоровье» определяется через субъективное понятие «благополучие»; кроме того, социальное благополучие может оказывать существенное влияние на показатели здоровья, но не является его признаком;
  3. за статичность — здоровье надо рассматривать не в статике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе;
  4. за то, что полное благополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и, скорее, является предпосылкой нездоровья, чем сущностью здоровья [3].

Человек являет собой отражение двух ипостасей — биологической и социальной. Они находятся в единстве и противоречии. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) в понятии «здоровье»:

Первый уровень — биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:

  • соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;
  • физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

Второй уровень — психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье — это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье — комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Третий уровень — социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума.

Приведенные выше уровни проявляются по-разному: в зависимости от возраста человека, от определенного этапа жизни.

Например, первый уровень проявляется с рождения; второй уровень проявляется у подростков, а третий уровень у взрослого человека [3].

Несомненно, здоровье граждан страны определяет благосостояние общества, является показателем. Но в последнее время, по данным демографических оценок, в нашей стране наблюдаются тенденции к ухудшению уровня здоровья. Причем такая тенденция свойственна практически всем этапам и периодам индивидуального развития. Конечно, особое внимание вызывает здоровье подрастающего поколения: школьников, студентов, то есть будущее нашей страны. Как показали многочисленные исследования, состояние здоровья человека более всего зависит от самого человека. Незнание правил безопасного поведения, несоблюдение здорового образа жизни, беспечное отношение к своему здоровью – вот причина высокого уровня травматизма, появления различных заболеваний, ухудшения здоровья молодежи.

Несколько лет назад Всемирной организацией здравоохранения была сделана попытка ранжировать все факторы в порядке их значимости для здоровья. В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют физические, химические, биологические, социальные, психологические, генетические факторы. Однако наибольшее значение в развитии самых распространенных болезней, являющихся основной причиной смерти населения являются: гиподинамия (недостаток движения), неправильное питание (прежде всего переедание), психоэмоциональное напряжение и вредные привычки (злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков и других химических веществ) [3,4].

Несомненно, большой вред человек сам наносит себе, употребляя спиртные напитки, табачные изделия, наркотические средства. В последнее время эта проблема "молодеет" и болезни человек приобретает уже с детства. Необходимо пропагандировать здоровый образ жизни школьникам. А может быть школьнику нужна помощь и он не может справиться самостоятельно? Достаточно вспомнить строчки из стиха В.В. Маяковского "Я счастлив!", где главный герой стремится рассказать великую радость: он наконец-то бросил курить.

Граждане, у меня
огромная радость.
Разулыбьте
сочувственные лица.
Мне обязательно поделиться надо,
стихами хотя бы
поделиться...

Граждане, вы
утомились от жданья, готовы
корить и крыть.
Не волнуйтесь, сообщаю:
граждане – я сегодня -
бросил курить.

Неблагоприятная экологическая обстановка во многих странах также является причиной многих современных болезней. Если первые три фактора зависят непосредственно от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от совместных усилий многих стран. А также важным фактором неблагополучия здоровья учащихся следует признать интенсификацию обучения. Сегодня в учебный процесс активно внедряется компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся.

На человека постоянно и одновременно действуют три потока информации: сенсорной, воспринимаемой органами чувств через первую сигнальную систему, вербальной (устное или письменное слово), воспринимаемой через вторую сигнальную систему, и структурной (компоненты пищи и воздуха), поступающей через желудочно-кишечный тракт и дыхательную систему. Информация может быть необходимой, индифферентной и вредной.

Основными составляющими этой системы являются:

  1. оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении;
  2. закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
  3. рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы);
  4. соблюдение режима труда и отдыха;
  5. личная гигиена;
  6. экологически грамотное поведение;
  7. психическая, эмоциональная устойчивость;
  8. сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;
  9. отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
  10. безопасное поведение дома, на улице, позволяющее избежать травм и других повреждений [5,6].

Как же современному человеку защитить свое здоровье? Мы можем добиться решения проблемы двумя способами. Первый способ заключается в решении экологических вопросов, которые требуют коллективных усилий.

Второй способ заключается в том, чтобы позаботиться о своем личном здоровье. Хорошее состояние здоровья требует последовательного достижения проверенных временем принципов. Они применимы ко всем возрастным группам людей независимо от того, где Вы живете и что Вы делаете.

  1. Регулярные физические упражнения.
  2. Позитивное отношение к жизни.
  3. Умеренность в привычках.
  4. Сбалансированная диета.
  5. Чистота и гигиена.
  6. Выделения для себя необходимого времени для отдыха и релаксации.
  7. Регулярные периодические медицинские осмотры.
  8. Наличие квалифицированного личного врача или семейного доктора.
  9. Помощь другим.
  10. Создание надежных и конструктивных взаимоотношений [7,8].

Современное общество заинтересовано в повышении уровня как здоровья каждого индивида, так и коллективного здоровья.

Большее значение приобретает валеология – учение о здоровье, противопоставленное медицине болезней, но, по сути, основанное на принципах профилактической медицины. Главной задачей валеологии становится повышение потенциала здоровья популяции за счет предупреждения заболеваемости. Именно поэтому в школах и высших учебных заведениях введен курс "Основы безопасности жизнедеятельности", "Основы Медицинских Знаний и Здоровый Образ Жизни", "Безопасность Жизнедеятельности" [9,10].

Только здоровому человеку свойственно ощущение полноты жизни.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, воспитывающий гармонично развитую личность, помогающий стойко переносить жизненные невзгоды, психические и физические нагрузки, включая природные, социальные и личностные.

Читайте также

Список литературы

  1. Макс Фасмер- Этимологический словарь русского языка под редакцией и с предисловием проф. Б.А.Ларина. Издание второе, стереотипное в четырех томах. Москва "Прогресс" 1986.
  2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская, Энциклопедия. 1994 г.
  3. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А.- Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы. - 4-е изд., перераб. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008.
  4. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Жулин Н.В. Аспекты морфофункциональной адаптации учащихся коррекционной школы // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2. С.514-216.
  5. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Особенности физического развития сельских школьников Арзамасского района // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2012. №3. С.15-19.
  6. Динамика и характеристика биологического созревания сельских школьников Нижегородской области / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, Е.А.Болтачева, Н.В.Жулин // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2012. № 4. С.37-42.
  7. Информативность антропометрических скринингов по результатам оценки физического развития школьников города Арзамаса и Арзамасского района / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов, Е.А.Болтачева, С.В.Михайлова, Н.В.Жулин / Новые исследования. 2012. №2 (31). С.100-106.
  8. Характеристика функциональных резервов сельских школьников / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов, С.В.Михайлова, Е.А.Болтачева, Н.В.Жулин // Новые исследования. 2012. №4 (33). С.99-106.
  9. Нормативные показатели кардиоинтервалографии сельских школьников / Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов, Е.А.Болтачева, Н.В.Жулин // Научное мнение. 2012. № 12. С.161-165.
  10. Сравнительные тенденции морфофункционального развития сельских и городских школьников Нижегородской области в современных условиях / Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов // Вестник Балтийского федерального университета им.И.Канта. 2013. № 7. С. 34-43.

Цитировать

Васяева, К.О. Проблемы здоровья различных возрастных групп / К.О. Васяева, Ю.В. Корчагина, Н.Н. Попкова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3073 (дата обращения: 19.08.2022).

Поделиться