Оценка уровня здоровья, функционального состояния и адаптационного потенциала студентов физкультурного вуза

NovaInfo 60, с.364-372, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Медицинские науки
Просмотров за месяц: 15
CC BY-NC

Аннотация

В статье проведена оценка уровня здоровья, определены особенности функционального состояния и адаптационного потенциала студентов физкультурного вуза. Установлено, что около половины юношей – спортсменов и не спортсменов имели низкий уровень физического здоровья. У девушек доминировал критический уровень физического здоровья. Уровень физических резервов организма у юношей – спортсменов и не спортсменов характеризовался преобладанием средних и высоких показателей. Третья часть девушек имела низкий уровень физических резервов организма. Оценка уровня адаптационного потенциала выявила удовлетворительную адаптацию у юношей и девушек.

Ключевые слова

АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, СТУДЕНТЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА, ЗДОРОВЬЕ

Текст научной работы

Актуальность

Здоровье молодежи является важнейшей составляющей благополучия общества. При этом именно молодые люди наиболее чувствительны к изменениям социальной и экономической обстановки, остро реагируя на неблагоприятные воздействия повышением заболеваемости. В данном возрасте формируется большая часть хронической патологии взрослого населения, что определяет будущую медико-демографическую ситуацию [1, 7, 9, 13, 17].

Студенты физкультурного вуза наиболее подвержены риску возникновения заболеваний. Кроме умственного напряжения, необходимого для освоения учебных дисциплин, на организм спортсменов выпадает значительная физическая нагрузка во время учебно-тренировочных занятий, сборов и соревнований. Сложность процесса обучения в физкультурном вузе заключается в необходимости быстрого и эффективного переключения режима работы организма студента, занимающегося спортом, с процесса высоких энергетических затрат спортивной физической деятельности на интенсивные и продолжительные интеллектуальные учебные нагрузки [3, 6, 8, 12, 18].

По мнению некоторых ученых медицина и общество в целом приближается к пониманию того, что стратегия достижения оптимального уровня здоровья человека только через лечение болезней не может решить все проблемы и является бесперспективной. Становится все более очевидным, что преимущество следует отдавать второму направлению, а именно медицинским профилактическим осмотрам. Учитывая специфику условий массового скрининга, методы количественной оценки уровня физического здоровья человека должны характеризоваться быстротой и относительной простотой их осуществления [2, 5, 10, 11, 14, 16].

Исходя из концепции физического (соматического) здоровья Г. Л. Апанасенко, [2], основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы, поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды, ее аккумуляции и мобилизации для обеспечения физиологических функций. По B. И. Вернадскому, организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом.

На основании данной концепции профессором Г. Л. Апанасенко [2] была предложена система оценки уровня здоровья по сумме баллов физиологических показателей. Ее преимущество заключается в том, что она не требует проведения специального велоэргометрического теста, необходимого для определения физической работоспособности. По данной системе оценок безопасный уровень здоровья (выше среднего) ограничивается 14 баллами. Это наименьшая сумма баллов, которая гарантирует отсутствие клинических признаков болезни.

Хотя такая оценка уровня здоровья является менее точной, она позволяет за счет определения простейших функциональных показателей быстро провести массовое медицинское обследование и диспансеризацию населения.

Цель исследования — оценить уровень здоровья, выявить его отклонения для своевременного предупреждения его нарушений; определить особенности функционального состояния и адаптационного потенциала студентов физкультурного вуза.

Организация и методы исследования

В исследовании, которое проводилось на кафедре анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены СибГУФК, приняли участие студенты 3 курса факультетов спорта и физической культуры в количестве 77 человек, из которых мастеров спорта было 11%, кандидатов в мастера спорта — 23%, имевших первый разряд — 44%, второй разряд — 23%.

Для оценки уровня здоровья, функционального состояния и адаптационных механизмов использовались методики экспресс-диагностики Г.Л. Апанасенко [2], Е.А. Пироговой [15], Р.М. Баевского в модификации А.П. Берсеневой [4]. Математическая обработка результатов проводилась с помощью метода углового преобразования Фишера.

Результаты исследования

При исследовании физического развития было выявлено, что у юношей в основном преобладал средний показатель. Превышение массы тела отмечено у 14% лиц, не занимающихся спортом и у 28% спортсменов. У девушек, не занимающихся спортом, преобладали средние показатели (p = 0,003). Превышение массы тела отмечено у 21% девушек, занимающихся спортом (рисунок 1).

Распределение оценок индекса Кетле (%)
Рисунок 1. Распределение оценок индекса Кетле (%)

У юношей занимающихся и не занимающихся спортом преобладали низкие оценки силового индекса и составили 66% и 57% соответственно. Высокие оценки отмечены у 24% юношей — спортсменов, а у не спортсменов — в 10% случаев. У девушек — спортсменок высокие оценки отмечены у 28%, а у не спортсменок — в 5% случаев (p = 0,024) (рисунок 2).

Распределение оценок силового индекса (%)
Рисунок 2. Распределение оценок силового индекса (%)

Жизненный индекс — одна из важнейших величин, характеризующих функциональное состояние аппарата внешнего дыхания. У юношей — спортсменов преобладали низкие оценки жизненного индекса над высокими (56% и 34% соответственно), а у не спортсменов — высокие над низкими (48% и 33% соответственно).

У девушек занимающихся и не занимающихся спортом отмечено преобладание высоких оценок жизненного индекса (65% и 95% соответственно) (p = 0,009). Следует отметить, что у 21% девушек, занимающихся спортом, определены низкие оценки данного индекса (рисунок 3).

Распределение оценок жизненного индекса (%)
Рисунок 3. Распределение оценок жизненного индекса (%)

Резервные возможности сердечно — сосудистой системы у юношей — спортсменов и не спортсменов были высокими и составили соответственно 100% и 85% (p = 0,005). Низкие резервные возможности продемонстрировали 10% юношей, не занимающихся спортом. Резервные возможности девушек занимающихся и не занимающихся спортом также характеризовались высокими оценками данного показателя (100% и 95% соответственно) (рисунок 4).

Распределение оценок показателя двойного произведения (%)
Рисунок 4. Распределение оценок показателя двойного произведения (%)

Показатель времени восстановления частоты сердечных сокращений после 20 приседаний за 30 сек у преобладающего количества обследованных спортсменов, имел высокие и средние оценки (71% и 24%; p = 0,002). У девушек, занимающихся спортом, отмечалось преобладание высоких оценок по сравнению с группой не занимающихся (71% и 38%; p = 0,026) (рисунок 5).

Распределение оценок показателя времени восстановления после 20 приседаний за 30 сек (%)
Рисунок 5. Распределение оценок показателя времени восстановления после 20 приседаний за 30 сек (%)

Количественная оценка в баллах показала, что у юношей — спортсменов и не спортсменов преобладал низкий уровень физического здоровья (47% и 48% соответственно). У девушек, занимающихся и не занимающихся спортом, этот показатель характеризовался преобладанием средних оценок (64% и 43% соответственно). Кроме того, у девушек, не занимающихся спортом, в 23% случаев отмечены низкие оценки уровня физического здоровья (рисунок 6).

Распределение оценок показателя уровня физического здоровья (%)
Рисунок 6. Распределение оценок показателя уровня физического здоровья (%)

Уровень физических резервов юношей — спортсменов характеризовался преобладанием средних и высоких показателей (по 43%) над низкими (14%) (p = 0,016). У юношей, не занимающихся спортом, уровень физических резервов организма представлен преобладанием высоких оценок (53%). У девушек этот показатель характеризовался доминированием высоких показателей у спортсменок (64%), хотя третья часть их имели этот уровень ниже среднего. Более половины не спортсменок имели высокий уровень физических резервов организма. Треть студенток, не занимающихся спортом, имели данный показатель ниже среднего (рисунок 7).

Уровень функционального состояния (%)
Рисунок 7. Уровень функционального состояния (%)

Индекс функциональных изменений показал удовлетворительную адаптацию у юношей спортсменов в 100% случаев, у не занимающихся спортом — в 95% случаев. У девушек не спортсменок отмечена удовлетворительная адаптация в 100% случаев, у спортсменок — в 93% случаев (рисунок 8).

Индекс физических изменений (%)
Рисунок 8. Индекс физических изменений (%)

Дальнейшие исследования будут направлены на проведение мониторинга состояния здоровья студентов с целью формирования групп риска отклонений в здоровье и своевременного предупреждения его нарушений.

Выводы

  1. Около половины юношей — спортсменов и не спортсменов имели низкий уровень физического здоровья. У трети юношей он был критическим. У девушек доминировал критический уровень физического здоровья. Треть девушек, не занимающихся спортом, имели низкий его уровень;
  2. Уровень физических резервов организма у юношей — спортсменов и не спортсменов характеризовался преобладанием средних и высоких показателей. У девушек преобладал высокий уровень, третья часть девушек имела низкий уровень физических резервов организма;
  3. Оценка уровня адаптационного потенциала выявила удовлетворительную адаптацию у юношей и девушек в большинстве случаев.

Читайте также

Список литературы

  1. Алексеева Э.А. Оценка функционального состояния организма студентов в период экзаменационного стресса / Алексеева Э.А., Шантанова Л.Н., Петунова А.Н., Иванова И.К. // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 12. – С. 108 – 113.
  2. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л.Апанасенко, Л.А.Попова – Ростов н/Д: Феникс; Киев: Здоровье, 2000. – 248 с.
  3. Артеменков А.А., Шестаков В.Я. Комплексная оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов для гигиенической оптимизации возможных отклонений // Здоровье населения и среда обитания. – 2013. – № 3 (240). – С. 16 – 18.
  4. Баевский Р.М. / Р.М.Баевский, А.П.Берсенева, В.К.Вакулин и др. // Здравоохранение Российской Федерации. – 1987. - № 8. – С. 6 – 10.
  5. Гибадуллин И.Г. Показатели физических и психологических резервов организма студентов / Гибадуллин И.Г., Нюняев И.В. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2015. – № 1 (34). – С. 37 – 41.
  6. Готовцев Е.В. Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания / Готовцев Е.В., Германов Г.Н., Романова Ю.В., Машошина И.В. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 1 (83). – С. 40 – 45.
  7. Еременко И.А. Паспорт здоровья студента как способ оценки физического и функционального состояния организма // В сборнике: Научные основы стратегии развития АПК и сельских территорий в условиях ВТО материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию образования ВолГАУ. – 2014. – С. 28 – 29
  8. Двоеносов В.Г. К оценке физической подготовленности и функционального состояния студентов / Двоеносов В.Г., Сырова И.Н., Рябов В.П., Кощеев Е.М., Лихачев В.Э. // В сборнике: Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 томах. – 2015. – С. 55 – 57.
  9. Деманова И.Ф. Оценка состояния здоровья и физического развития студентов / Деманова И.Ф., Кузнецов И.А., Деманов А.В., Крупнов П.А., Климова Ю.В. // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. – С. 251.
  10. Джантаева Г.А., Ахматова А.Т. Оценка функционального состояния организма студентов до и после физической нагрузки // Вестник Кыргызского Национального Университета имени Жусупа Баласагына. – 2016. – № 4 (87). – С. 48 – 55.
  11. Кияева Е.В. Оценка функционального состояния и адаптационного потенциала студентов различных социальных групп / Кияева Е.В., Алиджанова И.Э., Акимов С.С. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 984.
  12. Мусина С.В Важные аспекты комплексного контроля физического состояния студентов / Мусина С.В., Чернышева И.В., Егорычева Е.В., Шлемова М.В. // Научный альманах. – 2015. – № 10-2 (12). – С. 323 – 326.
  13. Николаев В.Т. Биоимпедансометрия как метод оценки соматического здоровья студентов в учебном процессе по физической культуре // В сборнике: Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2015. – С. 444 – 446.
  14. Осипов А.Ю. Методы объективной оценки уровня здоровья и функциональной готовности студентов // В мире научных открытий. – 2012. – № 5.1. – С. 126 – 137.
  15. Пирогова Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. / Е.А.Пирогова, Л.Я.Иващенко, Н.П.Стралко – Киев. 1986.
  16. Сахарова О.Б. Системная оценка здоровья, питания, физического развития студентов / Сахарова О.Б., Кику П.Ф., Лапардин М.П. // Информатика и системы управления. – 2008. – № 2 (16). – С. 173 – 175.
  17. Соусь Л.Н. Некоторые критерии оценки уровня физического здоровья студентов // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ. – 2015. – С. 416 – 418.
  18. Старкова Е.В. Оценка состояния здоровья студентов, занимающихся физической культурой / Старкова Е.В., Акатова А.А., Гончаров К.В. // В сборнике: Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 113 – 116.

Цитировать

Флянку, И.П. Оценка уровня здоровья, функционального состояния и адаптационного потенциала студентов физкультурного вуза / И.П. Флянку, Т.М. Любошенко, М.А. Яруткин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 60. — С. 364-372. — URL: https://novainfo.ru/article/11382 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться