Психолого-педагогическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых и осужденных с психическими расстройствами

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье показаны некоторые особенности психолого-педагогического сопровождения обвиняемых и осужденных.

Ключевые слова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ, СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР, ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, ОСУЖДЕННЫЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Текст научной работы

Прогноз Всемирной организации здравоохранения о том, что более 50 % населения в 2015 году будет иметь тот, или иной вид психической патологии подтверждается. Об этом свидетельствует и усугубляющаяся ситуация в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. В пенитенциарных учреждениях происходит быстрое увеличение лиц, имеющих психические расстройства, не исключающие вменяемости, или признанных ограниченно вменяемыми, а также страдающих наркоманией, алкоголизмом [1, 2, 3, 4, 5, 21, 31, 32, 33, 34, 35].

Современная пенитенциарная практика свидетельствует, что более чем у одной трети осужденных выявляются признаки психических отклонений и выраженной социально-психологической дезадаптации [6, 11, 12, 13, 14, 15]. Здесь психические аномалии определяются как отклонения от нормы в поведении, познавательных процессах, эмоциональном состоянии, взаимоотношениях с окружающими [7, 16, 17, 19, 20, 36]. Осужденные несовершеннолетнего возраста в этом смысле не являются исключением [22, 23, 24, 25, 26]. Можно сказать что, данная категория, в силу не сформированной психики и жизненных устоев, выраженной эмоциональной неустойчивости является наиболее проблемной и требующей к себе постоянного внимания и контроля [8, 9, 10, 18, 19, 27].

В Воронежской области лица несовершеннолетнего возраста отбывают наказание в Бобровской ВК. 74,5 % осужденных, отбывающих наказание в Бобровской ВК, состоит на учете у психиатра учреждении.

По данным ряда авторов до 70 % осужденных страдают психическими расстройствами и отклонениями [28, 29, 30].

Лица, имеющие психические отклонения, в уголовно-правовом плане по медико-психологическим и педагогическим характеристикам отличаются от здоровых людей. Чаще осуждаются за умышленное убийство (22,3 %), изнасилование, разбой, грабеж (48,7 %). Они имеют криминальный опыт: ранее осуждались, к отбыванию наказания без лишения свободы (34, 3 %), или с отсрочкой исполнения приговора (45,6 %), состояли на учете в полиции в подразделениях по делам несовершеннолетних (76,5 %).

Наличие психических аномалий личности осужденных снижает сопротивляемость негативным ситуациям, препятствует развитию социально-полезных черт. Психические болезни проявляются в том, что меняются психическая деятельность и личность больного, поведение становится противоречащим здравому смыслу, логике. Отрыв от окружающей обстановки, своеобразное понимание жизни сказывается в потере заинтересованности в событиях, происходящих вокруг, в безынициативности, бездеятельности, склонности к одиночеству. Психическое расстройство может вызвать резкое изменение настроения, которое часто расценивают как простую реакцию на арест и дальнейшее осуждение.

Психические расстройства, нередко определяют наличие в характере человека таких черт, как раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, жестокость, упрямство. Что может провоцировать возникновение конфликтных ситуаций, драк, отказов в выполнении режимных установок, распоряжений администрации. Неслучайно анализ дисциплинарной практики показывает, что лица с теми или иными расстройствами психики наиболее часто являются нарушителями режима содержания. Важно, что в период обострения заболеваний, осужденные с психическими отклонениями могут не подчиняться требованиям режима не в силу умысла, а вследствие патологических внутренних переживаний, что делает их невосприимчивыми к воспитательным и дисциплинарным мерам.

Отсутствие знаний о личности осужденного, его жизненном пути и опыте, игнорирование имеющихся у него психических нарушений, приводит к тому, что применяемые воспитательные и дисциплинарные меры остаются не эффективными, ведут к противоположному результату.

Таким образом, процесс индивидуально–воспитательной работы с осужденными, страдающими психическими отклонениями и расстройствами достаточно сложен, требует от сотрудников УИС не только психологических и педагогических знаний, но и умения частично ориентироваться в области психиатрии. Необходимо быть готовым практически к любому поведению осужденного, предвидя неадекватные реакции, возможные эмоциональные «срывы».

Реабилитация осужденных с психическими аномалиями должна осуществляться по принципу единства социальных и медико-психологических мер воздействия, с учетом биологических и социальных факторов, поскольку развитие психической патологии определяется их совокупностью. Психологической службой УФСИН России по Воронежской области подготовлен ряд указаний и методических рекомендаций, согласно которым психологические лаборатории осуществляют сопровождение осужденных с признаками психических отклонений. Вся психологическая работа проводится на добровольной основе.

Налажено взаимодействие с другими частями и службами в решении задач по выявлению, постановке на профилактический учет осужденных, в том числе, страдающих психическими заболеваниями, отбывающих наказание за дезорганизацию деятельности ИУ, склонных к совершению насильственных действий, по предупреждению с их стороны правонарушений.

Изучив личность осужденных с психическими аномалиями, получив подтверждение психиатрического диагноза, психологи учреждения готовят характеристики, содержащие помимо описания черт характера прогноз поведения и рекомендации по воспитательному воздействию.

Лица с диагнозами психопатия, остаточные явления черепно-мозговых травм, органическое поражение центральной нервной системы наиболее склонны к нарушениям режима содержания агрессивного характера (драки, побои, хулиганство, оскорбление представителей администрации), а также хранению запрещенных предметов. Неслучайно при решении вопросов о распределении осужденных по отрядам, представлении к условно–досрочному освобождению, изменении условий отбывания наказания, разрешении выезда за пределы исправительного учреждения, на комиссии при начальнике учреждения сотрудников психологической лаборатории. Начальники отрядов, при планировании работы с осужденными психопатами, руководствуются психологической характеристикой, материалами личного дела, рекомендациями врача психиатра.

Профессиональное обучение и трудовая занятость. Лица с психическими нарушениями наравне с другими осужденными привлекаются к общественной работе, учебе, трудовой деятельности. Бесспорно, психические аномалии оказывают влияние на уровень способности к обучению, в связи с чем, учитываются умственные способности человека и его возможности учиться в общеобразовательной школе. Приобщение к труду способствует коррекции поведения, сглаживает эмоционально-волевые нарушения, делая трудотерапию эффективной. При трудоустройстве лиц, страдающих психопатией, учитывается их склонность к конкретной работе, выполняемой по определенному регламенту, с четкостью каждого задания в отдельности, связанной с применением физических усилий.

Система наказания. Осужденный психопат, нарушающий режим содержания, часто не то, что не хочет, сколько не может адекватно реагировать ни на законные и справедливые требования, ни на просьбы и советы. Осужденные указанной категории равнодушны к таким мерам воздействия, как водворение в штрафной изолятор и более адекватно воспринимают такие психологически значимые для них виды наказаний, как выговор, обсуждение поведения. Индивидуальная беседа для психопата более значима, нежели водворение в штрафной изолятор, после выхода из которого, озлобленный осужденный начинает систематически нарушать режимные требования. Аффективная напряженность, обостряющаяся в период содержания в помещении камерного типа, в совокупности с импульсивностью, приводят к конфликтам с другими осужденными, администрацией.

Система поощрений. Лица с «ущербной» психикой отличаются патологической обостренностью восприятия, способностью улавливать и замечать мельчайшие оттенки в жестах, мимике, тоне и словах представителей администрации. Эти особенности учитываются при воспитательном воздействии на несовершеннолетних. За добросовестное исполнение поручений, осужденного обязательно поощряют за старание, хотя бы в устной форме. В результате патологически завышенная самооценка, стремление обратить на себя внимание, сочетаясь с повышенной внушаемостью, способствуют добросовестному исполнению обязанностей, следованию правилам внутреннего распорядка в дальнейшем.

Ресоциализация освобождающихся осужденных, страдающих психическими заболеваниями. При организации социально–психологической подготовки к освобождению учитываются индивидуальные психопатологические особенности личности. Опираясь на информацию, полученную в ходе обследования врачом психиатром, наблюдения за поведением во время учебы, на работе, прогнозируется дальнейшее поведение, оценивается степень опасности, которую осужденный представляет для окружающих.

Консультативная работа с родственниками осужденных. Установление взаимодействия сотрудников учреждения с родственниками осужденных, медицинскими учреждениями по месту жительства наиболее полезны в период поступления в ИУ, с целью выявления наличия психических аномалий. Помощь осужденному в сохранении, поддержании, налаживании социальных связей, способствует недопущению эксцессов, позволяет добиться результатов в адаптации к условиям изоляции, после освобождения.

Значительная роль в компенсации болезненных расстройств психики осужденных принадлежит медицинской службе исправительных учреждений и врачу психиатру. В тоже время, как показывает практика, успех при проведении медико-психологических и педагогических мероприятий с осужденными, страдающими психическими заболеваниями, зависит от согласованных действий сотрудников всех заинтересованных служб УИС.

Читайте также

Список литературы

  1. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии. Тоболевич О.А., Сочивко Д.В., Пастушеня А.Н., Сухов А.Н., Серов В.И., Датий А.В., Щербаков Г.В., Поздняков В.М., Лаврентьева И.В., Щелкушкина Е.А., Савельева Т.И., Гаврина Е.Е., Смирнов А.М., Дикопольцев Д.Е., Адылин Д.М., Купцов И.И., Пивоварова Т.И. Монография / Под научной редакцией Д.В. Сочивко. Рязань, 2013. Том 1.
  2. Воронин Р.М. Организационно-правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2. С. 113-115.
  3. Воронин Р.М., Датий А.В., Юсуфов Р.Ш. Уголовно-исполнительная характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2. С. 79-80.
  4. Воронин Р.М., Ковачев О.В., Мачкасов И.А. Интернет-конференция «Пенитенциарная система: наука и практика» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 164-165.
  5. Воронин Р.М., Шатрова Н.В. Состояние и проблемы здоровья призывников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 1-5. С. 847-849.
  6. Датий А.В. Гигиеническая оценка состояния здоровья женщин, содержащихся в исправительно-трудовом учреждении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Санкт-Петербург, 1995
  7. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция» / А. В. Датий. Москва, 2007. Сер. Высшее образование
  8. Датий А.В., Бовин Б.Г. Анализ динамики умышленных убийств и численности осужденных за убийства в России // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 23-29.
  9. Датий А.В., Воронин Р.М. Проблемы организации медицинского обеспечения осужденных и сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 155-156.
  10. Датий А.В., Ганишина И.С. Характеристика больных наркоманией осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Вестник Кузбасского института. 2014. № 2 (19). С. 68-76.
  11. Датий А.В., Казберов П.Н. Рецензия на словарь по пенитенциарной психологии «Преступление и наказание от «А» до «Я» (под общей редакцией доктора психологических наук Д.В. Сочивко) // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 193.
  12. Датий А.В., Кармовский В.В., Макаревич З.Б. Уголовно-исполнительная характеристика осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительное право. 2011. № 1. С. 43-45.
  13. Датий А.В., Ковачев О.В. Криминологические и психологические особенности ВИЧ-инфицированных осужденных // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 126-130.
  14. Датий А.В., Ковачев О.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных мужчин в колониях общего режима // Вестник Пермского института ФСИН России. 2014. № 3 (14). С. 11-15.
  15. Датий А.В., Ковачев О.В., Кузнецова А.С. Характеристика больных наркоманией осужденных женщин, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях // Вестник Пермского института ФСИН России. 2014. № 4 (15). С. 9-13.
  16. Датий А.В., Ковачев О.В., Федосеев А.А. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин в колониях общего режима // Вестник Кузбасского института. 2014. № 3 (20). С. 66-74.
  17. Датий А.В., Ковачев О.В., Федосеев А.А. Характеристика осужденных с социально значимыми заболеваниями // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 3. С. 21-32.
  18. Датий А.В., Кожевникова Е.Н. Актуальные проблемы прикладной юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 165-166.
  19. Датий А.В., Павленко А.А., Шаталов Ю.Н. Интернет-конференция «Совершенствование медико-санитарного обеспечения в уголовно-исполнительной системе» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 178-179.
  20. Датий А., Тенета Е. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных в учреждениях ФСИН России // Закон и право. 2006. № 12. С. 40-41.
  21. Датий А.В., Трубецкой В.Ф., Селиванов Б.С. Интернет-конференция «Профилактика социально значимых заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 151-152.
  22. Датий А.В., Федосеев А.А., Дикопольцев Д.Е. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях ФСИН России // Вестник Кузбасского института. 2011. № 5 (8). С. 42-46.
  23. Дьяченко А.П., Датий А.В., Митропольская К.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях ФСИН России // Уголовно-исполнительное право. 2010. № 1. С. 71-74.
  24. Красненкова С.А. Гештальториентированная АРТ-коррекция психических состояний сотрудников пенитенциарной системы и членов их семей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Рязань, 2007
  25. Красненкова С.А. Гештальториентированная АРТ-коррекция психических состояний сотрудников пенитенциарной системы и членов их семей. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Рязань, 2007
  26. Красненкова С.А. К вопросу о современном состоянии психокоррекционной работы в пенитенциарной практике // Прикладная юридическая психология. 2008. № 4. С. 93-98.
  27. Красненкова С.А. Оптимизация психических состояний личности методом реституции рисованием // Вестник Воронежского института. 2012. № 2. С. 132-135.
  28. Красненкова С.А. Стабилизация позитивных психических состояний личности как критерий эффективности гештальториентированной АРТ-коррекции сотрудников ФСИН // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 151-154.
  29. Лапкин М.М., Казберов П.Н., Датий А.В. Медико-психологическое сопровождение граждан в районах пожаров // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 158-163.
  30. Смирнов Д.А., Селиванов Б.С., Датий А.В. Некоторые аспекты медико-санитарного обеспечения осужденных в колониях-поселениях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. № 1. С. 20-21.
  31. Сочивко Д.В. Актуальные проблемы современной пенитенциарной системы и методологии ее изучения // Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 1. С. 34-43.
  32. Сочивко Д.В. Гендер организованной преступности // Прикладная юридическая психология. 2007. № 1. С. 52-63.
  33. Сочивко Д.В. Субкуль психология молодежных субкультур, или «Хлеба и зрелищ» на современный лад // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 131-141.
  34. Сочивко Д.В., Бурцев А.О. Проблема психопатизации личности осужденных к лишению свободы // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 30-41.
  35. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. Учебно-методическое пособие / Москва, 2009.
  36. Сочивко Д.В., Полянин Н.А., Голышева Ю.Н. Религиозность, духовно-нравственное развитие и личностный рост осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2011. № 4. С. 133-146.

Цитировать

Красненкова, С.А. Психолого-педагогическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых и осужденных с психическими расстройствами / С.А. Красненкова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3078 (дата обращения: 19.05.2022).

Поделиться