Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает при причинении тяжкого вреда здоровью, либо по неосторожности смерти человека, если указанные последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения, или эксплуатации транспортных средств. Особенность данной статьи состоит в том, что преступление предполагается неосторожным и даже, несмотря на то, что его последствием является, порой, смерть, общественная опасность его невелика. В случае назначения наказания в виде лишения свободы, в качестве исправительного учреждения для осужденного определяется колония-поселение или исправительная колония общего режима.
Обвинение по статье 264 УК РФ предполагает указание места, времени, способа, мотива, последствий и иных обстоятельств совершения преступления. Необходимым является указание на то, какие пункты правил дорожного движения были нарушены и в чем это выражалось.
Важной задачей является исследование криминологических особенностей виновников дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом [1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 18, 19, 20].
В свою очередь, отметим, что многолетний опыт практической работы, связанный с изучением криминологических характеристик личности осужденных, включая и совершивших преступления, предусмотренные статьей 264 УК РФ, позволяет отметить, что личностные особенности, как и правовое сознание осужденных, на наш взгляд, изучены еще недостаточно.
В 2013-2014 годах нами, как и многими авторами, было проведено исследование социально-демографических особенностей личности осужденных, отбывающих наказание за совершение преступлений по статье 264 УК РФ [11, 12, 13, 14, 15, 26, 27, 28, 29, 30].
Нами был выявлен типичный социально-психологический и криминологический портрет личности осужденного указанной категории.
Это мужчина среднего возраста с относительно невысоким уровенем образования (20, 2 % - средне-специальное, 61,4 % - среднее; 8,2 % - неполное среднее образование), занятый низкоквалифицированным трудом (40,7 % осужденных имели рабочие специальности), 72,6 % осужденных в браке не состояли.
Таким образом, социально-демографические характеристики позволяют сделать вывод о том, что «аварийщики» в основном были заняты трудом низкой квалифицикации, не имели устоявшихся семейных связей, характеризовались низким уровнем развития волевой сферы и самоконтроля, до осуждения употребляли алкогольные или наркотические вещества, что не позволяет нам назвать их образ жизни социально благополучным [6, 7, 8, 9, 10, 21, 22, 23, 24, 25].