Проблемы осуществления политики импортозамещения

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена теме развития отечественного производства в условиях санкций (финансовых и технологических запретах и ограничений). Также определена степень зависимости России от импорта по отраслям промышленности и возможные проблемы при осуществлении политики импортозамещения в стране. В заключении, автором предложены соответствующие рекомендации по данным проблемам.

Ключевые слова

АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ, ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, ИНВЕСТИЦИИ, РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА, ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Текст научной работы

Либеральный экономический курс на энергичное формирование рыночных механизмов и создание основ постиндустриализма в начале 1990-х привёл к вытеснению государства из экономики и фактической деградации большинства отраслей промышленности [3]. На протяжении двух десятилетий экономисты и эксперты неоднократно указывали на опасную, быстро растущую импортозависимость страны. Она сопровождалась массовым закрытием, банкротством и приватизацией (нередко за бесценок) некогда успешных предприятий, потерей профессиональных кадров.

И теперь стало очевидным, что принятие антироссийских санкций во многом определяется именно зависимостью российских производителей товаров и услуг от различных западных поставок (рис.1) [6].

Импортозависимые отрасли российской промышленности
Рисунок 1. Импортозависимые отрасли российской промышленности

Проблемы политики импортозамещения

Реиндустриализация должна основываться на эффективной денежной и государственной промышленной политике.

Данная экономическая реформа требует масштабных инвестиций. И здесь возникает проблема источников финансирования замещения импортной продукции в сложившихся условиях "санкционной" войны.

Главным источником инвестиций теперь будут внутренние ресурсы, прежде всего федеральный бюджет и резервы страны [1]. Однако средства Резервного фонда размещаются на счетах в первоклассных западных банках и вкладываются в облигации казначейства США. При этом, нужно отметить, что их средняя доходность составляет менее 3% годовых в долларах США, тогда как рыночные займы, привлекаемые Минфином для формирования Резервного фонда, обходятся в разы дороже.

Неудивительно, что в российской экономике ощущается постоянная нехватка инвестиций, а монетизация российской экономики существенно меньше, чем в развитых странах (табл. 1) [6].

Таблица 1. Отношение денежного агрегата (М3 или М2) к ВВП в 2013 г.

Япония

Великобритания

Еврозона

Россия

< 240

150

100

< 50

Практически не влияют на финансовую ситуацию и долгосрочные долговые ценные бумаги обеспеченные проектами или активами (рис. 2) [6].

Отношение объёмов ценных бумаг к ВВП в США, Германии и России
Рисунок 2. Отношение объёмов ценных бумаг к ВВП в США, Германии и России

На фондовом рынке США стоимость таких облигаций (муниципальных, корпоративных, ипотечных) по номиналу эквивалентна 66% ВВП, в России — 0,2% ВВП. Аналогичная ситуация и с субфедеральными облигациями — соответственно 24 и 0,6% ВВП (рис. 2). К сожалению, подобные инвестиционные инструменты, распространённые за рубежом, в российской экономике не востребованы.

Также существует еще одна немало важная проблема. По результатам опроса, выполненного Институтом экономической политики им. Егора Гайдара, большая часть руководителей промышленных предприятий (57%) заявили, что не смогут или не планируют переходить на отечественные машины и оборудование, сырье и материалы. На импортозамещение пойдет только треть производителей. Наибольший рост закупок отечественного оборудования и сырья возможен в металлургии — более 50% респондентов. В пищевой индустрии импортозамещение возможно на 35% предприятий, в машиностроении — на 33%, в лесной промышленности — на 26%, в легкой промышленности и стройиндустрии — менее 10% [10].

Кроме перехода с продукции, попавшей под санкции, в условиях выборочных географических ограничений возможен переход и на продукцию других стран-производителей [7]. Такой вариант представляется реальным примерно 15% российских промышленных предприятий. Самым массовым он будет в химпроме, леспроме и пищепроме. В каждой из этих отраслей переключиться на продукцию «несанкционных» стран готовы по 22% предприятий. Металлурги смогут найти там нужные машины и сырье только в 5% случаев [10].

Причины столь прозаичного отношения предпринимателей к возможностям импортозамещения просты. Они опасаются, что в результате снизится качество и вырастут цены [8].

Смена географии закупок будет иметь определенные и негативные последствия для качества продукции новых поставщиков. Менее 1% (точнее — почти 0%) российских предприятий рассчитывают на повышение качества нового оборудования и сырья. Российская промышленность (62%), в лучшем случае, надеется на сохранение уровня качества при такой вынужденной замене поставщиков [10].

Ожидают предприятия и другого негативного результата взаимных санкций — роста цен на продукцию новых поставщиков. Подобные прогнозы зарегистрированы у 30% предприятий. Однако большинство (41%) российских производителей все же надеются сохранить закупочные цены без изменений, а 11% — даже снизить их.

Самый массовый рост цен ожидается в пищепроме (57% предприятий), леспроме (43%), легпроме (40%) и машиностроении (35%). А в металлургии, наоборот, ожиданий снижения цен больше, чем ожиданий их роста (но при самом массовом снижении качества) [10].

Выводы

К 2020 г. правительством поставлена задача снизить в полтора раза (до 50–60%) зависимость промышленности России от импорта [2].

На текущий момент задача по снижению импортозависимости поставлена, а полноценной стратегии и новой экономической политики по ее осуществлению на данный момент нет.

Необходима продуманная политика импортозамещения с использованием уже предпринимаемых и новых мер, преференций для отечественных производителей при госзакупках, снижением ввозных таможенных пошлин на отдельные виды сырья и комплектующих, с учётом требований ВТО .

Однако в краткосрочном периоде импортозамещение возможно только при наличии соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий. Предприятий, которые способны предложить качественную современную продукцию по рыночным ценам. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно лишь за счёт инноваций, стимулирования инвестиций и создания нового производства [9].

Принимаемые решения не воплощаются в конкретные дела. Ведущие экономики нацелены на развитие промышленности и снижают ставки по кредитам. Однако российский Центробанк только за этот год три раза повысил ставки в общей сложности более чем на 60% [5]. Вместо радикального снижения налогов страна получает их повышение и введение новых налогов, вместо радикального снижения процентных ставок получила их резкое повышение, вместо снижения цен на сырьё, энергоресурсы и услуги естественных монополий продолжается их дальнейший рост.

В таких условиях модернизация производства невозможна, несмотря на то что у России есть всё для динамичного развития — земли, люди, традиции производства, огромный внутренний рынок, доступ на внешние рынки. Единственное, что необходимо — это разумная экономическая политика.

Читайте также

Список литературы

  1. О промышленной политике в Российской Федерации: федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ [Электронный ресурс] : сайт / Справочная правовая система "Консультант плюс".– URL http://www.consultant.ru/law/hotdocs/39925.html / (дата обращения: 7.01.2015 г.).
  2. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) [Электронный ресурс] : сайт / Справочная правовая система "Консультант плюс".– URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173647 / (дата обращения: 7.01.2015 г.).
  3. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 560 c.
  4. Батчиков С. Импортозамещающий вектор альтернативной стратегии народнохозяйственного развития // Российский экономический журнал. – 2007. – №3– С. 71–77.
  5. Западные санкции и российская экономика [Электронный ресурс] // Российская газета «Экономика и жизнь». 2014. URL: http://www.eg-online.ru/article/253283/ (дата обращения: 6.10.2014 г.).
  6. Импортозамещение: хотеть недостаточно [Электронный ресурс] // Российская газета «Экономика и жизнь». 2015. URL: http://www.eg-online.ru/article/261445/ (дата обращения: 7.01.2015 г.).
  7. Импортозамещение — дело тонкое [Электронный ресурс] // Российская газета «Экономика и жизнь». 2015. URL: http://www.eg-online.ru/article/261057/ (дата обращения: 7.01.2015 г.).
  8. Промышленность не готова к работе на отечественном оборудовании [Электронный ресурс] // Российская газета «Экономика и жизнь». 2015. URL: / (дата обращения: 7.01.2015 г.).
  9. Разгорается увлекательная дискуссия о новой экономической политике [Электронный ресурс] // Российская газета «Экономика и жизнь». 2014. URL: http://www.eg-online.ru/article/258330/ (дата обращения: 7.10.2014 г.).
  10. Результаты опроса руководителей промышленных предприятий [Электронный ресурс] // Институт экономической политики им. Егора Гайдара. URL: http://www.iep.ru/ru.html / (дата обращения: 7.10.2014 г.).

Цитировать

Долгополова, В.А. Проблемы осуществления политики импортозамещения / В.А. Долгополова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3099 (дата обращения: 23.05.2022).

Поделиться