На сегодняшний день социальные сети являются одним из самых больших сегментов интернет-пространства. Согласно данным статистического агентства TNS, аудитория социальной сети «Одноклассники» составляет 29,8 млн человек, а сети «ВКонтакте» – 40,3 млн (на февраля 2015 г.). Несомненно, влияние социальных сетей на все основные сферы жизни общества, как на уровне институтов, так и повседневных социальных практик индивидов. С другой стороны, исследование этого феномена в российской гуманитарной науке явно отстает от темпов роста самих сетей. В базе данных РИНЦ ключевое слово «ВКонтакте» содержится в 45-ти статьях, из которых только в 12-ти в названии. Соответственно, многие последствия использования новых сервисов остаются неизученными до конца, что осложняет выработку механизмов их контроля и регулирования, а также делает сложным прогнозирование социальных процессов, частью которых являются социальные сети.
На наш взгляд, именно социологический анализ социальных интернет-сетей является наиболее продуктивным при их изучении. Во-первых, сети изначально создавались как механизм коммуникации и социальная, а не техническая составляющая является в них базовой. Во-вторых, социологические методы исследования позволяют изучать самые разнообразные объекты в социальных сетях: от индивида до социальных групп.
При недостатке работ отечественных авторов, изучение опыта зарубежной современной социологии социальных сетей представляется нам необходимым условием развития исследований сетей в России.
Основной причиной того, что наибольших успехов в исследовании социальных сетей достигли на сегодняшний день американские ученые, является рост аудитории американских социальных сетей, прежде всего сети Facebook. Появление социальных сетей в том виде, в котором мы их знаем, в США приходится на 2002-2004 гг., когда были созданы сети Friendster (2002 г.), MySpace (2003 г.) и Facebook (2004 г.). В это время выработалось представление об основных технических элементах сети, включающих в себя профиль с аватаром (изображением пользователя), систему сообщений и диалогов, а также списки «друзей». Несмотря на то, что на начальных этапах своего развития сети имели целый ряд ограничений по регистрации, а система коммуникаций внутри сети находилась под более пристальным контролем администрации, чем сейчас, эти сервисы быстро завоевали популярность среди молодежи.
Пытаясь найти аналогию для социальной сети, авторы часто используют метафору спальни (как аналога личной комнаты подростка). В обоих случаях речь идет о личном пространстве, которое насыщается символическими предметами (плакаты, музыкальные диски и т.д.), являющимися отражением свободы, личного пространства и собственной идентичности. Регистрация в социальной сети означала перенесение в стены дома «городской ночной культуры» с обсуждением запретных тем, избеганием родительского контроля и поиска новых ощущений и опыта. Социальные сети также стали для молодежи новыми пространствами социализации, заменив привычные социальные практики в виде гуляния в парке или походов в кино. Однако интерес к социальным сетям в науке еще не был существенным. Так, к примеру, хотя социальная сеть Facebook была создана в 2004 г., в 2005 г. была опубликована всего одна статья о ней в научных журналах гуманитарной направленности, в 2006 г. – 9, в 2007 г. – 22, и только в 2008 г. – 70, после чего количество публикаций стало расти в геометрической прогрессии. Это объясняется тем, что, помимо социальной значимости сетей, решающим фактором их исследования стал рост аудитории пользователей и создание позитивного имиджа. В первом случае речь идет о решении компании Facebook снять ограничение на регистрацию, согласно которому сервисом могли пользоваться только студенты колледжей и университетов, и перейти на систему «13+» (свободная регистрация для всех лиц старше 13 лет). Второй аспект был связан с преодолением последствий «моральной паники» в отношении безопасности детей. До 2007 г. социальные сети в основном воспринимались как опасное для детей место. Когда государственные органы в 2007 г. предъявили ряд требований Facebook, касающихся обеспечения безопасности, то сеть пошла на значительные уступки, объявив о введении нескольких десятков уровней безопасности, что не только обеспечило ей позитивный имидж, но и сделало регистрацию в ней статусным символом.
История становления социологии социальных сетей связана с именем Д. Бойд – американской исследовательницы, антрополога и социолога, чья диссертация, защищенная в 2008 г., была первой работой такого уровня, освещающей роль социальных сетей MySpace и Facebook в жизни американской молодежи. Эмпирическая база исследования включала в себя этнографические данные, которые собирались в течение 2,5 лет, анализ более 10000 профилей подростков в социальных сетях и полу структурированные интервью (N=94) с представителями молодежи в 10-ти разных американских штатах. В результате исследования автор пришла к выводу, что хотя в целом жизнь подростков с точки зрения процессов социализации, целей и ценностей изменилась не сильно, однако методы, которые подростки используют в своих повседневных практиках, с появлением социальных сетей претерпели кардинальные изменения. Отношения между подростками, в частности, дружба, становятся немыслимыми без учета фактора социальных сетей, куда переносится общение и где вырабатывается новая этика коммуникации. Способность обходить с помощью сетей родительский контроль делает их привлекательными, а процессы социализации молодежи – более свободными и саморегулируемыми. Это вызывает опасения со стороны взрослых, что отражается в создании негативного имиджа сетей. В итоге конечным продуктом влияния социальных сетей являются процессы социально- групповой идентификации. Темы идентификации, социального взаимодействия и ценностной оценки социальных сетей как социотехнического феномена становятся главными в последующие годы.
Подход к исследованию социальных сетей развивался в рамках положения, согласно которому создаваемые пользователями профили являются отражением их социально-групповой идентичности в обычной жизни. В противовес утверждению о том, что Интернет и социальные сети побуждают к созданию образов, не имеющих ничего общего с реальным, исследования показали обратную картину.
В диссертации Э. Марвик были описаны процессы создания и развития статусной системы среди пользователей социальных сетей. В противовес сетевым теориям информационного общества, противопоставлявшим понятие сети и иерархии, американская исследовательница доказывает, что в пространстве социальных сетей присутствует иерархическая система, основанная на особых стратегиях само презентации. Работа была построена на результатах полевых исследований в Сан-Франциско, длившихся четыре года, которые включали в себя полу структурированные интервью (N=34), включенное наблюдение и онлайн-наблюдение. В ходе работы за основу был принят (и в дальнейшем доказан) тезис антрополога Ш. Теркл о неразличимости для современного пользователя Интернета состояний «виртуальное» и «реальное», большую роль в чем играют мобильные гаджеты. Также в ходе исследований подтвердилось существование гендерной стратификации.
Эти две работы, оставаясь на сегодняшний день самыми фундаментальными исследованиями о социальных сетях, позволяют проследить их эволюцию и как социального феномена, и как объекта научного исследования.
Безусловно, на сегодняшний день вышло значительное количество работ по социальным сетям. Большинство исследований по социальным сетям проводится в стенах университетских кампусов, поскольку это снижает расходы на проведение социологических исследований. В итоге молодежь оказывается основным объектом для изучения, в то время как другим возрастным группам уделяется меньше внимания.
В современной социологии социальных интернет-сетей явно проявилось разделение на сторонников онлайн-исследований (которых большинство) и традиционных методов. Сторонники первого подхода (также называемого киберэтнографией) обосновывают использование онлайн-методов тем, что изучаемое поведение также онлайн. К плюсам такого исследования относят: быстродействие, способность посылать напоминания через почту, легкость обработки и загрузки данных, доступ к различным слоям населения и сокращение расходов.
Представители классического подхода, в лице Д. Бойд, настаивают на том, что онлайн-методы не могут дать достоверной информации об изучаемом объекте, если используются без связки с традиционными методами исследования. К ключевым проблемам онлайн- исследований относят: правовое обоснование использования информации пользователей (особенно если речь идет о контент-анализе профилей), различие в субъективной оценке пользователя и исследователя, отсутствие учета погрешностей, вызванных недостоверной информацией пользователя о себе.
В 2005 г. генеральный прокурор А. Гонсалес во всеуслышание заявил, что в социальных сетях находятся более 50000 педофилов, поэтому их деятельность нуждается в жестком контроле со стороны государства, после чего был принят акт 2006 г., запрещающий доступ к сетям в школах и библиотеках. Социологические данные с тех пор стали играть важную роль как аргумента в процессе регулирования деятельности социальных сетей государством, что сделало вопрос об их достоверности очень принципиальным. В 2010 г. в Англии была убита девочка, которую выманил из дома насильник, долгое время состоявший с ней в переписке на Facebook. Это стало причиной требования правительства этой страны установить в социальной сети специальную кнопку, с помощью которой пользователи могли сигнализировать о подозрительном поведении в сети, что и было сделано.
Среди студентов Северо-Восточного федерального университета в 2011 году 61,7% пользователей Интернета используют его мобильную версию, думаем, что эта цифры в настоящее время намного выше. Сеть Интернет студенты используют по разному. Исследование подтвердило, что общение в социальных сетях достаточно популярно среди молодежи, в то же время число общающихся через Skype и mail-агент незначительно [3].
Мы должны отметить, что объем материала, который накоплен в зарубежной социологии, очень значителен в количественном и качественном отношениях. В качестве приоритетных сфер мы можем отметить молодежную политику, работу системы образования, исследования современных СМИ, а также повседневных практик (особенно в условиях городской культуры). Отдельно следует отметить возможность использования данных материалов в рамках кросс-культурных исследований. Большое значение имеет изучение методов исследования социальных сетей с целью их внедрения и апробации.