Болельщики и фанаты футбола

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Статья касается соотношения двух понятий – "болельщик" и "фанат". В ней утверждается, что фанаты пришли на смену болельщикам в эпоху коммерциализации отечественного футбола. Автор обосновывает положение о том, что футбол для фанатов является не чем-то самоценным, а средством достижения определённых целей. Он высказывает предположение, что понятие "болельщик" постепенно уйдёт из нашей жизни, уступив место понятию "любитель футбола", с которым будет ассоциироваться не агрессивное противопоставление одного клуба другому, а получение удовольствия от мастерства игроков.

Ключевые слова

ФУТБОЛЬНОЕ ХУЛИГАНСТВО, ЛЮБИТЕЛЬ ФУТБОЛА, ФАНАТ, БОЛЕЛЬЩИК, КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ФУТБОЛА

Текст научной работы

Футбольные фанаты стали обычным явлением нашей жизни, хотя болельщики со стажем помнят те времена, когда их и в помине не было. Болельщики были, а фанатов не было. Мужская (и не только) половина Советского Союза почти поголовно интересовалась футболом, а газеты «Советский спорт» и особенно приложение к ней под названием «Футбол» никогда не залеживались в газетных киосках. Советские болельщики не были, конечно, однородной группой, но типичным их представителем был не молодой (как сейчас), а зрелый мужчина, хорошо разбирающийся в тонкостях футбола и напрочь лишенный какой-либо агрессивности. У них было специальное место, где они собирались и горячо спорили на разные темы – как футбольные, так и около футбольные. Многие люди приходили только для того, чтобы послушать споры знающих людей, получая от них особое наслаждение. Особой была атмосфера и на трибунах стадиона, где чаще всего были слышны шутки, смех, подбадривания или подкапывания футболистов, но почти не было оскорблений по отношению к противнику и судье (скандирование «Судью – на мыло!» не в счет, поскольку оно выражало своеобразный протест болельщиков против попрания справедливости на футбольном поле, за которое он нес персональную ответственность).

Согласно официальной идеологии, успехи советского спорта (включая футбол) должны были свидетельствовать о преимуществах социализма над капитализмом. Поскольку футбол поддерживался государством, для его любителей создавались наиболее благоприятные условия, которые только и были возможны при существовавшем уровне развития средств коммуникации. После Великой Отечественной войны начались регулярные репортажи о футбольных матчах по радио, а с конца 50-х годов – по телевидению. В 1966 г. впервые были организованы телевизионные трансляции с чемпионата мира по футболу, который проходил в Англии. Во время трансляций матчей сборной СССР на чемпионатах мира и Европы улицы советских городов пустели, как они пустели во время первого показа легендарного сериала «Семнадцать мгновений весны».

На местах болели за свои команды, которые состояли в основном из местных футболистов, хотя переходы из одних клубов в другие не запрещались. Столичные клубы имели, конечно, больше возможностей для приглашения из провинции молодых, способных футболистов, одни из которых мечтали попасть в сборную СССР, а другие – получить квартиру и машину. Более выгодные условия для комплектования своих составов имели также клубы, представлявшие армию и милицию (ЦСКА, «Динамо» и др.), поскольку молодые футболисты в них просто призывались. Несмотря на сделанные оговорки, футбольные команды воспринимались болельщиками как свои, родные, представлявшие либо определённое ведомство, к которому они принадлежали, либо регион (например, город или область), в котором они жили, либо и то, и другое вместе.

Футболисты (и особенно те из них, кто долгие годы сохранял верность своему клубу) пользовались искренней любовью болельщиков. Их фотографии продавались в газетных киосках наряду с фотографиями звёзд советского кино, а поэты-самоучки придумывали о них стихотворения – наивные, но очень искренние.

В 70-е годы, ознаменовавшие начало застоя в различных сферах жизни советского общества, футбол начал утрачивать первоначальную яркость и непосредственность, которые были характерны для него в предшествующие два десятилетия. Международный футбол становился разновидностью бизнеса, а чемпионаты мира и Европы превращались в грандиозные шоу, приносившие их организаторам огромную прибыль. Восьмидесятые годы оказались переломными не только для страны в целом, которая в начале следующего десятилетия просто прекратила своё существование, но и для советского футбола. В начале мы услыхали о футбольных фанатах в странах Европы (одним из первых о них с большим воодушевлением рассказывал советским телезрителям известный спортивный комментатор Владимир Маслаченко, который прежде был не менее известным вратарём московского «Спартака» и сборной СССР), а затем они появились и в нашей стране. Наступала эпоха коммерциализации отечественного футбола (а также других сторон нашей жизни – как не вспомнить фильм польского режиссёра Анджея Вайды «Все на продажу»?), в которой на смену болельщикам пришли фанаты.

Болельщики и фанаты интересуются футболом (сказать «любят футбол» уже, видимо, нельзя, поскольку деятельность фанатов часто идёт во вред футболу – испорченный имидж команды или страны, разгромленные трибуны на стадионах, санкции по отношению к клубам или стадионам со стороны национальных и международных организаций и т.д.). Что касается различий между болельщиками и фанатами, то их, видимо, можно насчитать немало.

Футбол для фанатов является не чем-то самоценным, которое может быть объектом эмоциональных переживаний, а средством достижения определённых целей.

  1. Болельщик в принципе может быть один, но чаще всего он находится в группе людей, с которыми он может делиться своими впечатлениями по поводу событий, происходящих на футбольном поле. Эта группа может состоять из людей на трибуне стадиона, а также перед экраном телевизора – дома или в общественном заведении. В отличие от болельщика, фанат всегда находится в группе людей – других фанатов, с которыми у него могут быть отношения разной степени близости, но они всегда существуют. Фанат-одиночка – это, по нашему мнению, нонсенс.
  2. Один или в группе других людей болельщик смотрит футбол, чтобы получить необходимые ему эмоции, которые, к сожалению для него, не всегда являются положительными. Он может наслаждаться мастерством футболистов, радоваться успехам своей команды или огорчаться её неудачам. Причём свои переживания болельщик не всегда выплёскивает наружу (как, например, в Бразилии или Италии), а может держать их внутри. Есть болельщик, который в наиболее напряжённые моменты матча выходил из комнаты или вообще выключал телевизор. О том, что у этого болельщика творилось внутри, приходилось только догадываться. Фанаты приходят на стадион или в спорт бар, чтобы продемонстрировать превосходство своего клуба над другими клубами. И горе тому, кто усомнится в этом превосходстве! Драки фанатов разных клубов между собой, а также с представителями правопорядка – обычное явление для современной России. Неагрессивный фанат, находящийся наедине со своими переживаниями, – это тоже нонсенс.
  3. Болельщики в своей совокупности не образуют какую-то особую субкультуру, хотя некоторые из них – особенно молодые – могут принадлежать к различным субкультурам (например, к хакерам). У них нет своего сленга, да и по внешнему виду они не особенно отличаются от других людей (так же, как и, например, любители балета, оперы, живописи и т.д.). Что касается фанатов, то они образуют особую субкультуру, предполагающую свой сленг, внешние атрибуты (например, шарфики определённой раскраски), места постоянных тусовок и другие специфические черты. Принадлежность к этой субкультуре является одним из способов самовыражения молодых людей, который характерен для современного общества.

Поскольку болельщики и фанаты сосуществуют в российском (и не только) обществе, что их ждёт в будущем. Начтём с фанатов, движение которых имеет чётко выраженную социальную обусловленность. Как известно, родиной футбольных фанатов (как и самого футбола) является Англия. В конце 50-х годов прошлого столетия футбол оказался доступным развлечением рабочей молодёжи окраин больших английских городов, которая не имела средств на дорогие развлечения. В середине 60-х годов каждый второй матч английского чемпионата заканчивался серьёзными потасовками, а прилегающие к стадионам районы городов во время футбольных матчей становились запретными зонами.

Первые фанатские группировки в нашей стране появились ещё в советские времена, но их деятельность сдерживалась негативным отношением властей. Были отмечены случаи, когда некоторые их представители исключались из вузов или лишались работы. На рубеже 70-80-х годов футбольные хулиганы, основную массу которых составляли ученики старших классов средних школ и учащиеся профтехучилищ, стали практически обычным явлением. Многие из них принимали участие в массовых драках на рабочих окраинах городов, завершавшихся травмами разной степени тяжести, но без летальных исходов. Часто футбольные хулиганы рисовали на стенах и заборах эмблемы своих любимых команд, а также писали оскорбительные для их соперников надписи.

Ситуация с около футбольным хулиганством изменилась во второй половине 80-х годов, когда был объявлен курс на перестройку. Фанаты получили гораздо больше свободы, а футбольные клубы стали активно поощрять присутствие своих поклонников на гостевых матчах. К середине 90-х годов практически у всех футбольных клубов, участвовавших в чемпионатах России, были свои фанаты. Наиболее организованными и агрессивными из них считаются поклонники двух московских клубов – ЦСКА и «Спартака», а также питерского «Зенита». Именно с их участием происходят основные около футбольные сражения, которые оказывают влияние не только на ситуацию внутри России, но и на её имидж за рубежом.

По нашему мнению, решение проблемы около футбольного хулиганства предполагает рассмотрение её в более широком контексте социальной политики государства, частью которой является государственная молодёжная политика. Таким образом, в России существуют благоприятные условия для роста преступности на почве футбола. Изменить эти условия можно только одним способом – сделать приоритетными сферами государственных вложений культуру, науку, образование, здравоохранение и социальное.

Современные болельщики отличаются, конечно, от тех, которые были в советские времени. Мы полагаем, что понятие «болельщик» постепенно уйдёт из нашей жизни, уступив место понятию «любитель футбола», с которым будет ассоциироваться не агрессивное противопоставление одного клуба другому, а умение чувствовать красоту футбола и способность наслаждаться ею.

Читайте также

Список литературы

  1. Агапов Е. П. Феномен около футбольного хулиганства // Методология, теория и история социологии: сб. науч. ст. / под ред. В. И. Филоненко. Ростов н/Д: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012. С. 290-294.
  2. Щитов А. Г. Болельщики и фанаты как феномен спортивного дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 8 (26). Ч. 1. С. 212-215.

Цитировать

Тимофеев, В.А. Болельщики и фанаты футбола / В.А. Тимофеев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3110 (дата обращения: 30.06.2022).

Поделиться