Футбольные фанаты стали обычным явлением нашей жизни, хотя болельщики со стажем помнят те времена, когда их и в помине не было. Болельщики были, а фанатов не было. Мужская (и не только) половина Советского Союза почти поголовно интересовалась футболом, а газеты «Советский спорт» и особенно приложение к ней под названием «Футбол» никогда не залеживались в газетных киосках. Советские болельщики не были, конечно, однородной группой, но типичным их представителем был не молодой (как сейчас), а зрелый мужчина, хорошо разбирающийся в тонкостях футбола и напрочь лишенный какой-либо агрессивности. У них было специальное место, где они собирались и горячо спорили на разные темы – как футбольные, так и около футбольные. Многие люди приходили только для того, чтобы послушать споры знающих людей, получая от них особое наслаждение. Особой была атмосфера и на трибунах стадиона, где чаще всего были слышны шутки, смех, подбадривания или подкапывания футболистов, но почти не было оскорблений по отношению к противнику и судье (скандирование «Судью – на мыло!» не в счет, поскольку оно выражало своеобразный протест болельщиков против попрания справедливости на футбольном поле, за которое он нес персональную ответственность).
Согласно официальной идеологии, успехи советского спорта (включая футбол) должны были свидетельствовать о преимуществах социализма над капитализмом. Поскольку футбол поддерживался государством, для его любителей создавались наиболее благоприятные условия, которые только и были возможны при существовавшем уровне развития средств коммуникации. После Великой Отечественной войны начались регулярные репортажи о футбольных матчах по радио, а с конца 50-х годов – по телевидению. В 1966 г. впервые были организованы телевизионные трансляции с чемпионата мира по футболу, который проходил в Англии. Во время трансляций матчей сборной СССР на чемпионатах мира и Европы улицы советских городов пустели, как они пустели во время первого показа легендарного сериала «Семнадцать мгновений весны».
На местах болели за свои команды, которые состояли в основном из местных футболистов, хотя переходы из одних клубов в другие не запрещались. Столичные клубы имели, конечно, больше возможностей для приглашения из провинции молодых, способных футболистов, одни из которых мечтали попасть в сборную СССР, а другие – получить квартиру и машину. Более выгодные условия для комплектования своих составов имели также клубы, представлявшие армию и милицию (ЦСКА, «Динамо» и др.), поскольку молодые футболисты в них просто призывались. Несмотря на сделанные оговорки, футбольные команды воспринимались болельщиками как свои, родные, представлявшие либо определённое ведомство, к которому они принадлежали, либо регион (например, город или область), в котором они жили, либо и то, и другое вместе.
Футболисты (и особенно те из них, кто долгие годы сохранял верность своему клубу) пользовались искренней любовью болельщиков. Их фотографии продавались в газетных киосках наряду с фотографиями звёзд советского кино, а поэты-самоучки придумывали о них стихотворения – наивные, но очень искренние.
В 70-е годы, ознаменовавшие начало застоя в различных сферах жизни советского общества, футбол начал утрачивать первоначальную яркость и непосредственность, которые были характерны для него в предшествующие два десятилетия. Международный футбол становился разновидностью бизнеса, а чемпионаты мира и Европы превращались в грандиозные шоу, приносившие их организаторам огромную прибыль. Восьмидесятые годы оказались переломными не только для страны в целом, которая в начале следующего десятилетия просто прекратила своё существование, но и для советского футбола. В начале мы услыхали о футбольных фанатах в странах Европы (одним из первых о них с большим воодушевлением рассказывал советским телезрителям известный спортивный комментатор Владимир Маслаченко, который прежде был не менее известным вратарём московского «Спартака» и сборной СССР), а затем они появились и в нашей стране. Наступала эпоха коммерциализации отечественного футбола (а также других сторон нашей жизни – как не вспомнить фильм польского режиссёра Анджея Вайды «Все на продажу»?), в которой на смену болельщикам пришли фанаты.
Болельщики и фанаты интересуются футболом (сказать «любят футбол» уже, видимо, нельзя, поскольку деятельность фанатов часто идёт во вред футболу – испорченный имидж команды или страны, разгромленные трибуны на стадионах, санкции по отношению к клубам или стадионам со стороны национальных и международных организаций и т.д.). Что касается различий между болельщиками и фанатами, то их, видимо, можно насчитать немало.
Футбол для фанатов является не чем-то самоценным, которое может быть объектом эмоциональных переживаний, а средством достижения определённых целей.
- Болельщик в принципе может быть один, но чаще всего он находится в группе людей, с которыми он может делиться своими впечатлениями по поводу событий, происходящих на футбольном поле. Эта группа может состоять из людей на трибуне стадиона, а также перед экраном телевизора – дома или в общественном заведении. В отличие от болельщика, фанат всегда находится в группе людей – других фанатов, с которыми у него могут быть отношения разной степени близости, но они всегда существуют. Фанат-одиночка – это, по нашему мнению, нонсенс.
- Один или в группе других людей болельщик смотрит футбол, чтобы получить необходимые ему эмоции, которые, к сожалению для него, не всегда являются положительными. Он может наслаждаться мастерством футболистов, радоваться успехам своей команды или огорчаться её неудачам. Причём свои переживания болельщик не всегда выплёскивает наружу (как, например, в Бразилии или Италии), а может держать их внутри. Есть болельщик, который в наиболее напряжённые моменты матча выходил из комнаты или вообще выключал телевизор. О том, что у этого болельщика творилось внутри, приходилось только догадываться. Фанаты приходят на стадион или в спорт бар, чтобы продемонстрировать превосходство своего клуба над другими клубами. И горе тому, кто усомнится в этом превосходстве! Драки фанатов разных клубов между собой, а также с представителями правопорядка – обычное явление для современной России. Неагрессивный фанат, находящийся наедине со своими переживаниями, – это тоже нонсенс.
- Болельщики в своей совокупности не образуют какую-то особую субкультуру, хотя некоторые из них – особенно молодые – могут принадлежать к различным субкультурам (например, к хакерам). У них нет своего сленга, да и по внешнему виду они не особенно отличаются от других людей (так же, как и, например, любители балета, оперы, живописи и т.д.). Что касается фанатов, то они образуют особую субкультуру, предполагающую свой сленг, внешние атрибуты (например, шарфики определённой раскраски), места постоянных тусовок и другие специфические черты. Принадлежность к этой субкультуре является одним из способов самовыражения молодых людей, который характерен для современного общества.
Поскольку болельщики и фанаты сосуществуют в российском (и не только) обществе, что их ждёт в будущем. Начтём с фанатов, движение которых имеет чётко выраженную социальную обусловленность. Как известно, родиной футбольных фанатов (как и самого футбола) является Англия. В конце 50-х годов прошлого столетия футбол оказался доступным развлечением рабочей молодёжи окраин больших английских городов, которая не имела средств на дорогие развлечения. В середине 60-х годов каждый второй матч английского чемпионата заканчивался серьёзными потасовками, а прилегающие к стадионам районы городов во время футбольных матчей становились запретными зонами.
Первые фанатские группировки в нашей стране появились ещё в советские времена, но их деятельность сдерживалась негативным отношением властей. Были отмечены случаи, когда некоторые их представители исключались из вузов или лишались работы. На рубеже 70-80-х годов футбольные хулиганы, основную массу которых составляли ученики старших классов средних школ и учащиеся профтехучилищ, стали практически обычным явлением. Многие из них принимали участие в массовых драках на рабочих окраинах городов, завершавшихся травмами разной степени тяжести, но без летальных исходов. Часто футбольные хулиганы рисовали на стенах и заборах эмблемы своих любимых команд, а также писали оскорбительные для их соперников надписи.
Ситуация с около футбольным хулиганством изменилась во второй половине 80-х годов, когда был объявлен курс на перестройку. Фанаты получили гораздо больше свободы, а футбольные клубы стали активно поощрять присутствие своих поклонников на гостевых матчах. К середине 90-х годов практически у всех футбольных клубов, участвовавших в чемпионатах России, были свои фанаты. Наиболее организованными и агрессивными из них считаются поклонники двух московских клубов – ЦСКА и «Спартака», а также питерского «Зенита». Именно с их участием происходят основные около футбольные сражения, которые оказывают влияние не только на ситуацию внутри России, но и на её имидж за рубежом.
По нашему мнению, решение проблемы около футбольного хулиганства предполагает рассмотрение её в более широком контексте социальной политики государства, частью которой является государственная молодёжная политика. Таким образом, в России существуют благоприятные условия для роста преступности на почве футбола. Изменить эти условия можно только одним способом – сделать приоритетными сферами государственных вложений культуру, науку, образование, здравоохранение и социальное.
Современные болельщики отличаются, конечно, от тех, которые были в советские времени. Мы полагаем, что понятие «болельщик» постепенно уйдёт из нашей жизни, уступив место понятию «любитель футбола», с которым будет ассоциироваться не агрессивное противопоставление одного клуба другому, а умение чувствовать красоту футбола и способность наслаждаться ею.