Инновационные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

NovaInfo 133
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 10
CC BY-NC

Аннотация

На сегодняшний день инклюзивное образование является обычной практикой в российских школах. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование, осваивая адаптивные образовательные программы. Каждый обучающийся с ограниченными возможностями здоровья нуждается в индивидуальном подходе обучения, которое может реализоваться с помощью инновационных технологий. Инновационные технологии помогают обучающихся не только в освоении новых знаний, но также в социализации.

Ключевые слова

СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Текст научной работы

В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта инклюзивное образование направлено на осуществление законного право на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день инклюзивное образование становится обычной практикой общеобразовательных учреждений. По данным статистики около 30% российских школ являются инклюзивными, где обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обретают академические и социально- бытовые навыки, а также социализируются.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья представляют собой категорию людей, у которых есть отклонения в физическом или психическом развитии, имеющие врожденную или приобретенную природу. Министерство Просвещения разработало классификацию, в которой учитываются уровни нарушений. Для усваивания различных школьных компетенций были разработаны адаптивные образовательные программы по 9 видам: глухие (4 варианта АООП НОО), слабослышащие (3 варианта), слепые (4 варианта), слабовидящие (3 варианта), с нарушением опорно-двигательного аппарата (4 варианта), с задержкой психического развития (3 варианта), с тяжелыми нарушениями речи (3 варианта), с расстройствами аутического спектра (4 варианта), с умственной отсталостью (2 варианта).

В образовательном учреждении обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальных и инновационных технологиях обучения. Инновационные технологии заключаются в применении новых методов и форм обучения, которые повышают эффективность всего образовательного процесса. К тому же инновационные технологии повышают профессиональные навыки педагога и реализуют его творческий потенциал.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание специальной коррекционно-развивающей среды, которая предусматривает уровень нарушений ребенка и обеспечивает равные возможности для освоения образовательных программ. Использование инновационных технологий на уроках могут заключаться в проведении занятий в нетрадиционной форме. Многие преподаватели используют в своей практике тест-викторины. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья из за физиологических особенностей снижено понимание речи. Тест-викторины концентрируют в вопросах основной смысл, к тому же вопросы формулируются в четкой и понятной форме, что делает обучающихся с ОВЗ более успешными.

Наиболее интересным методом применения инновационной технологии является урок мини-спектакль. Урок мини-спектакль активизирует исследовательскую деятельность обучающихся, реализует их творческий потенциал, а также формирует навыки коммуникации и работы в команде. Все эти навыки являются необходимыми для полноценной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. К тому же данная инновационная методика способствует демонстрации личностных качеств ребенка с ОВЗ, что положительно сказывается на взаимоотношениях с одноклассниками.

Урок, проведённый с применениям метода виртуальной экскурсии поможет наглядно объяснить теоретические аспекты. На таких уроках обучающиеся больше сконцентрированы. Ко всему прочему визуализация материала запоминается наиболее легче. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья просто необходимы адаптации с помощью фото или видео. К тому же виртуальные экскурсии проводятся в кабинете, с использованием проектора и ноутбука, что наиболее важно для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Ролевые игры являются наиболее эффективным метод обучения учащихся практическим навыкам работы. Они дают возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В ролевой игре обучающимся предлагается примерить на себя роль другого человек или персонажа. В своей роли обучающимся необходимо предложить план действий в заданных преподавателем условиях. Метод носит исследовательский характер и помогает обучающимся не только получить новые знания, но также проявить навыки консолидации и коммуникации.

Проанализировав педагогическую литературу и практический опыт, стоит сделать вывод об эффективности применения инновационных технологий при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Инновационные технологии помогают обучающимся с ограниченными возможностями здоровья приобретать знания в доступной для них форме, а также реализовать свой творческий потенциал. К тому же инновационные технологии способствуют коммуникации между облучающимися, что приводит к их успешной социализации.

Читайте также

Список литературы

  1. Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. — М.: Дрофа, 2007. — 213 с.
  2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л.И. Акатов. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 225 с.
  3. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. — 2006. — № 4. — С. 61-65
  4. Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. — 2008. — № 316. — С. 174-177
  5. Кац А. Инклюзивное образование [Текст] / А. Кац // Воспитательная работа в школе. — 2014. — No 6. — С. 53.
  6. Лопатина, Н. В. Инклюзивное образование: прошлое, настоящее, будущее [Текст] : (опыт включенного наблюдения) / Н. В. Лопатина // Alma mater: Вестник высшей школы. — 2014. — No 5. — С. 99.
  7. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. No 5
  8. Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 14
  9. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Готовность учителя к инновационной деятельности / / Сибир- ский педагогический журнал. — 2007 год. — No1. — 42-49 с.
  10. Шевелева, Д. Е. Инклюзивное образование: развитие равноправных отношений между учащимися [Текст] / Д. Е. Шевелева // Социальная педагогика. — 2014. — No 2. — С. 61.

Цитировать

Сабитова, В.Л. Инновационные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / В.Л. Сабитова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 133. — URL: https://novainfo.ru/article/19346 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться