Деятельность медицинских работников в чрезвычайных условиях

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Медицинские науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье раскрываются особенности профессиональной деятельности медицинских работников в чрезвычайных условиях.

Ключевые слова

ПОДГОТОВКА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ УСЛОВИЯ, ПРОФИЛАКТИКА

Текст научной работы

В условиях экономического спада в Российской Федерации особое внимание уделяется повышению качества кадрового состава [2, 31, 32]. Деятельность медицинских работников в современных непростых условиях предполагает значительные физические и психические нагрузки на сотрудника, требующие наличия достаточного уровня здоровья [3, 33].

Работа медиков разного звена в любом учреждении здравоохранения в режиме повседневной деятельности должна предполагать возможность ее осуществления в режиме чрезвычайной ситуации [1, 9, 34]. В связи с этим необходима подготовка по организации оказания своевременной и качественной медицинской помощи, направленной на сохранение жизни и восстановление здоровья пострадавших, включает ряд последовательно проводимых мероприятий:

  • отработку планирующих документов по организации перевода здравоохранения и его учреждений на режим работы в чрезвычайной ситуации;
  • постановку задач учреждениям здравоохранения по их подготовке к работе в чрезвычайной ситуации;
  • создание формирований и учреждений службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения, оснащение их имуществом;
  • обучение персонала созданных формирований и учреждений службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения выполнению своих функциональных обязанностей в чрезвычайной ситуации;
  • повышение устойчивости функционирования формирований службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения в условиях прогнозируемых чрезвычайных ситуаций;
  • отработку вопросов управления работой созданных формирований и учреждений службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения путем проведения практических занятий и учений.

Подготовка персонала здравоохранения к действиям в чрезвычайных ситуациях подразделяется на оперативную, методическую и специальную [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]. Она проводится по группам: подготовка руководящего состава здравоохранения; подготовка медицинского персонала здравоохранения; подготовка прочего персонала.

Оперативная подготовка направлена на обучение выполнению задач по управлению мобилизационным развертыванием учреждений здравоохранения к действиям в особый период и в чрезвычайных ситуациях мирного времени, а также по всестороннему медицинскому обеспечению. Целью ее является привитие руководящему составу практических навыков по управлению силами и средствами службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения в условиях чрезвычайных ситуаций, обеспечение организации динамического взаимодействия с заинтересованными ведомствами, организациями и учреждениями по медицинскому, материально-техническому, транспортному и коммунально-хозяйственному обеспечению.

Методическая подготовка – это комплекс учебных мероприятий, направленных на повышение мастерства как руководящего состава, так и остального персонала по выполнению возложенных на них функций с целью выработки единства взглядов и подходов к выполнению поставленных задач.

Специальная подготовка проводится по специальным программам с целью обучения медицинских кадров принципам лечебно-эвакуационного, санитарно-противоэпидемического и лекарственного обеспечения пораженных и больных, а также овладения приемами и способами оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Руководящий состав изучает основополагающие документы по организации работы службы медицины катастроф, гражданской обороны в сфере здравоохранения и по вопросам мобилизационной подготовки, приобретает практические навыки по оценке обстановки и управлению силами и средствами служб [11, 12, 13, 14].

Врачебный состав совершенствует свои знания и навыки по медицинской сортировке, оказанию медицинской помощи и лечению пострадавших, пораженных и больных в условиях их массового поступления с учетом патологии поражений, характерной для прогнозируемых чрезвычайных ситуаций [15, 16, 17, 18, 19]. Особое внимание уделяется подготовке врачей нехирургического профиля к оказанию неотложной медицинской помощи при травмах, ожогах, ранениях, отравлениях.

Средний медицинский персонал осваивает и совершенствует практические навыки выполнения функциональных обязанностей, предусмотренных планами перевода учреждений здравоохранения на режимы работы в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени и при поступлении массового числа пострадавших, пораженных и больных. Младший медицинский и вспомогательный персонал учреждений здравоохранения изучает основные клинические признаки неотложных состояний и обучается практическим приемам оказания первой помощи, правилам ухода за ранеными и больными, их медицинскому сопровождению при эвакуации.

В специальной подготовке персонала учреждений здравоохранения необходимо предусмотреть региональный компонент в изучении патологии поражений (по прогнозам чрезвычайных ситуаций и их медико-санитарных последствий), изучение объемов оказания различных видов медицинской помощи и рациональных методов лечения пострадавших, пораженных и больных в условиях их массового поступления.

Специальная подготовка врачебно-сестринского персонала, входящего в состав формирований службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения, организуется с учетом предназначения этих формирований по планам их подготовки.

Организационные вопросы, основы планирования медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях, порядок управления службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения, изученные на занятиях по организационно-тактической подготовке, закрепляются в ходе: штабных тренировок и учений; командно-штабных учений; тактико-специальных учений; объектовых тренировок; комплексных учений [20, 21].

Подготовка медиков к работе в чрезвычайных ситуациях – непростая задача. Ее выполнение требует не только разработки качественных учебно-методических материалов, оценочных средств, совершенных технических возможностей учебной базы, достаточного допорогового уровня знаний студентов, но и наличия квалифицированных преподавательских кадров, имеющих глубокие знания, а может быть и опыт работы в экстремальных условиях, участвовавших в боевых действиях или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Преподаватель должен быть педагогом, психологом и даже, в определенной мере, обладать актерским мастерством [22, 23, 30]. Творческий потенциал личности педагога должен формироваться на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новые формы и методы и тем самым совершенствовать свой профессионализм и качество обучения будущих врачей, провизоров, психологов [24, 25, 26, 27, 28, 29].

Читайте также

Список литературы

  1. Бабкин Л.М., Булатецкий С.В. Развитие законодательства Российской Федерации в сфере применения принудительных мер медицинского характера в соответствии с решениями Европейского суда по правам человека // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 220-230.
  2. Булатецкий С.В. Психофизиологические аспекты успешности профессионального обучения // Российский научный журнал. 2012. № 31. С. 101-106.
  3. Булатецкий С.В. Психофизиологические механизмы системной организации биосоциальной адаптации курсантов образовательного учреждения МВД России к профессиопсихология начальному обучению // Российский научный журнал. 2013. № 1 (32). С. 101-107.
  4. Булатецкий С.В. Физиологические механизмы успешности профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России. Диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук / ГОУВПО «Рязанский государственный медицинский университет». Рязань, 2008
  5. Воронин Р.М. Оценка состояния здоровья курсантов военных образовательных учреждений // Вестник новых медицинских технологий. 2011. Т. 18. № 3. С. 270-272.
  6. Воронин Р.М., Датий А.В. Состояние здоровья сотрудников пенитенциарной системы // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 299-303.
  7. Воронин Р.М., Датий А.В. Социально значимые заболевания в учреждениях уголовно-исполнительной системы // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 211-215.
  8. Воронин Р.М., Шатрова Н.В. Состояние и проблемы здоровья призывников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 1-5. С. 847-849.
  9. Датий А.В. Гигиеническая оценка состояния здоровья женщин, содержащихся в исправительно-трудовом учреждении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Санкт-Петербург, 1995
  10. Датий А.В. Методологические проблемы оценки эффективности первичной профилактики заболеваний у осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 276-280.
  11. Датий А.В. Организация деятельности медицинской службы в уголовно-исполнительной системе (общая часть) // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 292-296.
  12. Датий А.В. Правовое регулирование медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 282-295.
  13. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция» / А. В. Датий. Москва, 2007. Сер. Высшее образование
  14. Датий А.В., Воронин Р.М. Проблемы организации медицинского обеспечения осужденных и сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 155-156.
  15. Датий А.В., Дикопольцев Д.Е., Федосеев А.А. Интернет-конференция «Преобразование воспитательных колоний в учреждения для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте» // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 181-182.
  16. Датий А.В., Казберов П.Н. Рецензия на словарь по пенитенциарной психологии «Преступление и наказание от «А» до «Я» (под общей редакцией доктора психологических наук Д.В. Сочивко) // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 193.
  17. Датий А.В., Казберов П.Н. Создание базовых (типовых) психокоррекционных программ для работы с осужденными // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 216-218.
  18. Датий А.В., Кожевникова Е.Н. Актуальные проблемы прикладной юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 165-166.
  19. Датий А.В., Кузнецова А.С., Юсуфов Р.Ш., Трубецкой В.Ф., Ермолаева Т.В. Проблемы медико-социальной адаптации страдающих социально значимыми заболеваниями лиц, отбывающих наказания и освобождающихся из мест лишения свободы // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П.Павлова. 2010. № 2. С. 150-153.
  20. Датий А.В., Павленко А.А., Шаталов Ю.Н. Интернет-конференция «Совершенствование медико-санитарного обеспечения в уголовно-исполнительной системе» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 178-179.
  21. Датий А.В., Селиванов С.Б., Панфилов Н.В. Опыт создания информационно-аналитической базы социально-гигиенического мониторинга в системе Минюста России // Гигиена и санитария. 2004. № 5. С. 23.
  22. Датий А.В., Трубецкой В.Ф., Селиванов Б.С. Интернет-конференция «Профилактика социально значимых заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 151-152.
  23. Датий А.В., Федосеев А.А. Характеристика больных туберкулезом осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 1. С. 16-27.
  24. Датий А.В., Федосеев А.А. Характеристика больных туберкулезом осужденных мужчин, обратившихся за психологической помощью // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 2. С. 35-45.
  25. Датий А.В., Юсуфов Р.Ш., Ермолаева Т.В. Роль клинико-диагностических лабораторных исследований в диагностике туберкулеза // Клиническая лабораторная диагностика. 2010. № 9. С. 35.
  26. Лапкин М.М., Воронин Р.М. Индивидуальное здоровье: теоретические и прикладные оценки // Врач-аспирант. 2011. Т. 46. № 3.1. С. 180-185.
  27. Лапкин М.М., Казберов П.Н., Датий А.В. Медико-психологическое сопровождение граждан в районах пожаров // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 158-163.
  28. Мачкасов А.И. Деятельность страховых компаний по обеспечению социальной защиты сотрудников правоохранительных органов // Человек: преступление и наказание. 2008. № 2. С. 125-128.
  29. Мачкасов А.И. Осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар, 2010.
  30. Смирнов Д.А., Селиванов Б.С., Датий А.В. Некоторые аспекты медико-санитарного обеспечения осужденных в колониях-поселениях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. № 1. С. 20-21.
  31. Сочивко Д.В. Актуальные проблемы современной пенитенциарной системы и методологии ее изучения // Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 1. С. 34-43.
  32. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе правового поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.
  33. Шатрова Н.В. Остеоартроз: изучение заболеваемости в Рязанской обл. и новые подходы к лечению. Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный медицинский университет». Рязань, 2003
  34. Шатрова Н.В., Воронин Р.М. Спектральный анализ вариабельности сердечного ритма при различных типах гемодинамики у курсантов // Вестник Российского университета дружбы народов. 2009. № 4. С. 316-317.

Цитировать

Воронин, Р.М. Деятельность медицинских работников в чрезвычайных условиях / Р.М. Воронин, Н.В. Шатрова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3132 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться