Чрезвычайные ситуации, возникающие в современном мире, сопровождающиеся значительными медико-социальными и экономическими потерями, заставляют обратить особое внимание на подготовку лиц, участвующих в ликвидации их последствий и проводящих организационно-профилактическую работу в этом направлении. Безусловно, подготовка будущих специалистов по группе «Здравоохранение» должна активно включать решение этой задачи.
Профессия врача всегда предполагала возможность работы в экстремальных условиях. До недавнего времени в нашей стране существовала четкая система подготовки медиков-офицеров запаса, осуществлявшаяся на военных кафедрах медицинских вузов и по сути предполагавшая проведение теоретического и практического обучения деятельности в рамках военной и экстремальной медицины.
Подготовка квалифицированных кадров, способных организовать эффективное медицинское обеспечение в условиях возможных военных действий, являлась важной и сложной задачей. Накопленный десятилетиями опыт и высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, немалый вклад в развитие которых внесли военные врачи, участники Великой Отечественной войны, позволили создать практически на всей территории огромного государства базы по подготовке высококвалифицированных медиков, владеющих навыками организации и оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях и в условиях военных действий. Этими базами стали военно-медицинские вузы, военные факультеты и военные кафедры при медицинских вузах.
Но с распадом Советского Союза и приобретением республиками суверенитета поменялись и приоритеты в подготовке медицинских кадров. Проводимая в Российской Федерации военная реформа, повлекшая за собой уменьшение общей численности военнослужащих, объединение военных округов, сокращение воинских частей, привела к изменениям и в подготовке медиков. В России, созданная в системе здравоохранения новая структура – служба экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, переименованная в последующем в службу медицины катастроф, предопределила подготовку всего медицинского персонала здравоохранения и других отраслей экономики к действиям в необычных (чрезвычайных) условиях.
Из цикла изучения военной медицины выделилась новая медицинская наука – медицина катастроф. Теперь при подготовке врачей делается упор на развитие навыков четкой организации и слаженности действий медицинского звена при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Эту задачу с успехом выполняют профильные кафедры в медицинских вузах страны, главным образом сформированные на базе упраздненных военных кафедр.
В постсоветский период в структуре высшего медицинского образования появилось новое направление – экстремальная медицина или медицина чрезвычайных ситуаций. [4]
В условиях современного мира, характеризующихся развитием всех видов производства, в том числе и аварийно-опасного, неуменьшающейся частотой природных катаклизмов, крайне важно изучение медицинских дисциплин такого рода. В то же время в мире не утихают локальные войны, все новые государства наращивают запасы своего вооружения, в том числе и ядерного оружия, периодически возникает угроза применения химического оружия. Поэтому нельзя не уделять внимания и военной медицине. И это особенно важно для стран бывшего СССР, где до сих пор не разрешены мирным путем территориальные споры, часты вспышки межнациональной розни. Сейчас практически в каждой республике имеются собственные медицинские учебные заведения или же медицинские факультеты в составе медицинских вузов. В большинстве из них образование построено по советской модели. Часть же государств, активно стремящихся войти в состав европейской интеграции, перепрофилировали военные кафедры в кафедры медицины катастроф и им подобные или включили вопросы оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в цикл изучения других дисциплин. Примером этого служат вузы стран Прибалтики, а также Украины и Грузии. [3]
Среди названий дисциплин и кафедр, занимающихся подготовкой будущих врачей и провизоров к деятельности в чрезвычайных ситуациях в России и на территории бывшего Союза – следующие: экстремальная медицина, экстремальная и военная медицина, медицина катастроф, медицина чрезвычайных ситуаций (ЧС), безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф, мобилизационная подготовка здравоохранения и медицина катастроф; медицина катастроф и скорая помощь; отдельных циклов (курсов) – военно-полевой терапии (терапии катастроф), военно-полевой хирургии (хирургии катастроф), военной гигиены (гигиены ЧС) и военной эпидемиологии (эпидемиологии ЧС) и другие.
В ряде государств СНГ в структуре медицинских вузов военные кафедры и факультеты были сохранены. Так, например, в Беларуси, Армении, Молдове, части медвузов Украины имеются структурные подразделения, готовящие офицеров медицинской службы. По-видимому, это связано с отсутствием в этих государствах профильных военно-медицинских учебных заведений, готовящих военных врачей. Высшие школы, осуществляющие подготовку врачей-офицеров для службы в армии, имеются в Российской Федерации. Отметим, что в республике Беларусь с 2009 года на военно-медицинском факультете Белорусского государственного медицинского университета ведется подготовка военно-медицинских кадров для Вооруженных Сил Республики Казахстан. И именно на базе таких военных кафедр и факультетов в этих государствах также организовано обучение студентов гражданских отделений вузов основам оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
В целом, на постсоветском пространстве существует единая тенденция создания системы подготовки будущих врачей к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.
В современной системе обучения активно позиционируется модель непрерывного медицинского образования, включающая этапы до- и последипломной подготовки, обусловливают актуальность регулярного повышения уровня их квалификации, изучения и овладения новыми организационными, лечебно-диагностическими и реабилитационными технологиями в сфере оказания помощи в чрезвычайных ситуациях [2].
Обучение студентов медицинских вузов по данному направлению в настоящее время, в связи с введением Федеральных государственных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования в сфере здравоохранения, осуществляется в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф». [7]
Несмотря на то, что в большей части данная дисциплина может считаться преемницей преподаваемой ранее экстремальной и военной дисциплины, включающей, в том числе предмет медицина катастроф, ее во многом можно считать новой.
Изменения, произошедшие в части раздела медицина катастроф коснулись, прежде всего, структуры тематики, редуцирования токсикологии и медицинской защиты как отдельного предмета с сохранением основной части изучаемого материала, и уменьшением трудоемкости дисциплины (аудиторных часов).
Нововведение повлекло за собой ряд трудностей в вопросах организации учебно-методического обеспечения дисциплины. Прежде всего, это разработка собственно рабочей программы дисциплины каждым вузом в отсутствие типовой (примерной) на момент введения в действие новых стандартов; создание нового комплекса учебно-методических и аттестационных материалов с учетом формирования общекультурных и профессиональных компетенций, приоритетными из которых в данном направлении являются:
- способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях;
- способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;
- способность и готовность осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций. [7]
Как правило, вузы проводят подготовку кадров медицинского профиля по нескольким специальностям, и практически у всех согласно ФГОС дисциплина входит в базовый компонент профессионального цикла и является обязательной для изучения.
Специфика дисциплины с учетом профиля подготовки и в соответствии с видами профессиональной деятельности нашла отражение в определении целей и задач программы изучения. В частности, способность и готовность осуществлять первую и первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить медицинскую сортировку больных, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций формируется у студентов лечебного факультета с учетом необходимости клинического подхода. По специальности Медико-профилактическое дело отрабатываются вопросы проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, защите населения в очагах особо опасных инфекций, при стихийных бедствиях и различных чрезвычайных ситуациях. При подготовке провизоров преимущество отдается проблемам организации обеспечения медицинским имуществом в чрезвычайных ситуациях и реализации потребностей службы медицины катастроф.
Согласно примерному учебному плану обучение осуществляется в течение 2-3 семестров на 2-6 курсах с разрывом или без (в зависимости от специальности) и завершается сдачей экзамена. Трудоемкость дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» по специальности «Лечебное дело» и «Педиатрия» составляет 144 аудиторных часа (7 зачетных единиц - ЗЕТ), «Стоматология» - 6 ЗЕТ, «Медико-профилактическое дело» - 6,75 ЗЕТ и больше всех – по специальности «Фармация» - 10 ЗЕТ. Учебный процесс обязательно включает не только аудиторную, но самостоятельную работу студентов. Важное значение придается интерактивным формам обучения, доля которых должна составлять не менее 10% аудиторного времени.
Концепция преподавания дисциплины предполагает вооружение будущего специалиста не только знаниями и умениями оказания медицинской помощи, но и навыками безопасной профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях.
Проведение элементарных, на первый взгляд, но грамотных и своевременных мероприятий первой помощи, в ряде случаев предотвращает развитие серьезных последствий и даже смерти пострадавших в чрезвычайных ситуациях различного характера, в том числе дорожно-транспортных происшествиях и несчастных случаях. Кроме того, юридически и морально обоснованные и профессиональные действия врача по оказанию первой помощи вне медицинского учреждения, «на улице» способствуют формированию положительного имиджа медика как специалиста и личности.
И только с введением новых стандартов и пересмотра учебных программ вопросы оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях, наконец, включены в тематику дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф», преподаваемой на соответствующих кафедрах, что является, на наш взгляд, весьма целесообразным. Долгое время ряд тем, касающихся первой помощи, входил в программу общей хирургии, пропедевтики внутренних болезней, других дисциплин. Как ни парадоксально, системно первая помощь изучалась только по специальности «Фармация» под названием «Первая доврачебная помощь». Между тем, студент-лечебник, изучая все особенности лечения больных на госпитальном этапе, зачастую не имел четкого представления об основах оказания первой помощи в чрезвычайной ситуации и вполне мог растеряться, когда становился ее свидетелем и слышал крики о помощи.
Примечательно, что обучению первой помощи в чрезвычайных ситуациях не только медиков, но и парамедиков и обычных граждан, во многих зарубежных странах придается большое значение.
Безусловно, преподавание первой помощи должно осуществляться на младших курсах медицинского вуза и стать первой ступенью к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков в оказании экстренной и неотложной помощи на последующих этапах: доврачебной на третьем курсе, первой врачебной - на четвертом, квалифицированной и специализированной на пятом и шестом.
В преподавании безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф используются макеты местности, средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи, табельные медицинские средства защиты, приборы радиационной и химической разведки и контроля, комплекты медицинского имущества, средства для оказания неотложной помощи в полевых условиях и в процессе транспортировки, наборы учебной документации, мультимедийное оборудование, видеоаппаратура, компьютерные обучающие программы. Большое значение имеет демонстрация и обсуждение учебных видеофильмов, имитационные тренинги, симуляционные технологии [23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30].
В практику активно внедряется использование фантомов-тренажеров для обучения оказанию медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. На кафедрах и центрах практической подготовки университетов созданы тренажерные классы, где, учитывая профиль преподаваемой дисциплины, отрабатываются навыки оказания преимущественно первой помощи. Чаще требуются фантомы-тренажеры для проведения сердечно-легочной реанимации, тренажеры поперхнувшегося взрослого и ребенка, для проведения зондового промывания желудка. Кроме того, некоторые, в том числе мобильные, тренажеры могут использоваться вне тренажерного класса в других учебных аудиториях и помещениях (по тематике предмета: медицина катастроф, токсикология и медицинская защита, безопасность жизнедеятельности).
Кафедры можно считать структурной частью центра практических навыков вуза, организованного в том числе и по принципу «распределенного» центра, то есть не исключительно в одном месте, но и на базах кафедр. Это является весьма целесообразным, позволяет преподавателям на кафедре значительно больше времени на занятиях уделять освоению практических навыков и умений студентами, использовать индивидуальный подход, студенты во внеучебное время могут отрабатывать практические умения при консультации преподавателя, осуществлять текущий и промежуточный контроль их освоения.
Для успешной реализации учебных задач на современном этапе абсолютно необходимым является организация сотрудничества и активного взаимодействия кафедр с различными структурами службы медицины катастроф, в том числе с территориальными центрами медицины катастроф и федеральным ВЦМК «Защита».
Конечная цель освоения дисциплины состоит в формировании культуры безопасности, готовности и способности выпускника к работе в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
При возникновении чрезвычайной ситуации, резко усложняющей как общую, так и медицинскую обстановку, от врача потребуется организация и проведение своей работы в необычных условиях (землетрясение, аварии на химически или радиационно-опасном объекте, социально-политические конфликты), которые могут сопровождаться одномоментным появлением большого количества пораженных, нуждающихся в скорейшем оказании медицинской помощи, резким ухудшением санитарно-эпидемической обстановки, несоответствием между наличием и потребностями в силах и средствах местного здравоохранения.
В экстренных ситуациях врач в сжатые сроки должен одновременно проводить обследование и оказание медицинской помощи многим пострадавшим, диагностировать поражения на основании сочетания установленных и вероятных признаков патологии. Из-за отсутствия времени объем диагностических и лечебных мероприятий резко ограничен. Обязательным правилом работы врача в чрезвычайных условиях является проведение медицинской сортировки пострадавших с использованием при этом минимума инструментально-лабораторных методов обследования. Врач обязан непосредственно в районе чрезвычайной ситуации организовать и быстро осуществить неотложные мероприятия по жизненным показаниям и уметь оказывать такую помощь при транспортировке, оперативно решать вопросы эвакуации, питания, защиты пострадавших от неблагоприятных факторов внешней среды. Следует подчеркнуть, что экстренные диагностические и лечебные мероприятия направлены на скорейшее оказание медицинской помощи максимально возможному числу пострадавших в целях повышения их шансов на выживание на догоспитальном этапе. Такие мероприятия можно рассматривать как начало интенсивной терапии, которая будет продолжаться в условиях стационара в расширенном виде и другими методами и средствами. Поэтому экстренная медицинская помощь направлена на сохранение и поддержание функций жизненно важных органов и систем организма, предупреждение осложнений [16, 17, 18, 19, 20, 21, 22].
Врачи всех специальностей должны в деталях знать перечень организационных и медицинских мероприятий, которые необходимо выполнять на догоспитальном этапе, то есть в полевых условиях. Кроме того, они обязаны организовать и быстро осуществлять неотложные мероприятия по жизненным показаниям в районе чрезвычайной ситуации и при транспортировке; уметь организовать защиту пораженных и медицинского персонала от воздействия поражающих факторов, прежде всего от заражения РВ, АОХВ и БС, а также от климатически-погодных факторов; уметь оценивать общую, медицинскую, радиационную, химическую, эпидемиологическую обстановку и пользоваться необходимыми для такой оценки приборами, устройствами и расчетами.
При этом возрастает роль врача-руководителя любого звена и уровня как организатора и исполнителя мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
По мнению большинства специалистов, обучение по вопросам организации в системе службы медицины катастроф следует проводить преимущественно на этапе последипломного образования, когда врач хорошо ориентирован в структуре и системе управления органов здравоохранения и четко представляет профессионально-ориентированные задачи и осознает необходимость совершенствования знаний в этой области. Ведущую роль в подготовке врачей-специалистов службы медицины катастроф играет Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12].
Важную роль в приобретении знаний и навыков деятельности медика в чрезвычайных ситуациях и формировании соответствующих компетенций играют оценочные средства [13, 14, 15, 30, 31, 32, 33, 34].
Кроме традиционного устного опроса, рецензирования рефератов, тестирования, особую значимость при изучении данной дисциплины могут иметь интерактивные средства и методы: ситуационное моделирование и анализ ролевого поведения в заданной ситуационной модели, деловые игры, разбор ситуаций и принятия решения с использованием кейс-метода, работы в малых группах, деловые игры, выполнение нормативов и практических навыков с использованием учебных приборов, документации, сборников ситуационных задач, оценочного листа с рейтингом в баллах. Решением ситуационных задач в ряде случаев является заполнение документации на этапах медицинской эвакуации, например, первичной медицинской карточки, сопроводительный лист пострадавшего в чрезвычайной ситуации.
Следует отметить, что подготовка будущего специалиста к работе в экстремальных условиях и собственно возможность осуществления этой работы реальна, если он будет иметь хорошую физическую подготовку, адекватно относиться к состоянию своего здоровья и использовать возможности адаптации к необычным условиям. Выработке и прогнозированию профессиональной успешности будут способствовать выявление и оценка у студентов ряда физиологических показателей (анализ вариабельности сердечного ритма, уровень невротизма, психофизиологическое состояние, выявление предрасположенности к срыву адаптационных механизмов)[1, 2, 3, 4, 5].
Поэтому качественное физическое воспитание, стремление к поддержанию своего здоровья и совершенствование психологической устойчивости к стрессу должно стать неотъемлемой составляющей комплексной подготовки к работе в чрезвычайных ситуациях.
В этом смысле определенное значение будет иметь междисциплинарная и межкафедральная интеграция. Формирование межпредметных связей осуществляется с рядом дисциплин, из которых, прежде всего можно выделить биологию, психологию, нормальную и патологическую физиологию, общую гигиену, физическое воспитание, внутренние болезни, хирургию, травматологию, анестезиологию, реанимацию и интенсивную терапию, инфекционные болезни, эпидемиологию, общественное здоровье и здравоохранение, для будущих провизоров – управление и экономика фармации, медицинское и фармацевтическое товароведение.