Цели, задачи, функции менеджмента в финансово-кредитной сфере

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматривается функции и задачи финансового менеджмента в кредитно-финансовой сфере.

Ключевые слова

ДЕПОЗИТ, ВАЛЮТНАЯ СПЕКУЛЯЦИЯ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ, МАРКЕТИНГ, ДОХОДНОСТЬ, СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ, ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ, ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, БАНКОВСКИЕ РИСКИ, ЛИКВИДНОСТЬ, ВАЛЮТНЫЙ АРБИТРАЖ, ПРОЦЕНТНЫЙ АРБИТРАЖ, АККРЕДИТИВ, ЧЕКИ

Текст научной работы

Финансовый менеджмент в коммерческом банке — ϶ᴛᴏ система экономических денежных отношений по управлению денежными ресурсами, находящимися в распоряжении банка, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с концепцией развития банка.

Основные направления финансового менеджмента в банке:

  • формирование политики коммерческого банка;
  • управление собственным капиталом;
  • управление ликвидностью;
  • управление маркетингом;
  • управление доходностью, прибыльностью;
  • управление активами и пассивами;
  • управление кредитным портфелем;
  • управление банковскими рисками.

Объектами деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке будут анализ финансовых операций банка и управление потоками денежных средств банковской клиентуры.

Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке заключается:

  • в разработке и использовании систем и методик рационального планирования;
  • в реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).

Цель финансового менеджмента в банке – определение рациональных требований и методических основ построения организационной структуры и режимов работы, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости банка. Цель финансового менеджмента в коммерческом банке — определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.

Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.

Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке будут высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, кᴏᴛᴏᴩые посредством различных форм управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта.

Стоит сказать, что каждый коммерческий банк самостоятельно выбирает приёмы и методы управления. При этом необходимым требованием для всех них будет ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙее финансового менеджмента общей концепции развития банковского сектора.

Важно заметить, что одной из особенностей финансового менеджмента в российских коммерческих банках будет отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения. Постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся примеров ведения банковского дела.

Основные задачи финансового менеджмента в банке:

  1. определение текущих приоритетов деятельности банка и выбор секторов финансового рынка, позволяющих банку оптимально использовать свой кадровый и клиентский потенциал;
  2. определение процентных ставок по привлечению и размещению ресурсов, обеспечивающих маржу банку, которая покрывала бы накладные расходы банка и обеспечивала оптимальную прибыль;
  3. размещение свободных ресурсов, которое учитывало бы специфику банковских пассивов;
  4. определение тактики поведения банка на финансовых рынках;
  5. управление возникающими банковскими рисками.

Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Объект управления – денежные средства банковской клиентуры, совершающие движение в соответствии с оформленными сделками (договорами).

Основными направлениями финансового менеджмента выступают:

  • разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным сферам деятельности банка;
  • банковский маркетинг;
  • управление активами и пассивами банка;
  • управление ликвидностью;
  • управление доходностью;
  • управление собственным капиталом;
  • управление кредитным портфелем;
  • управление банковскими рисками;
  • создание информационной системы.

Особенностью финансового менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В условиях конкуренции каждый банк вырабатывает собственные правила поведения, корректирует и совершенствует приемы ведения банковского дела.

Методы финансового менеджмента:

  • перевод денежных средств: кредитные карточки; дебетовые карточки; платежное поручение; платежное требование-поручение; аккредитив; чеки; банковский перевод; расчёты по открытому счету; инкассо; трансферт;
  • перемещение капитала для его прироста: депозиты; вклады; текущая аренда; рента; лизинг; селенг; траст; инжиниринг; реинжиниринг; франчайзинг; эккаутинг; бенчмаркинг; финансовый кредит; фирменный кредит; факторинг; форфейтинг; кредит по открытому счету; вексельный кредит; овердрафт;
  • спекулятивные операции: репорт; депорт; операции с курсовыми разницами; операции СВОП; валютный арбитраж; процентный арбитраж; валютная спекуляция;
  • сохранение способности капитала, приносить высокий доход: страхование; хеджирование; залог; ипотека; диверсификация.

Понятие финансового менеджмента страховой компании на современном этапе развития рынка в России терминологически еще с достаточной определенностью не сформировалось. Поэтому в работе предполагается использовать версию понятия, предложенную в статье, где под финансовым менеджментом понимается деятельность по управлению (далее — управление) финансами страховой компании.

Объектом управления финансового менеджера являются финансы страховой компании — это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе страховой деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.

По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений страховой компании можно сгруппировать по следующим направлениям:

  • между учредителями в момент создания предприятия — связаны с формированием собственного капитала и в его составе уставного (акционерного, складочного) капитала. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствования;
  • с производством и реализацией страховой продукции при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков. Эти финансовые отношения являются основными, поскольку от их эффективной организации во многом зависит конечный финансовый результат коммерческой деятельности страховой компании;
  • между головной страховой компанией и ее подразделениями (филиалами, департаментами, отделами) — по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств;
  • между страховой компанией и вышестоящей организацией внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является страховая компания — финансовые отношения возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов, финансировании целевых отраслевых программ, проведении маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, проведении выставок, оказании финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств;
  • между страховой компанией и финансовой системой государства — при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;
  • между страховой компанией и банковской системой — в процессе хранения денег в коммерческих банках, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за банковский кредит, покупки и продажи валюты, оказания страховых услуг банкам;
  • между страховой компанией и ее работниками — при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц;
  • между страховой компанией и инвестиционными институтами — в ходе размещения инвестиций.

Каждая из перечисленных групп отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер и их материальной основой является движение денежных средств. Движением денежных средств сопровождается формирование собственного и в его составе уставного капитала страховой компании, начинается и завершается кругооборот средств страховой компании, формирование и использование денежных фондов и резервов.

Целью управления финансами является целесообразное и оптимальное использование финансовых ресурсов страховой компании. В соответствии с заданной целью задачами финансового менеджмента страховой компании являются максимизация благосостояния собственников страховой компании, которое выражается через выбранный показатель финансовой деятельности (доход, прибыль), при обеспечении финансовой устойчивости ее развития.

Финансовым менеджерам страховой компании приходится решать все те же задачи финансового менеджмента, что и любому другому хозяйствующему субъекту. К их числу относятся задачи:

  • стратегического (перспективного) и оперативного (текущего) планирования финансовой деятельности страховой компании;
  • оценки текущего финансового состояния управляемой страховой компании в целом и ее структурных подразделений;
  • корректировки финансовых планов страховой компаний при изменении условий финансовой деятельности;
  • оптимального распределения финансовых ресурсов страховой компании при проведении инвестиционных операций;
  • и т.п.

Функции финансового менеджмента страховой компании заключаются в организации решения следующих задач:

  1. Разработка альтернативных финансовых планов развития страховой компании и обеспечение выполнения утвержденных планов.
  2. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития страховой компании в предстоящем периоде и их эффективного использования в разрезе основных направлений деятельности страховой компании.
  3. Подготовка и анализ финансовых отчетов.

Банковский менеджмент - это система управления кредитной организацией, основанная на использовании современных эффективных форм, средств и методов управления банковской деятельностью в условиях рыночной экономики. Она представляет собой воздействие субъекта управления на объект управления для достижения поставленной цели.

Финансовый менеджмент в кредитных организациях сфокусирован на управлении бизнес-процессами и охватывает такие направления как планирование, принятие управленческих решений и контроль. При этом важнейшей особенностью финансового менеджмента является теоретически обоснованный системный подход к управлению всем комплексом направлений деятельности банка как хозяйственно независимого субъекта рыночной экономики.

Читайте также

Список литературы

  1. Архипов А.П.,Финансовый менеджмент в страховании - «Финансы и статистика, ИНФРА-М» - 2012. – 277с.
  2. Бочаров В.В. Финансовый менеджмент. - Спб.: Питер, 2009. - 224 с.: ил. - (Серия «Завтра экзамен»).
  3. Мирошниченко О, С. Организация деятельности коммерческого банка. – ТГУ, 2009 – 92 с.
  4. Рыхтикова Н.А. Анализ и управление рисками организации: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. - 240 с.
  5. Сплетухов А.Н., Дюжиков М.В. Страхование: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 264 с.
  6. Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление рисками: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2013. - 160 с.
  7. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 479 с.

Цитировать

Фадеева, А.Г. Цели, задачи, функции менеджмента в финансово-кредитной сфере / А.Г. Фадеева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3141 (дата обращения: 05.10.2022).

Поделиться