Вовлечение осужденных в трудовую деятельность, как фактор их ресоциализации

NovaInfo 31
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье освещены вопросы привлечения осужденных к трудовой деятельности.

Ключевые слова

НАВЫКИ, ТРУД, ОСУЖДЕННЫЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

На современном этапе развития уголовно – исполнительной системы отводится определенная и в свою очередь важная роль процессу ресоциализации осужденных. Ресоциализация – повторный процесс усвоения человеком норм, которые он не усвоил в период первичной социализации, а также появившихся новых норм, знаний, навыков и обретение социального статуса, необходимых для осуществления жизнедеятельности в соответствии с требованиями, существующими в обществе [1, 2, 3, 4, 8, 15]. В исправительном учреждении в соответствии со ст. 103 уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации «каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений…», в связи с тем, что труд является средством их исправления, необходимо рассматривать его в совокупности с определенными условиями и иными факторами, влияющими на процесс ресоциализации.

Трудовая деятельность - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка [5, 6, 7, 11, 12, 13, 14]. Достижение указанных целей труда обеспечивается следующими его функциями: познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентированная, коммуникативная, функция создания и потребления художественных ценностей. В свою очередь, приведенные функции носят восстановительный характер в отношении утраченных человеком общественных норм и ценностей.

В исправительных учреждениях труду отводится особая роль. Так как именно в процессе трудовой деятельности любой человек отвлечен от различных негативных мыслей, а также от возможного проявления асоциального поведения и поступков, которые не соответствуют установленным в обществе нормам и правилам поведения, общественной морали [4, 9, 10]. Вовлечение осужденных в трудовую деятельность должно начинаться уже по прибытию их в исправительное учреждение, где, находясь в карантинном отделении с ними проводится комплексная работа следующими сотрудниками отделов и служб учреждения: начальником психологической лаборатории, старшими психологами (психологами) учреждения, старшим специалистом (специалистом) по социальной работе с осужденными, старшим инспектором (инспектором) по трудовому и бытовому устройству, сотрудниками воспитательного отдела, представителями центра трудовой адаптации осужденных и др. Несмотря на такую работу около 10 % из числа поступающих в исправительные учреждения лиц, отказываются от работы, что отрицательно влияет, как на дисциплинарную практику мест лишения свободы, так и на саму личность преступника, который не желает в дальнейшем вставать на путь исправления. Состояние дисциплины в исправительных учреждениях свидетельствует о том, что те осужденные, которые трудоустроены в колонии ведут правопослушный образ жизни и не нарушают установленный порядок отбывания наказания. Так, в течение второго полугодия 2014 года, в расчете на 100 человек было совершено 18 нарушений установленного порядка отбывания наказания осужденными, трудоустроенными в исправительном учреждении, в котором отбывают уголовное наказание 1529 осужденных, 233 нарушения лицами, отбывающими наказание в том же учреждении из числа не трудоустроенных и 28 нарушений осужденными работающими в колонии-поселения, где отбывает уголовное наказание лишь 32 человека.

В процессе выполнения работы, осужденные приобретают трудовые навыки, которые в последующем могут способствовать их трудоустройству после освобождения, по тем специальностям и профессиям, по которым в период отбывания наказания «накапливался» трудовой стаж. Также, вовлекая спецконтингент в трудовую деятельность, представители администрации, в частности: психологи, воспитатели, социальные работники подходят с позиции диагностирования каждой личности, наблюдая за тем, как взаимодействуют между собою осужденные в бригадах на рабочих местах, какие мотивы первостепенны при выполнении работы. Особая роль должна отводится исследованию отношения к труду, так как именно избирательная позиция личности, формирует те или иные ее качества, способствует получению новых знаний, развитию навыков трудовой деятельности.

Таким образом, привлечение осужденных к трудовой деятельности, способствует формированию у них профессиональных навыков, способности оценивать результаты труда, развивает желание трудиться, уважительно относится к работе и к участникам трудовой деятельности, развивает необходимые для успешной адаптации в обществе качества: ответственность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, инициативность, решительность и др.

Читайте также

Список литературы

  1. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии / Пестриков Д.В. / Монография Под научной редакцией Д.В. Сочивко. - Том. 2
  2. Александров Б.В. Проблемы психологического сопровождения профориентации осужденных // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сб. статей по матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Йошкар-Ола, 25-27 декабря 2013 г) / под общ. ред. проф. Л.М. Попова, проф. Н.М. Швецова. – Йошкар-Ола. 2014. Ч. 1. С. 16–20.
  3. Александров Б.В. Специфика отношения осужденных к труду в исправительных учреждениях постсоветского периода // Уголовно-исполнительное право: науч. журнал – Рязань. 2014. № 2 (18). С. 124–128.
  4. Ананьев О.Г. Ресоциализация и социальная адаптация осужденных, освобождаемых из исправительных учреждений: курс лекций. – Рязань: Академия ФСИН России, 2011. – 209 с.
  5. Датий А.В., Трубецкой В.Ф., Селиванов Б.С. Интернет-конференция «Профилактика социально значимых заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 151-152.
  6. Литвишков В.М., Пестриков Д.В. Некоторые социально-психологические характеристики несовершеннолетних осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 190-194.
  7. Литвишков В.М., Пестриков Д.В. Социально-психологические особенности взаимоотношений несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 319-324.
  8. Пестриков Д.В. Особенности работы пенитенциарных психологов с осужденными // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 352-356.
  9. Пестриков Д.В., Сеник И.В. Возможность применения эмоционально-образной психотерапии в работе с осужденными в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 89-96.
  10. Пестриков Д.В., Сеник И.В., Зимаков В.В. АРТ-терапия как индивидуальная форма психокоррекционной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 72-79.
  11. Пестриков Д.В., Шмаев И.В., Пименов В.В. Акцентуации характера личности осужденных // Экономика и социум. - 2014. - № 4 (13).
  12. Пименов В.В., Пестриков Д.В., Шмаев И.В. Поведение несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания в ВК // Экономика и социум. - 2014. - № 4 (13).
  13. Практикум по правовой превентивной психологии Пестриков Д.В. курс лекций / Д. В. Пестриков, И. В. Михалева, Г. К. Корнеева ; федеральная служба исполнения наказаний, акад. права и упр.. Рязань, 2010.
  14. Шмаев И.В., Пестриков Д.В., Пименов В.В. Психологическое обеспечение профилактики правонарушений несовершеннолетних осужденных // Экономика и социум. - 2014. - № 4 (13).
  15. Щербаков Г.В. Мотивационная сфера осужденных: понятие, диагностика, коррекция: монография. – Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2009. – 112 с.

Цитировать

Александров, Б.В. Вовлечение осужденных в трудовую деятельность, как фактор их ресоциализации / Б.В. Александров. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3150 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться