Трудовые права российских граждан за рубежом

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье исследуются трудовые права российских граждан за рубежом, источники правового регулирования трудовых прав, вопросы коллизионного регулирования

Ключевые слова

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ТРУДОВЫЕ ПРАВА, КОЛЛИЗИЯ

Текст научной работы

Российские граждане свободно осуществляют свое конституционное право на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ) [1]. Граждане РФ выезжают за границу, как на постоянное место жительства, так и временно, по приглашению родственников или знакомых, на работу, учебу, лечение, отдых, а также в служебные командировки. Оказавшись на территории иностранного государства, они непременно попадают под его юрисдикцию, однако это не означает, что их отношения с российским государством прерываются – они продолжают оставаться российскими гражданами и находятся под защитой и покровительством Российской Федерации.

В настоящее время российские граждане все больше стремятся к получению доходов вне пределов территории нашего государства, что объясняется современными процессами глобализации, а также более высоким уровнем жизни в других странах [2].

Труд российских граждан, с одной стороны, используется за границей вследствие трудовых отношений, возникающих в РФ, когда наши граждане направляются на работу в учреждения и организации России за границей, либо в служебные командировки. Во всех подобных случаях условия труда граждан РФ определяются российским правом. К ним применяются общие нормы трудового законодательства и специальные правила, издание которых обусловлено спецификой условий труда данной категории трудящихся (например, труд граждан, направляемых для работы в посольства РФ в качестве представителей различных государственных и общественных организаций - глава 53 ТК РФ) [3].

От работы российских граждан в учреждениях РФ за границей следует отличать командирование работников за границу вне зависимости от сроков зарубежной командировки, отдельные положения которого определены Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» [4].

Некоторыми чертам отличаются условия труда специалистов, направляемых в развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки для оказания технического содействия в соответствии с контрактами, заключаемыми внешнеэкономическими объединениями с организациями и фирмами других стран во исполнение межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве (например, такие соглашения заключены между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики об экономическом и техническом сотрудничестве, между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о техническом и экономическом сотрудничестве и интеграции в нефтегазовых отраслях). Речь идет о геологах и изыскателях, проектировщиках, инженерах-строителях, специалистах-дорожниках, монтажниках и т.д. Особенности регулирования их труда за границей объясняются тем, что они, будучи командированными российскими организациями, трудятся, как правило, на стройках и предприятиях, управляемых местными властями.

Находясь за границей, такие российские граждане подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на предприятиях и в учреждениях, где они фактически работают. Они обязаны соблюдать все правила внутреннего распорядка и инструкции по технике безопасности, действующие на этих предприятиях. Однако эти специалисты не вступают в трудовые отношения с местными организациями и фирмами, а продолжают оставаться в трудовых отношениях с направившей их организацией.

С другой стороны, трудовые правоотношения возникают в силу заключения трудовых контрактов за рубежом, когда правовое регулирование труда осуществляется уже в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Трудовая деятельность такого работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем на государственном языке Стороны трудоустройства и русском языке, в соответствии с трудовым законодательством Стороны трудоустройства, который вручается работнику до его выезда на работу.

Заключение трудового контракта за рубежом стало возможным, поскольку в связи с распадом СССР и наличием разного уровня жизни в новых постсоветских государствах трудовая миграция стала стремительно набирать обороты. Возникла потребность в правовом регулировании такой миграции и, прежде всего, в защите прав трудовых мигрантов, особенно с учетом того, что национальное законодательство в сфере миграции населения в государствах СНГ только начало формироваться.

Исходя из этого, за время своего существования государства СНГ заключили ряд соглашений, регулирующих вопросы как миграции в целом, так и трудовой миграции в частности.

Среди международных договоров, посвященных регулированию непосредственно вопросов трудовой миграции и принятых за время существования СНГ, необходимо отметить Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. (Россия является участницей).

Этот документ регулирует основные направления сотрудничества государств в области трудовой деятельности и социальной защиты лиц и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одного из государств, участвующего в Соглашении и осуществляют свою трудовую деятельность на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности на территории другого государства данного Соглашения в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Соглашение содержит положения, касающиеся определения порядка привлечения работников, квалификационных, возрастных и иных требований к ним; въезда работников на территорию государства трудоустройства, пребывания и выезда; порядка заключения трудового договора и его содержания; налогообложения трудовых мигрантов; социального обеспечения; страхования и др. [5].

В частности, согласно ст. 4 каждое государство - участник Соглашения признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории государства выезда порядке их перевод на государственный язык государства трудоустройства или русский язык.

В России предоставление права заключения трудовых контрактов российским гражданам, временно выезжающим на работу за границу, сделало необходимым оказание им помощи и содействия со стороны государственных органов в заключении таких контрактов, а так же принятие мер, направленных на недопущение заключения всякого рода неравноправных и кабальных договоров при посредничестве коммерческих фирм (как отечественных, так и иностранных). Федеральная миграционная служба (ФМС) России в соответствии с Положением о ней, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 г. № 711, содействует гражданам РФ в поиске работы и трудоустройстве за границей, организует регистрацию этих граждан и, что следует особо подчеркнуть, осуществляет контроль и надзор в сфере внешней трудовой миграции [6].

Также, следует отметить, что в соответствии со ст. 18 ФЗ РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [7] деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляется российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Следовательно, и негосударственные организации могут осуществлять деятельность, связанную с трудовой миграцией граждан России, а именно: оказывать гражданам Российской Федерации услуги по содействию в поиске оплачиваемой работы у иностранного работодателя за пределами Российской Федерации, в получении разрешения на работу в иностранном государстве, в заключении трудового договора с иностранным работодателем.

К российским гражданам, так же как и к другим иностранцам, применяются существующие в том или ином государстве общие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и т.д. Однако условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев - граждан других государств.

Таким образом, в условиях современной тенденции стремления российских граждан к получению доходов вне пределов территории РФ, регулирование труда этой категории лиц может осуществляться как в рамках российского права, так и права стороны государства трудоустройства в зависимости от того, на каких основаниях гражданин РФ трудится на территории иностранного государства.

Следовательно, можно выделить два коллизионных принципа – закон страны предприятия и закон места работы. Если гражданин РФ направляется на работу в учреждения и организации РФ, находящиеся за рубежом, либо в служебную командировку, то труд регулируется правом РФ, а если заключает трудовой контракт за рубежом, то правом страны трудоустройства.

Читайте также

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
  2. Конституционные ценности: современный опыт России и зарубежных стран // Конституционные ценности: современный опыт России и зарубежных стран/ О.Л. Казанцева, Ю.А. Рудт, М.Н. Воробьева. - Барнаул: АлтГУ, - 2013. - С.24.
  3. В.Т.Батычко Международное частное право. Конспект лекций. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 // [Электронный ресурс] : http://www.aup.ru/books/m233/16_4.htm.
  4. Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. - 2008. - № 42. Ст. 4821.
  5. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994г. // СЗ РФ. – 1996. – №47. – Ст. 5299.
  6. Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 (ред. от 27.12.2014) "О вопросах Федеральной миграционной службы" (вместе с "Положением о Федеральной миграционной службе") // СЗ РФ. - 2012. - №30. - Ст. 4276.
  7. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014) «О занятости населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1996. - № 17. - Ст. 1915.

Цитировать

Сапегина, Л.В. Трудовые права российских граждан за рубежом / Л.В. Сапегина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3157 (дата обращения: 30.09.2022).

Поделиться