Компьютерное тестирование в школьном курсе информатики

NovaInfo 31
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматриваются ключевые аспекты применения компьютерных заданий в тестовой форме для проведения диагностических мероприятий при изучении школьного курса информатике. Описываются виды заданий и программные средства компьютерной реализации сеансов тестирования.

Ключевые слова

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ, ТЕСТ, ЗАДАНИЕ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ, КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Текст научной работы

В настоящее время проблема оценки качества знаний и умений обучающихся по разным предметам школьной программы стала весьма актуальной, a особенно важным данный вопрос является для предмета «Информатика и ИКТ». Первая из причин это то, что предмет появился в школьном курсе относительно недавно, а вторая, - это активная модернизация информационных технологий, которая предъявляет все новые и новые требования к выпускнику школы, как к представителю информационного общества. На практике оценивание качества подготовки школьников производится субъективными методами и очень часто у учителя нет возможностей, чтобы в полном объеме представлять динамическую картину дидактического состояния каждого из учеников.

На современном этапе обучения одной из результативных форм проверки и закрепления качеств усвоения изучаемого материала является тестовое задание. Тест – это современная, международно-признанная форма контроля уровня знаний. Данный вид позволяет быстро, объективно и, что очень важно, непредвзято выявить уровень усвоения школьником изученного материала.

Тестовые задания - один из элементов диагностики, они заставляют учеников размышлять логически и тренировать и развивать память.

Тестирование можно классифицировать:

  • входное тестирование;
  • тест – разминка;
  • контрольное тестирование;
  • аттестационное тестирование и другие.

С первой половины XXI века в образовании для проведения тестирования стали использовать компьютеры. И одним из новых педагогических направлений стало компьютерное тестирование, при котором представление тестовых заданий, контроль, оценивание знаний учащихся и выдача результатов производится при помощи компьютера.

Для создания тестовых заданий по информатике созданы и разрабатываются инструментальные программы-оболочки, которые позволяют генерировать компьютерные тесты при помощи формирования из базы данных некоторого набора заданий теста.

Программы, которые позволяют разрабатывать компьютерные тесты, подразделяются на два вида: универсальные и специализированные. Среди универсальных программ, которые содержат тестовую оболочку, как составную часть, это “TestUni” (Вологда) [1], “Адонис” (Москва), “Linkway” (Microsoft), “Фея” (Томск), “Радуга” (Москва) и т.п. А среди специализированных программ, которые предназначены для формирования тестов, это такие программы как “Аист” (Москва), “I_now” (Иркутск), “Тест” (Красноярск) и др.

Выделяют три основных вида тестовых заданий, которые наиболее часто используются в компьютерных тестах по информатике:

  1. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Выделяют следующие:
    1. Выбор одного верного ответа по принципу: один - правильный, остальные - неправильные.
    2. Выбор нескольких верных ответов.
    3. Выбор одного, наиболее правильного ответа.

Пример: Перечислите устройства ввода информации.

  1. Клавиатура
  2. Принтер
  3. Монитор
  4. Микрофон
  5. Сканер
  1. Задания открытой формы. Такие задания формулируются так, что готового ответа нет, необходимо самостоятельно сформулировать и записать ответ самому, в отведенном для этого месте.

Пример: Заполните пропуск:

Для описания переменных служит раздел ……....

  1. Задания на установку соответствия. В таком задании необходимо элементы одного множества поставить в соответствие элементам другого множества.

Пример: Соотнесите слова, стоящие в левой части словам в правой части:

  1. VAR а) имя программы
  2. REAL б) раздел описания операторов и переменных
  3. PROGRAM в) целочисленный тип данных
  4. INTEGER г) натуральный тип данных
  1. Задания на установку верной последовательности (вычисления, действия, операции, терминов в определениях).

Пример: Определите алгоритм при выводе на экран текста:

  1. Наберите команду write
  2. Откройте скобку «(» и одинарную кавычку «’»
  3. Наберите текст
  4. Закройте скобку «)» и одинарную кавычку«’»
  5. Поставьте точку с запятой «;»

Для компьютерного контроля уровня знаний, который осуществляется в виде теста, чаще всего применяют задания с выбором единственного верного ответа. При разработке компьютерного тестирования важно проанализировать степень его трудности, как в целом, так и в отдельных тестовых заданиях. Больше всего в процентном соотношении составляются задания средней трудности. При составлении вопросов нужно опираться на общий уровень подготовки учащихся.

Нужно отметить признаки компьютерного тестирования, которые трудно реализовать при бланковом тестировании.

  • Повышение интенсивности обучения. Появилась возможность проверки большого объема учебного материала.
  • Обеспечение высокой объективности оценивания результатов тестирования.
  • Усиление доли самостоятельной работы учащихся.
  • Работа за компьютером приучает к точности.

Текст заданий компьютерного теста нужно составлять кратким и лаконичным. Краткость осуществляется тщательным отбором слов, символов, графиков, которые позволяют минимальным набором средств добиться максимума четкости смысла задания. Полностью должны быть исключены повторения слов, непонятные и редко употребляемые слова, а также неизвестные обучающимся символы, иностранные слова и слова, которые затрудняют восприятие смысла.

Получение образования - это многоэтапная процедура, и контроль уровня знаний - всего лишь одна из её составляющих. Поэтому именно в образовании компьютерные технологии продвинулись вперед, и в ряду с ними тестирование занимает одну из главных ролей.

Сегодня особый интерес у педагогов стал вызывать педагогический потенциал облачных технологий [2, 3, 4], которые способны гармонично и эффективно вписаться в учебный процесс. Использование web-сервисов диагностики уровня является актуальной и перспективной задачей, которая требует дополнительного исследования.

Читайте также

Список литературы

  1. Никифоров О.Ю., Кокшарова Е.И. Комплекс признаков классификация систем компьютерного тестирования // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 6
  2. Никифоров О.Ю., Селезнева А.Л. Виртуальные интерактивные стенды // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 4
  3. Никифоров О.Ю., Корепина Т.А. Использование современных интернет-сервисов для работы с интеллект-картами // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 4
  4. Никифорова Е.И., Корепина Т.А., Никифоров О.Ю. Методические особенности использования web-сервисов при преподавании информатики в школе // Современная педагогика. 2014. № 1

Цитировать

Белкова, С.А. Компьютерное тестирование в школьном курсе информатики / С.А. Белкова, О.Ю. Никифоров. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3197 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться