В настоящее время проблема оценки качества знаний и умений обучающихся по разным предметам школьной программы стала весьма актуальной, a особенно важным данный вопрос является для предмета «Информатика и ИКТ». Первая из причин это то, что предмет появился в школьном курсе относительно недавно, а вторая, - это активная модернизация информационных технологий, которая предъявляет все новые и новые требования к выпускнику школы, как к представителю информационного общества. На практике оценивание качества подготовки школьников производится субъективными методами и очень часто у учителя нет возможностей, чтобы в полном объеме представлять динамическую картину дидактического состояния каждого из учеников.
На современном этапе обучения одной из результативных форм проверки и закрепления качеств усвоения изучаемого материала является тестовое задание. Тест – это современная, международно-признанная форма контроля уровня знаний. Данный вид позволяет быстро, объективно и, что очень важно, непредвзято выявить уровень усвоения школьником изученного материала.
Тестовые задания - один из элементов диагностики, они заставляют учеников размышлять логически и тренировать и развивать память.
Тестирование можно классифицировать:
- входное тестирование;
- тест – разминка;
- контрольное тестирование;
- аттестационное тестирование и другие.
С первой половины XXI века в образовании для проведения тестирования стали использовать компьютеры. И одним из новых педагогических направлений стало компьютерное тестирование, при котором представление тестовых заданий, контроль, оценивание знаний учащихся и выдача результатов производится при помощи компьютера.
Для создания тестовых заданий по информатике созданы и разрабатываются инструментальные программы-оболочки, которые позволяют генерировать компьютерные тесты при помощи формирования из базы данных некоторого набора заданий теста.
Программы, которые позволяют разрабатывать компьютерные тесты, подразделяются на два вида: универсальные и специализированные. Среди универсальных программ, которые содержат тестовую оболочку, как составную часть, это “TestUni” (Вологда) [1], “Адонис” (Москва), “Linkway” (Microsoft), “Фея” (Томск), “Радуга” (Москва) и т.п. А среди специализированных программ, которые предназначены для формирования тестов, это такие программы как “Аист” (Москва), “I_now” (Иркутск), “Тест” (Красноярск) и др.
Выделяют три основных вида тестовых заданий, которые наиболее часто используются в компьютерных тестах по информатике:
- Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Выделяют следующие:
- Выбор одного верного ответа по принципу: один - правильный, остальные - неправильные.
- Выбор нескольких верных ответов.
- Выбор одного, наиболее правильного ответа.
Пример: Перечислите устройства ввода информации.
- Клавиатура
- Принтер
- Монитор
- Микрофон
- Сканер
- Задания открытой формы. Такие задания формулируются так, что готового ответа нет, необходимо самостоятельно сформулировать и записать ответ самому, в отведенном для этого месте.
Пример: Заполните пропуск:
Для описания переменных служит раздел ……....
- Задания на установку соответствия. В таком задании необходимо элементы одного множества поставить в соответствие элементам другого множества.
Пример: Соотнесите слова, стоящие в левой части словам в правой части:
- VAR а) имя программы
- REAL б) раздел описания операторов и переменных
- PROGRAM в) целочисленный тип данных
- INTEGER г) натуральный тип данных
- Задания на установку верной последовательности (вычисления, действия, операции, терминов в определениях).
Пример: Определите алгоритм при выводе на экран текста:
- Наберите команду write
- Откройте скобку «(» и одинарную кавычку «’»
- Наберите текст
- Закройте скобку «)» и одинарную кавычку«’»
- Поставьте точку с запятой «;»
Для компьютерного контроля уровня знаний, который осуществляется в виде теста, чаще всего применяют задания с выбором единственного верного ответа. При разработке компьютерного тестирования важно проанализировать степень его трудности, как в целом, так и в отдельных тестовых заданиях. Больше всего в процентном соотношении составляются задания средней трудности. При составлении вопросов нужно опираться на общий уровень подготовки учащихся.
Нужно отметить признаки компьютерного тестирования, которые трудно реализовать при бланковом тестировании.
- Повышение интенсивности обучения. Появилась возможность проверки большого объема учебного материала.
- Обеспечение высокой объективности оценивания результатов тестирования.
- Усиление доли самостоятельной работы учащихся.
- Работа за компьютером приучает к точности.
Текст заданий компьютерного теста нужно составлять кратким и лаконичным. Краткость осуществляется тщательным отбором слов, символов, графиков, которые позволяют минимальным набором средств добиться максимума четкости смысла задания. Полностью должны быть исключены повторения слов, непонятные и редко употребляемые слова, а также неизвестные обучающимся символы, иностранные слова и слова, которые затрудняют восприятие смысла.
Получение образования - это многоэтапная процедура, и контроль уровня знаний - всего лишь одна из её составляющих. Поэтому именно в образовании компьютерные технологии продвинулись вперед, и в ряду с ними тестирование занимает одну из главных ролей.
Сегодня особый интерес у педагогов стал вызывать педагогический потенциал облачных технологий [2, 3, 4], которые способны гармонично и эффективно вписаться в учебный процесс. Использование web-сервисов диагностики уровня является актуальной и перспективной задачей, которая требует дополнительного исследования.