Взаимодействие пользователя с учебным контентом в автоматизированных систем обучения

NovaInfo 46, с.328-332, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Взаимодействие пользователя информационной системы компьютерного обучения с учебными материалами всех форм, типов и форматов играет одну из ключевых ролей в дистанционных образовательных технологиях. Рассмотрены основные аспекты такого взаимодействия. Перечислены и описаны основные функции интерфейсного блока, который непосредственно и решает заявленную проблему.

Ключевые слова

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ, ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, УЧЕБНЫЙ КОНТЕНТ, АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ, ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Текст научной работы

В автоматизированных информационных обучающих системах важное значение имеет вопрос эффективного и удобного взаимодействия пользователя с учебным контентом. В современных системах компьютерного обучения эту задачу решает специальный выделенный модуль — подсистема, которая и обеспечивает взаимодействие обучаемого с учебным материалом в процессе движения его по траектории обучения (см. рис. 1). При взаимодействии должны учитываться следующие аспекты:

  • текущая позиция обучаемого на его траектории обучения;
  • конфигурация учебных элементов;
  • режим работы с учебным элементом.

Рассмотрим основные функции подсистемы обеспечения работы с учебным материалом. Здесь можно выделить следующее:

  • воспроизведение учебных элементов;
  • доступ к структурным единицам учебного материала через блок содержания, указатели, словарь, тезаурус;
  • выбор текущего фрагмента учебного материала и передача его для представления через интерфейс пользователя;
  • выполнение сценариев представления учебного материала (воспроизведение демонстраций, презентаций и т.п.);
  • выполнение переходов к структурным единицам учебного материала в соответствии с командами пользователя;
  • вызов подсистемы тестирования, которая должна носить адаптивный характер, т.е. управление процессом движения обучаемого по его индивидуальной траектории, должно зависеть от результатов обучения по предыдущим тематическим блокам [1];
  • вызов на выполнение внешних компьютерных средств обучения, ссылки на которые содержатся в учебном материале. Такие элементы учебного контента преимущественно размещаются в сети Интернет [2];
  • выполнение команд блока управления учебным процессом;
  • фиксирование сведений о работе пользователя с учебным материалом, передача их блоку управления учебным процессом и запись в протокол.
Модель подсистемы обеспечения работы с учебным материалом
Рисунок 1. Модель подсистемы обеспечения работы с учебным материалом

Блок доступа к учебным элементам позволяет работать с отдельным учебным элементом в режиме, предусмотренным траекторией обучаемого.

Блок работы с траекторией обучаемого предназначен для контроля взаимодействия обучаемого с учебными элементами.

Блок управления мультимедиа контентом предназначен для распаковки и воспроизведения мультимедийного содержимого учебных элементов.

Процесс взаимодействия пользователя с учебным контентом в контексте описанной подсистемы изображен с помощью PERT-диаграмм (см. рис. 2) и сетей Петри (см. рис. 3).

PERT-диаграмма процесса взаимодействия обучаемого с учебным элементом
Рисунок 2. PERT-диаграмма процесса взаимодействия обучаемого с учебным элементом
Сеть Петри процесса взаимодействия обучаемого с учебным элементом
Рисунок 3. Сеть Петри процесса взаимодействия обучаемого с учебным элементом

Представленная в данной статье схема и алгоритм работы подсистемы носит универсальных характер и может быть использована в широком спектре тематических информационных обучающих систем.

Читайте также

Список литературы

  1. Никифоров О.Ю. Использование адаптивных систем компьютерного тестирования//Гуманитарные научные исследования. 2014. №4
  2. Никифоров О.Ю. Развитие информационно-технического потенциала сети Интернет в аспекте генерация сетевых обучающих систем /О.Ю. Никифоров, Т.А. Корепина//Современная техника и технологии. 2014. № 4.

Цитировать

Никифоров, О.Ю. Взаимодействие пользователя с учебным контентом в автоматизированных систем обучения / О.Ю. Никифоров. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 328-332. — URL: https://novainfo.ru/article/6362 (дата обращения: 16.08.2022).

Поделиться