Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» документы в области регулирования бухгалтерского учета представлены следующими группами стандартов:
- Федеральные стандарты, к которым относятся законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации.
К важным документам этого уровня относятся положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие правила, принципы и варианты организации учетно-аналитической работы по видам активов и обязательств.
В настоящее время в России разработано и утверждено 23 положения по бухгалтерскому учету и отчетности. Особенно важным из них является Положение «Учетная политика организации», поскольку в нем изложены основные принципы учета. Также особую методическую роль при построении учетной работы формирования финансового результата занимают положения по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование ПБУ 4/99.
- Отраслевые стандарты, устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
В области сельскохозяйственного производства приказы (нормативные акты), утвержденные министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее – министерство).
Так, приказом министерства от 13.06.2001 №654 «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и методических рекомендаций по его применению» устанавливает перечень рекомендуемых аналитических счетов бухгалтерского учета с учетом отраслевой специфики и инструкцию их применения.
Приказ министерства от 16.05.2003 № 750 «Об утверждении специализированных форм первичной учетной документации» устанавливает основные формы специализированных первичных документов, необходимых для организации документального оформления фактов хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия.
Также помимо вышеупомянутых нормативных актов министерства, относятся прочие регулирующие документы в узкоспециализированных отраслях производства, разрабатываемые федеральными ведомствами.
Важным отраслевым документом для предприятий, признаваемых сельхозтоваропроизводителями являются ежеквартальные и годовые приказы об утверждении форм отчетности за соответствующий период. Так, например, в 2013 году состав форм обязательной отраслевой отчетности был утвержден приказом министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18 декабря 2013 года №480. Стоит отметить, что в состав бланков бухгалтерской отчетности наряду с обязательными формами отчетности для предприятий всех отраслей (например, форма «Бухгалтерский баланс», форма «Отчет о финансовых результатах» и пр.), включены специализированные формы отчетности отдельно по отраслям сельскохозяйственного производства.
- Рекомендации в области бухгалтерского учета, к которым относятся методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств.
- Стандарты экономического субъекта, к которым относятся рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия, которые определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
- документ по учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Таким образом, основными задачами при составлении отчетности являются:
- формирование полной и достоверной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации, необходимой внутренним пользователям отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредитора и другим пользователям;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.