Административный надзор, как форма профилактического воздействия на лидеров и активных участников группировок, осужденных отрицательной направленности

№32-1,

юридические науки

В статье приводится анализ основных положений института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», раскрываются его задачи, порядок установления, продления и прекращения.

Похожие материалы

Одной из форм административно-правового противодействия проявлениям организованной преступности в уголовно-исполнительной системе является профилактическое воздействие на лидеров и активных участников группировок осужденных отрицательной направленности при помощи института постпенитенциарного административного надзора [1; 4].

Сегодня деятельность сотрудников учреждений, исполняющих уголовные наказания и сотрудников МВД России по подготовке необходимых материалов для установления административного надзора за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы и непосредственная реализация контрольно-надзорной деятельности в отношении данной категории лиц является одним из наиболее перспективных и востребованных направлений осуществления правоохранительной деятельности по профилактике рецидивной преступности и административной деликтности. Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года поставила для учреждений исполняющих уголовные наказания масштабную задачу по существенному сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам [3]. Одной из мер в осуществлении данного амбициозного направления деятельности подразделений ФСИН России можно является практическая реализация положений Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64 – ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [7], который предусматривает установление за отдельными категориями осужденных, освобождаемых из мест лишения свободы административного надзора с 1 июля 2011 года.

Проанализируем основные положения базового Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Задачами установления административного надзора являются: предупреждение совершения отдельными категориями осужденных преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Статья 3 указанного выше нормативного акта фиксирует исчерпывающий перечень лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор.

Так, административный надзор устанавливается судом:

1) в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;

2) в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

а) тяжкого или особо тяжкого преступления;

б) преступления при рецидиве преступлений;

в) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего

если:

- лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

- лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Данный перечень субъектов является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Он не учитывает неформального статуса осужденного в преступной среде и его потенциальной криминальной «зараженности» [5], т.е. фактически лидеры и активные участники группировок осужденных отрицательной направленности далеко не в 100 % случаев могут подпадать под постпенитенциарное административное воздействие в форме предусмотренных законом административных ограничений. Это еще раз подтверждает необходимость формализации и легитимизации на уровне уголовного и уголовно-исполнительного законодательств неформального положения осужденного в преступной среде с целью ужесточения контроля за данной категорией лиц как внутри исправительного учреждения и следственного изолятора, так и после освобождения из мест лишения свободы [6].

Статья 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» устанавливает следующие административные ограничения при административном надзоре: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Указанные выше ограничения устанавливаются судом. Контроль, за выполнением поднадзорным лицом данных ограничений, возлагается на органы внутренних дел (полицию).

Административный надзор устанавливается на срок от одного года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости. Кроме того, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости [8].

Следует отметить, что административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным в законе.

Административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, общественного порядок и общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности.

Административный надзор прекращается по следующим основаниям: 1) истечение срока административного надзора; 2) снятие судимости с поднадзорного лица; 3) осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания; 4) вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим; 5) смерть поднадзорного лица.

Полагаем, что снимать с профилактического учета лицо, в отношении которого установлен административный надзор, на наш взгляд, нецелесообразно. Многие ученые считают, что контроль за поведение после прекращения надзора все же необходим, так как не исключено, что освобожденный лишь делал вид, что исправился, дабы освободиться от установленных ограничений [2].

Администрация исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца, до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, указанным в статье 173.1 УИК РФ.

Кроме того, администрация исправительного учреждения после вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в течение семи дней направляет копию указанного решения в орган внутренних дел по избранному этим лицом месту жительства или пребывания.

При освобождении из мест лишения свободы лицу, в отношении которого установлен административный надзор, администрация исправительного учреждения вручает предписание о выезде к избранному им месту жительства или пребывания с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени, и предупреждает данное лицо об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора.

В данном предписании производится запись об установлении административного надзора и указывается адрес избранного места жительства или пребывания.

Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, регламентировано Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (глава 26.2 ГПК РФ).

Данное производство состоит из следующих стадий:

  1. подача заявления по делу об административном надзоре;
  2. рассмотрение дела об административном надзоре;
  3. решение суда по делу об административном надзоре;
  4. обжалование решения суда по делу об административном надзоре;
  5. исполнение решения суда по делу об административном надзоре.

В заключение сделаем следующие выводы:

  • деятельность администрации мест лишения свободы по профилактике поступления в исправительные учреждения и следственные изоляторы запрещенных предметов (наркотики, спиртное, наличные деньги, средства мобильной связи) следует рассматривать как одну из перспективных форм противодействия проявлениям организованной преступности в УИС и от того, насколько результативно будет организована данная работа на местах во-многом зависит эффективность уголовно-исполнительного воздействия на лидеров преступной среды.
  • административные ограничения в рамках постпенитенциарного административного надзора за осужденными, освобождаемыми из мест лишения свободы в перспективе должны налагаться судом на всех без исключения лидеров и активных участников группировок осужденных отрицательной направленности.

Список литературы

  1. Гришин Д.А., Кутякин С.А. Государственное регулирование противодействия проявлениям организованной преступности в уголовно-исполнительной системе России. Рязань. 2013. С. 103-108.
  2. См.: Гуськов В.И. Профилактические меры административного надзора. Учебное пособие. Рязань, 1986. С. 20; Гуцуляк В.И., Алоян А.М., Данилов И.П. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. М., 1992. С. 30.
  3. См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // http://www.fsin.su/document/
  4. Кутякин С.А. Криминологическая и структурно-функциональная характеристика деятельности «смотрящих» в ИУ-СИЗО Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 4. С. 15-21.
  5. Кутякин С.А. Криминальная субкультура в местах лишения свободы России. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. № 4. С. 25-29.
  6. Кутякин С.А. Организация противодействия криминальной оппозиции в уголовно-исполнительной системе России. Рязань. 2012. С. 131-132.
  7. См.: Собрание законодательства РФ. 2011. № 15. Ст. 2011.
  8. См.: часть 2 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64¬ – ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 15. Ст. 2011.