Судебная система Российской Федерации. Социальный аспект

№61-1,

юридические науки

Судебная система направлена на урегулирование общественных отношений. Отношения, связанные в разных областях права, также требует механизмы реализации права, для этого формируют законы с помощью принятия нормативно – правовых актов. Большое влияние на принятие нормативно – правовых актов оказывает Международное право.

Похожие материалы

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путём:

  1. установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»;
  2. соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
  3. применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
  4. признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  5. законодательного закрепления единства статуса судей;
  6. финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

С вступлением в силу Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5 — ФКЗ Верховный суд Российской Федерации не входит в систему судов общей юрисдикции Российской Федерации. Состав Верховного суда Российской Федерации: Пленум Верховного суда Российской Федерации; Президиум Верховного суда Российской Федерации; Апелляционная коллегия; Судебная коллегия по административным делам; Судебная коллегия по уголовным делам; Судебная коллегия по гражданским делам; Судебная коллегия по экономическим спорам; Судебная коллегия по делам военнослужащих; Дисциплинарная коллегия; Аппарат Верховного суда Российской Федерации; Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации; Научно — Консультативный Совет при Верховном Суде Российской Федерации.

Суды Российской Федерации: Конституционный суд Российской Федерации — судебный орган Конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Решение Конституционного суда Российской Федерации (определение или постановление) по той или иной норме закона обычно является окончательной трактовкой.

Районный суд — это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи. Районные (межрайонные, городские) суды образуются в соответствии с федеральными законами в судебном районе, состоящем из нескольких административно –территориальных образований.

Мировой судья — лицо, наделённое полномочиями выполнять функции мировых судов. Мировые суды представляют собой местные юридические органы низшей инстанции, обладающие ограниченной юрисдикцией и рассматривающие малозначительные дела по упрощённой процедуре. Гражданские дела, подсудные мировому судье, согласно статье 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. До назначения, избрания, мировых судей в субъектах Российской Федерации дела, рассматривались районными судами, Федерального закона от 14.11.2002 N 137 — ФЗ. В настоящей статье определяется подсудность дел мировым судьям. На сегодняшний день ещё не во всех субъектах Российской Федерации действуют мировые судьи, в связи с чем, в Законе о введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривается, что до создания системы мировых судей в тех судебных районах, где мировые судьи ещё не осуществляют деятельность, подсудные им дела рассматривают районные суды. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции Федеральным законом. Деление на судебные участки, количество мировых судей и судебных участков определяются Федеральным законом N 218 — ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации».

Этика судей

За нарушение норм Закона о статусе судей и Кодекса судейской этики на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи, статья 12.1 Закона о статусе судей. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания, в том числе о прекращении полномочий, принимается Квалификационная коллегия судей. Вопрос о прекращении полномочий в связи с совершением судьей дисциплинарного проступка может рассматриваться на основании: представления председателя соответствующего или вышестоящего суда; обращения органа судейского сообщества; жалоб и сообщений органов и должностных лиц; жалоб и сообщений граждан. Порядок и особенности рассмотрения Квалификационная коллегия судей представленных материалов установлен статьи 21, 22 Федерального закона от 14.03.2002 №30 — ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Обратите внимание: если стоит вопрос о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка либо требуется дополнительная информация, то рассмотрение заявления судьи о прекращении его полномочий по другим основаниям приостанавливается до рассмотрения по существу указанного вопроса. Решение, принятое Квалификационная коллегия судей субъектов Российской Федерации, может быть обжаловано в судебном порядке либо в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации Высшая квалификационная коллегия судей. Решения Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и Квалификационная коллегия судей субъектов Российской Федерации о приостановлении либо прекращении полномочий судей, привлечении их к дисциплинарной ответственности, могут быть обжалованы в Дисциплинарное судебное присутствие. К сведению: дисциплинарное судебное присутствие — судебный орган, рассматривающий дела по жалобам на решения Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и Квалификационная коллегия судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, далее — жалоба, и обращениям на решения Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и Квалификационная коллегия судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, статьи 1 Федерального конституционного закона от 09.11.2009 № 4 — ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии». Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Квалификация преступления — это установление и юридическое закрепление точного соответствия между как признаками совершенного деяния, так и признаками состава преступления, предусмотренного уголовно — правовой нормой. Квалификация преступления в уголовной практике имеет огромное значение. Ошибка квалификации может повлечь не только неправильной меры наказания, но и ряд других негативных действий. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, что типично для негативных государств. В России существуют правовые нормы для борьбы с коррупцией Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273 — ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228. Акты судебных органов Акты судебных органов: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (в ред. от 06.02.2007г.) // «Российская газета», № 38, 23.02.2000; Проставление Президиума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г. № 951п. 04пр. // «Бюллетень Верховного Суда РФ», 2006, № 1; Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 8 мая 2002 г. № 234 п. 02 пр. // «Бюллетень Верховного Суда РФ», 2002, № 10; Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2005 г. № 132 п 2005 «Бюллетень Верховного Суда РФ», 2005, N 11; Определение Верховного Суда РФ от 22 февраля 2005 года // «Бюллетень Верховного Суда РФ», 2006, № 4. Следственный комитет при Прокуратуре Российской Федерации раскрыл данные об уголовном преследовании так называемых спецсубъектов — чиновников, которых закон наделяет особым правовым статусом. За год под статьей оказались более 11 тысяч «неприкасаемых»: судей, прокуроров, депутатов. Число обвиняемых чинов с правовым иммунитетом увеличилось сразу втрое. Следственный комитет все чаще заводит уголовные дела в отношении судей, прокуроров, следователей, адвокатов и депутатов разных уровней. Закон поставил их в особые условия, чтобы они могли принимать решения, не опасаясь ни телефонного права, ни мести со стороны «подельников». На сегодняшний день в различных преступлениях уже предъявлены — 1442 судьям, прокурорам, адвокатам и народным избранникам, 575 человек уже осуждены. Для того чтобы привлечь депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации может только глава Следственного комитета с согласия соответствующих палат парламента. Подчиненные Александра Бастрыкина имеют право возбуждать уголовные дела против «спецсубъектов», но при этом необходимо пройти серию согласительных процедур. Для привлечения судьи, в качестве обвиняемого, требуется решение высшей квалификационной коллегии судей. На скамью подсудимых осуждено 200 судей разного уровня.

Таким образом, Судебная система Российской Федерации является слаженным, отлаженным «механизмом», который поставлен для решения общественных отношений. Судья — лицо, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие; в современной теории разделения властей — лицо, наделённое судебной властью. В различных юрисдикциях полномочия судей и требования к ним различаются. Судья, должностное лицо в судебной системе, избранное или назначенное в состав судебного органа. Во многих странах судья назначается главой государства и сохраняет свою должность пожизненно или до достижения определенного возраста, сохраняется принцип несменяемости судей. В Российской Федерации судьи несменяемы. Все федеральные судьи назначаются Президентом Российской Федерации, они независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Судьи неприкосновенны: они не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в порядке, установленном федеральным законом.

В связи с большим социальным разрывом в обществе, между слоями населения, делящиеся по финансовому достатку, в обществе изменился подход к судебной системе. Данное отношение связано именно с уголовными делами в отношении лиц на государственной службе и связано с коррупционными делами. Проведение в обществе жесткой социальной политики в экономической сфере, увеличилось количество правонарушений среди граждан. С увеличением уголовные дел одного характера Верховный суд применял раньше смягчающую норму той, которая была принята. Отношение к судьям в Российской Федерации ранее было более понятным, сейчас данная картина меняется в худшую сторону.

На мой взгляд, судьи, прежде всего это те же люди, которые нераздельны с обществом, в котором родились, росли, получали образование. В последствие получившие государственный статус судьи для выполнения возложенных полномочий.

Список литературы

  1. Бошно С.В. Правоведение: основы государства и права. Учебное пособие. Сер. Российское юридическое образование М., 2007.
  2. Бошно С.В. Теория права и государства. Учебник. Сер. Российское юридическое образование (2-е изд., перераб. и доп.). М., 2011.
  3. Бошно С.В. Судебная практика – источник правотворчества. Роль судебной практики в правовой системе // Российский судья. 2001. № 3. С. 3.
  4. Соловьёва А.В. Сравнение судебной системы 80-х годов ХХ века в СССР и судебной системы современной России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-4. С. 136-138.
  5. Мамонтов А.Г. Судебная система как элемент системы обеспечения уголовного правосудия // В сборнике: Проблемы развития государства и права в современном Российском обществе. М., 2006. С. 235-248.