Профилактика аддиктивного поведения подростков

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье говорится об аддиктивном поведении подростков, которое в выраженной форме может иметь такие негативные последствия.

Ключевые слова

АДДИКТИВНОСТЬ, НАРКОМАНИЯ, АЛКОГОЛИЗМ, ДЕВИАЦИИ

Текст научной работы

Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения, связанный с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, посредством приема некоторых веществ или навязчивая потребность в определённой деятельности, с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. В медицинском смысле, зависимость — навязчивая потребность в использовании привычных стимулов, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Это наиболее распространенный вид девиации. Проблема аддиктивности большей частью касается подросткового возраста.

В жизни каждого человека могут быть моменты, связанные с желанием изменить свое психическое состояние: избавиться от угнетения, сбросить усталость, отвлечься от неприятных размышлений и т.п. Для реализации этой цели человек вырабатывает индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами.

В настоящее время можно выделить следующие основные виды аддиктивных действий:

  1. употребление алкоголя, никотина;
  2. употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды;
  3. участие в азартных играх, включая компьютерные;
  4. сексуальное аддиктивное поведение;
  5. переедание или голодание;
  6. религия, сектантство и др.

Аддиктивное поведение является деструктивным, разрушающим личность и психику. Человек, например, долго занимающийся аддиктивно-виртуальным общением, полностью дезориентируется в реальности, уже не понимает, как себя следует вести в социуме.

Злоупотреблению психологически активными веществами содействуют коммуникативные хобби – бездумное общение со сверстниками, обмен малозначимой, не требующей интеллектуальной переработки, информацией.

Происходят различные изменения в характере и духовном мире личности подростка. Большинству подростков переходный период дается нелегко, вызывая неуверенность, раздражение, тревогу, апатию, ощущение душевной нестабильности, дисбаланса личности. Состояние опьянения заглушает эти чувства. Появляется обманчивая иллюзия, что решение проблемы найдено.

В Якутии специалисты отмечают высокий уровень алкоголизации среди подростков. В 2010 году диагноз «алкоголизм» на 100 тысяч подростков был поставлен - 972,5; в 2011 году - 848,7. Курят 34,2% городских и 49,2 % сельских школьников - мальчиков возрасте 10-17 лет; среди девочек 26,4% и 34.2% . По данным Госкомстата Республики Саха (Якутия), заболеваемость населения наркологическими расстройствами составила: 2004 год – 4750, 2005 год – 5084, 2006 год – 5881 чел.

Перспективным подходом к предупреждению вредных привычек, является формирование у детей с самого раннего возраста установки на здоровый образ жизни.

В профилактической работе выделяются такие направления как:

  1. Формирование у детей и подростков четкой установки на неприятие наркотиков;
  2. Формирование у учащихся стратегической мотивации (дальнейших перспектив); формирование черт совершенствующей социально-успешной личности.
  3. Включение специально подготовленных подростков в процесс профилактики в качестве субъектов оказания помощи сверстникам в решении эмоциональных проблем, разрешения конфликтных ситуации, в качестве активных пропагандистов здорового образа жизни;
  4. Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотических средств;
  5. Изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение и др.

Этническая особенность воспитания детей находит отражение народной педагогике, которая рассматривается нами как совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа. Этнопедагогика народа саха строится на принципах природосообразности (знание закономерностей и явлений природы, любовь к родной земле, бережное отношение к ней) и культуросообразности (знание культуры и истории своего народа, его духовных и материальных ценностей, уважение к духовным ценностям своего народа и к культуре других народов). В настоящее время семья, школа и социум являются основными институтами этнопедагогической системы воспитания. Этнопедагогика народа саха находит свое достойное место в профилактике девиантного поведения в школах республики, в особенности в сельских улусах, где сильны этнические корни, не потеряны связи с культурой, историей и обычаями своего народа [4].

Читайте также

Список литературы

  1. В. Д. Менделевич. Психология зависимой личности. — Казань, 2004.
  2. Колесникова Г. И. Девиантное поведение: учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2007.
  3. www.sakha.gov.ru (официальный информационный портал Республики Саха (Якутия)
  4. Борисова У.С. Этнокультурное образование: историко - социологический анализ (на материалах Республики Саха (Якутия): автореферат на соиск. учен. степ. д.соц.н. - СПб.: СПбГУ, 2006.

Цитировать

Хорунова, О.В. Профилактика аддиктивного поведения подростков / О.В. Хорунова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3262 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться