Развитие и запрет алкоголизма

NovaInfo 131, с.136-138, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 10
CC BY-NC

Аннотация

Алкоголизм (alcoholism) это биопсихосоциальное заболевание индивида, в основе которого лежит зависимость человека от алкоголя. Алкоголь переводится с арабского как «одурманивающий». Который в свою очередь является одной из форм девиантного поведения. Уже в античные времена были известны болезненные пристрастия к вину. А также применялись государственные меры по ограничению потребления вина, вплоть до введения полного его запрета. Так, например, законодатель Спарты, Ликур, приказал, уничтожить все виноградники. А некоторые правители в античные времена и средневековье вводили смертную казнь за пьянство.

Ключевые слова

ПЬЯНСТВО, ЧЕЛОВЕК, ИСТОРИЯ, РАЗВИТИЕ, ЗАПРЕТ, АЛКОГОЛЬ, ОТНОШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЕЙ, ЗАБОЛЕВАНИЕ, УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ, АЛКОГОЛИЗМ

Текст научной работы

Изготовление напитков, содержащих алкоголь, были известны ещё в глубокой древности, например, в Египте виноградное вино употреблялось уже в 9 тысячелетие до нашей эры.

Спиртные напитки были распространены и в других государствах Древнего Востока.

В древнем Китае в трактате «Извещение о пьянстве» в 1116 году до нашей эры содержится перечень строгих мер, направленных на борьбу с пьянством.

В Индии законы Ману (в 6 веке до нашей эры) включали уже целый ряд наказаний за разные виды пьянства, причём некоторые спиртосодержащие напитки запрещались совсем.

Законы Древнего Рима запрещали молодым людям до 30 лет пить вино. То есть в годы наиболее активного воспроизводства потомства.

Согласно законам Древней Греции, пьяному мужу запрещалось сходиться с женой, это преследовалось по закону (жена могла подать в суд жалобу на мужа).

У греков разрешалось употреблять вино только после 35-40 лет и то только мужчинам.

Несмотря на то, что в Древней Греции и Риме вино было принято разбавлять водой, а у греков была, традиция на дно чащи клали, аметист (его считали камнем трезвости).

На Руси жениху и невесте запрещалось употреблять спиртное на свадьбе. Эта традиция в сельской местности просуществовала вплоть до 30х. годов 20 столетия.

Из истории известно, что до открытия технологии изготовления спирта (это сделали арабы в 9 в. нашей эры, в Европе она получила распространение лишь с 13–15 вв.) спиртные напитки были слабыми, а это в свою очередь сильно сдерживало распространение алкоголизма.

Вот поэтому в древнем мире и в средние века алкоголизм существовал только как индивидуальное заболевание, но не как социальная патология.

Развитие социальной патологии алкоголизма в Западной Европе становиться только лишь в эпоху нового времени.

Например, что в 18 в. среди английских бедняков получается распространение дешевого джина. Для того, чтобы остановить распространение пьянства, государства Западной Европы начали ужесточать контроль за качеством спиртного и повышать его цену за счет специальной наценки (акциза).

Тогда как в средневековой России широко употребляли пиво и вино, а также считалось, что «Веселие на Руси есть пити». Так, как данные напитки являлись слабыми, то они долгое время не вызывали каких- либо особых проблем.

Только лишь в 15 веке. появляется технология выгонки хлебной водки, быстро вытеснившей все другие алкогольные напитки.

Таким образом с 1474 производство и продажа всей алкогольной продукции в России ставится под жесткий контроль: государство либо отдавало производство алкоголя на откуп (чтобы торговать спиртным, надо было в счет будущей прибыли сначала внести в казну большую сумму), либо облагало производителей высокими налогами, либо само выступало как монопольный производитель и продавец спиртного. Принадлежащие государству кабаки стали обогащать казну, в народе получило широкое распространение подпольное самогоноварение. В результате к 19 в. пьянство стало «национальной традицией».

Отношение религии к алкоголизму — главным фактором запрета на спиртное в исламе можно считать, судя из исторического предания, то. Что пророк Мухаммед страдал эпилепсией, и он не употреблял спиртное, так как это провоцировало приступы. В связи, с чем в религии ислама запрещается употреблять спиртное.

Если рассматривать то, что ислам очень строго относиться к употреблению спиртного взрослым человеком, то употребление ребёнком алкоголя у них считается наказуемым делом.

А в православной религии наоборот употребление вина считается своего рода ритуалом, у них это называется причастие (трактуемое испитие крови Христовой), а вино Кагор считается святыней, его употребление делом благородным. Во многих православных семьях кагор употребляют не только взрослые, но и дети, считая тем самым, что данная святыня их исцеляет и очищает организм и душу.

Из истории религии нам известно, что основой принятия православной религии князя Владимира было то, что там разрешалось употреблять спиртное, а в исламе нет. Славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, так как вино и пиво снимали усталость походов, но строгий ритуал пиров в исламе не допускал «буйство во хмелю».

Древнегреческая легенда гласит: богиня Гера родила от опьяневшего Зевса хромоного сына Гефеста. Ещё в древние времена понимали, что дети с патологией могут родиться от алкоголизма.

Алкоголизм в Западной Европе стал лишь в эпоху нового времени. Известно, например, что в 18 в. среди английских бедняков самое широкое распространение получил дешевый джин. Чтобы остановить распространение пьянства, государства Западной Европы начали ужесточать контроль за качеством спиртного и повышать его цену за счет специальной наценки (акциза).

Запрет на алкогольную монополию вводился у нас на Руси не раз, а также не раз он отменялся.

Иван Грозный провёл ряд мероприятий по монополизации винной торговли. Он жестоко наказывал тех, кто занимался и изготовлением, и продажей водки.

В 1652г. Алексей Михайлович запретил торговлю водкой по воскресеньям, средам и пятницей, а также в рождественский и Петров пост.

При Петре 1 и Екатерине 2 также строго каралось за употребления спиртного.

В 1880 годах по всей Российской империи создаются общества трезвости. Эти общества заручались поддержкой государства и русской церковью.

Уже в 1912 году различных обществ трезвости в Российской империи насчитывалось более 1800, а состояли в них более полумиллиона человек — это больше, чем во всех политических партиях того времени, где 95% обществ были религиозными. Одним из наиболее известных обществ трезвости было основано Львом Толстым в 1887году, в нём состояло более 700 человек, среди которых были известные люди, как путешественник Николай Миклухо-Маклай и художник Илья Репин.

С 1913 года в России Николай 2 вводит сухой закон. Этот закон просуществовал до 1921года, тогда разрешили продажу виноградного вина, в 1922г. продажу пива и наливок, а с августа 1925 года декретировалась продажа сорокаградусной водки.

Из доклада Владимирской губернской управы за 1911 год, сказано: главным потреблением водки является молодёжь, особенно работающая вдали от семьи. «Причём привычки к вину вырабатывается сплошь к ряду ещё в детском возрасте. Угощение детей вином представляется в деревни обычным явлением». Тогда поступило в Думе предложение о применение опыта Финляндии, где даже в начальных школах было введено преподавание науки о трезвости.

К. Маркс и Ф. Энгельс расценивали пьянство как неизбежное следствие социальных условий, в обществе, основанном на экспицатнии человека человеком. Жертвой пьянства трудящихся, который в системе экономических отношений несёт функцию производительной силы и в следствии неравномерного распределения материальных и общественных благ оказывался подавленным, изнурённым, тяжёлым трудом, нищетой и безработицей. Пьянство являлось логическим проявлением противоречий данной формации. Алкоголь для трудящихся становился средством спасения от невзгод, иллюзорного убеждения от непосильных забот, кроме того. пьянство стимулировалось правящим классом, это был фактор его внутренний политики, проявление его идеологии. Алкоголь был дополнительным средством отвлечения трудящихся масс от классовой борьбы. Здесь такие сказывались противоречия капиталистического общества. Парадокс поощрения пьянства заключался в том, что параллельно с ним росла и ширилась преступность.

В связи с аварией на Чернобыльской АЭС в 1986г. среди части населения (особенно в Киеве) распространились случаи, что спиртные напитки защищают организм от радиации. Легковерные люди начали массово «накачивать» себя алкоголем. Люди, пострадавшие от радиации и употребляющие алкоголь только ухудшили своё здоровье. После аварии детей так же приучали к спиртным напиткам в надежде на то, что они будут защищены от облучения.

На государственном уровне: в течении последних десятилетий в России политика по отношению к потреблению алкоголя менялась несколько раз. В 1985 году был введён «сухо закон», ограничивающий продажу алкоголя и повышающий возраст, с которого разрешена продажа алкоголя для молодёжи, а это 21 год. Однако через три года эти меры продемонстрировали свою несостоятельность, поскольку наряду со снижением продажи алкоголя наметился рост самогоноварения, остро возникла проблема злоупотребления токсическими веществами у подростков и употребления самогона.

Закон №410 от 7.05.1985 года, где было разрешено продавать спиртное лицам, достигшим 21 год. Сейчас это закон не имеет юридической силы.

За последние 15 лет у нас снова началась борьба с алкоголем, например, постановлением Совета министров от 27.04.2006г указ №556 утверждена Государственная программа Национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма.

Начиная с конца 80х.г и начало 90хг., стало развиваться массовое спаивание россиян. За последнее время усугубилось преобладание на российском рынке малокачественных сортов водки. Тогда как систематический экспорт русской ржаной водки в Германию привел к преобладанию на внутреннем российском рынке дешевой картофельной водки из украинских губерний. А это стало способствовать распространению в России массового пьянства и приводящего к отравлению.

Увеличивание продажи алкоголя приводит в росту госбюджета. Отсюда следует, что в начале 20 в. более 1/3 доходов ежегодного госбюджета составляла именно выручка от торговли водкой.

Фискальный интерес к продаже алкоголя сохранился как в советскую эпоху, так и в современной России.

Тяга к «зеленному змею» довольна распространённо не только у простых граждан, но и у творческой интеллигенции. (можно вспомнить, например, С Есенин, А. Фадеев, А. Твардовский, В. Высоцкий, В. Шукшин и др.). Из социологической статистики исходит, то, что среднедушевого потребления спиртоводочных напитков в ССС было гораздо выше, чем в царской России. А в период обострения дефицита потребительских товаров, водка даже играла роль своего рода второй валюты.

В 1990-е на российском рынке появилось большое количество низкопробных, часто фальсифицированных крепких алкогольных напитков. На Российский рынок начинают поступать как зарубежные, так и отечественные псевдоспирные напитки, появляется снова массовое самогоноварение. По некоторым данным, в 1993г. каждая четвертая бутылка являлась подделкой. В результате проблема алкоголизма стала еще более острее. От отравление суррогатным алкоголем ежегодно умирало около 30 000 человек.

По статистическим исследованиям уже в 21 веке примерно 75000 Россиян умирают ежегодно от отравления алкоголем. Соответственно алкоголизм является на сегодняшний день самым распространённым психическим заболеванием в России. А сколько преступлений совершаются в алкогольном опьянение.

На данный момент ведён запрет на продажу алкоголя в ночное время и продажу алкоголя несовершеннолетним. Ведены штрафы за продажу алкоголя несовершеннолетним детям до 50000рублей. Но у нас всё равно умудряются найти лазейки чтобы приобрести алкоголь. Запрещено распитие спиртных напитков в общественных местах. Проводится профилактика среди детей и подростков. Заново стали открывать вытрезвители, но как показывает практика этого всё равно недостаточно.

Заключение

В подведение итога видно, что алкоголизм — это болезнь которая существует с древних времён. И с тех же времён всегда шла борьба и запрет с «зелёным змеем». Ещё в древние времена говорилось о том, что от алкоголиков дети рождаются с патологией. Но продажа алкоголя также пополняет казну государства. Будет очень сложно бороться с данной пагубной привычкой, нужно снижать уровень производства алкогольной продукцией. Но тогда возрастёт самогоноварение. И снова пойдёт массовое отравление населения. Вопрос довольно сложный, но его необходимо решать на государственные уровни, а также на уровне религий.

Читайте также

Список литературы

  1. Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики. Иматон. С. — Петербург. 2000г Ч.1
  2. Полина Виноградова из интервью с историком Иваном Савельевым. Пермь. 25.06.2016г. ruspit.ru
  3. Кун Н.А. Мифы и легенды Древней Греции. Москва. «Сфера». 2010г
  4. Ленин В.И. Пол. Собрание соч. т. 39 с.67
  5. Программа Национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма от 24.04.2006г №556.
  6. В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман. Основы здорового образа жизни. стр. 14. Новосибирск 2011г.)
  7. Смирнова А.В. Отношение ислама к алкоголизму.с.264-265 Материалы 7 Международной научно — практической конфернции г. Уфа 2014г. БГПУ им. Акмуллы).
  8. А.В. Худяков. Алкогольная политика Российского государства за пятьсот лет //Преподавание истории в школе. Журнал №1 2002г.с 46-48)

Цитировать

Смирнова, А.В. Развитие и запрет алкоголизма / А.В. Смирнова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 131. — С. 136-138. — URL: https://novainfo.ru/article/19105 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться