Педагогия М.В. Ломоносова и современная педагогическая действительность

NovaInfo 32
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 13
CC BY-NC

Аннотация

Роль и значение педагогии М.В. Ломоносова для современной педагогической науки и практики состоит в её методологическом регулятиве инновационных образовательных процессов, происходящих в отечественной системе образования.

Ключевые слова

АКАДЕМИЯ, УНИВЕРСИТЕТ, ПЕДАГОГИЯ, АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ

Текст научной работы

Александр Сергеевич Пушкин перечислял в свое время заслуги Михайло Васильевича Ломоносова: «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минеролог, Художник и Стихотворец – он всё испытал и всё проник» [1 т.11, c. 32].

Нас, будущих и настоящих российских педагогов, конечно же, не мог не заинтересовать вопрос о том, почему Великий Пушкин не отметил подвижнический организационно-педагогический талант Ломоносова? Своё исследование мы решили осуществить в рамках научно-педагогического наследия М.В. Ломоносова, в контексте проблем современного Российского образования. Больше всего нас занимал вопрос о «педагогии» М.В. Ломоносова, так как сам термин, которым Михайло Ломоносов обозначил в «Проекте регламента академической гимназии» (1758 г.) как единство обучения и воспитания гимназистов, несколько расходится с общеизвестной трактовкой науки о воспитании – педагогикой. Собственно научный интерес представляет проблема роли и значения «педагогии» М.В. Ломоносова для современной педагогической науки и практики в условиях отечественных образовательных реформ, модернизаций, инноваций.

Логика научного исследования потребовала от нас выдвинуть предположение о мега-методологической значимости «педагогии» М.В. Ломоносова для современной педагогической действительности.

Первый шаг в исследовании был сделан нами в направлении рассмотрения онтологических характеристик «педагогии» не как пансионного государственного содержания учащихся в учреждениях закрытого типа в дореволюционной России, (хотя, как утверждают многие исследователи, так понимал педагогию сам Ломоносов), а как по одной из наших версий – поэтизация в определении в те времена ещё только находящейся в стадии становления отечественной науки о воспитании и образовании, и как по другой, претендующей на научное обоснование – версии о «педагогии» как прикладной философии. Действительно, если обратиться к художественно-поэтическому творчеству Великого Русского Учёного, нельзя не заметить, что слог и мозаичность его многогранной личности отразилась на «поэзии и художественной креативности» как научных, так и педагогических изысканий.

Дерзайте ныне ободренны!
Раченьем вашим доказать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Этими живыми, легкими, поэтическими строками Ломоносов-поэт предвосхищает возникновение отечественной науки и практики воспитания «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» - педагогии. Подтверждение второй нашей версии мы находим и в судьбоносных для России после Петровского периода державно-патриотических, и в то же время архи - важных педагогических, идеях М.В. Ломоносова о том, что« Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках …»; «Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы»; «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума…, похвала юности»; «…Через учение счастлив будет»; «Науки юношей питают…» [2].

Следующим шагом исследования стало определение «Регламента» педагогии М.В. Ломоносова. Больших затруднений решение данной задачи не составило, так как в научной, научно-популярной литературе достаточно чётко систематизированы биографические сведения о М.В. Ломоносове (т.к. невозможно следовать идеям Ломоносова, не зная его биографии.); научная деятельность М.В. Ломоносова; вклад М.В. Ломоносова в развитие педагогической мысли: дидактические идеи в педагогической деятельности М.В. Ломоносова, развитие М.В. Ломоносовым русской педагогической терминологии и др.

В связи с этим необходимо отдельно выделить научные труды Российского педагога и психолога П.Ф. Каптерева «История русской педагогии», «Государственная педагогия» [6]; С.П Шевырева, русского литературного критика, историка литературы, поэта; академика Петербургской Академии наук, получившего домашнее образование и окончившего с золотой медалью Благородный пансион при Московском университете (1816-1822) «Вступление в педагогию» [7]; Т.С Буториной, доктора педагогических наук, профессора создателя Ломоносовского фонда «Ломоносов М.В. О воспитании и образовании» [5]; М.В. Богуславского, заведующего лабораторией истории педагогики и образования Института теории и истории педагогики, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, председателя Научного совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки [4].

Третий шаг в исследовании посвящён рассмотрению современной педагогической действительности в контексте педагогии М.В. Ломоносова. Мы попытались взглянуть на кардинальные перемены в современном образовании, в том числе в высшей педагогической школе, с научно-педагогических позиций

Речь идёт о новых формах образования, современных компьютерных технологиях, которые требуют иных подходов и новой формы подачи и усвоения учебного материала. Поиски способов формирования новой системы мышления вполне согласуются и с мыслями Ломоносова: «…нельзя сомневаться, что может ещё улучшиться и то, что почитается наилучшим» [2. c.475]. Однако, следует заметить, что проблемы образования и воспитания были всегда, существует связь времён и преемственность духовной жизни, значит, должно переходить от поколения к поколению неустанное человеческое стремление к постижению истины. На наш взгляд, такой истиной выступает принцип развития природы, общества, науки о человеке по своим объективным законам, какими для образования человека являются законы педагогии, сформулированные М.В. Ломоносовым, так как именно с Ломоносовских реформ началась наша национальная, научно поставленная педагогическая система, построенная великим педагогом на основе гуманистического просвещения, патриотизма и демократии.

Наконец, четвёртым шагом исследования стала попытка обосновать мета-принципы педагогии М.В. Ломоносова с точки зрения их актуальности для современной педагогической науки и практики. В концентрированном виде взгляды М.В. Ломоносова на развитие образования заключены в созданных им проектах «Регламента московских гимназий» (1755 г.) и «Регламента академической гимназии» (1758 г.), которые можно рассматривать как видные достижения русской педагогики. В этом же ряду следует трактовать и «Проект об учреждении гимназий и школ в «больших» и «малых» городах», инициатива составления которого, предположительно, принадлежала М.В. Ломоносову.

Из истории педагогики и Государства Российского известно, как многотрудно М.В. Ломоносов хлопотал о создании университета. А когда университет был открыт, Ломоносов пишет подробнейший «регламент» для гимназии, разрабатывает правила для учеников и для учителей. Никто так много не учился среди современников Ломоносова, и никто так трудно не учился, как он. Кто же может лучше его знать, как надо учить? «Гимназия, - пишет он, - является первой основой всех свободных наук и искусств. Из нее, следует ожидать, выйдет просвещенное юношество…» И в письме Шувалову о Московском университете докладывает: «При Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян» [3].

В области высшего образования принципиально важными являются идеи М.В. Ломоносова о: комплексном подходе к проектированию направлений педагогической деятельности; светском характере преподавания; придания процессу образования явно выраженного национального характера; демократизации и автономизации университетской жизни.

Он самоотверженно отстаивал патриотическую направленность отечественного образования; идею подготовки национальных научных и педагогических кадров. Он безгранично верил в творческие силы народа. В проекте Регламента Академии наук ученый-патриот писал: «Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках, и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости, но и в рассуждении высоких знаний» [3, с.141-142].

Заслугой М.В. Ломоносова для Российского образования является:

  1. Преподавание на русском языке.
  2. Создание россиеведческого комплекса учебных пособий.
  3. Демократический характер образования.

Демократизм Ломоносова выражался, прежде всего, в его стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал необходимость кардинального расширения сети школ, увеличения числа обучающихся в них детей, а также выступал за доступную всем единую бессословную систему образования. В этом стремлении, конечно, рельефно проявлялась его личная судьба.

Создание в России системы общего среднего образования происходило при непосредственном участии М.В. Ломоносова. Он сам был замечательным педагогом, чья преподавательская деятельность продолжалась более двадцати лет. Он предъявлял очень высокие требования к личности и квалификации учителя. По его убеждению, педагог должен являться нравственным, гуманным, искренним человеком, пользующимся у людей доверием. Важно, чтобы учитель был «добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец» [3, с.168]. Отношения между учителем и учениками должны быть доброжелательными; нельзя учителю поступать с учеником «ни гордо, ни фамильярно» – это может повредить авторитету наставника. По его убеждению, высок авторитет того педагога, который будет «не токмо словами, но и поступками добрый пример показывать учащимся» [3, с.515].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль и значение педагогии М.В. Ломоносова для современной педагогической науки и практики состоит в её методологическом регулятиве инновационных образовательных процессов, происходящих в отечественной системе образования.

Читайте также

Список литературы

  1. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 19 т. М.: АН СССР, 1994-1998;
  2. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: В 10 т. М., Л.,1955-1959.
  3. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений.- М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950–1983. - Т.10.
  4. Богуславский М.В. Вклад М.В. Ломоносова в социокультурную модернизацию российского образования (к 300-летию со дня рождения) Проблемы современного образования. 2011, №6, 55-69. www.pmedu.ru.
  5. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании» /Сост. Т. С. Буторина. М., 1991.
  6. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982.
  7. Шевырев С.П., Вступление в педагогию». М., 1852.

Цитировать

Тутолмин, А.В. Педагогия М.В. Ломоносова и современная педагогическая действительность / А.В. Тутолмин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3300 (дата обращения: 27.01.2022).

Поделиться