Согласно утвержденному федеральному государственному образовательному стандарту главным в дошкольном образовании определяется ребенок и учет его интересов. Детоцентризм – это идеология нового стандарта, подход к формированию развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет ребенку роль субъекта образовательного процесса: он может сам выбирать игрушки и материалы, виды деятельности, партнеров, продолжительность и интенсивность игр и занятий. Но «детоцентризм» - это ещё и признак, отличающий современных детей от детей предыдущих поколений. Происходит индивидуализация образовательной среды, когда каждый ребенок требует индивидуального подхода, исходя из особенностей и потребностей его развития.
Одним из ключевых условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования выступает образовательная среда, которая «гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников, способствует профессиональному развитию педагогических работников, создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает его открытость и мотивирующий характер» [7, с. 17].
Вопросы организации предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций как одного из структурных компонентов образовательной среды в условиях введения ФГОС заключается в неоднозначности научного понимания и определения предметно-пространственной среды образовательной организации, отсутствии концепции предметно-пространственной среды образовательных организаций на ступени дошкольного образования, соответствующей требованиям ФГОС и проявляется в объективных противоречиях научно-теоретического и методического плана.
Противоречие научно-теоретического плана заключается в имеющейся, с одной стороны, актуализации проблематики предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации и отсутствии целостной концепции и моделей организации предметно-пространственной среды на ступени дошкольного образования, соответствующей требованиям ФГОС.
Противоречие методического уровня состоит в необходимости выделения требований и алгоритмов создания предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации на всех ступенях и недостаточности научно обоснованной, целенаправленно осуществляемой работы, ориентированной на практическое решение этой задачи, а также необходимости поиска путей реализации моделей предметно-пространственной среды в конкретных дошкольных образовательных организациях.
Данные противоречия определили актуальность разработки концепции организации предметно-пространственной среды образовательных организаций на ступени дошкольного образования, соответствующей требованиям ФГОС.
Общие положения концепции
- Настоящая концепция организации предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций создана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
- Предметно-пространственная среда образовательной организации рассматривается в качестве компонента образовательной среды и необходимого ресурса реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Основные понятия концепции
Предметно-пространственная среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Понятие «предметно-пространственная среда» может рассматриваться в широком смысле как «среда, элементами которой выступают материальные, созданные человеком объекты, расположенные определенным образом в физическом пространстве» [2, с. 131.].
В более узком смысле предметно-пространственная среда может рассматриваться как «предметно-пространственная развивающая среда образовательной организации» и определяться как «система объектов и средств природно-социально-предметного окружения, обеспечивающая в соответствии с социокультурными нормами личностное развитие и нравственное становление ребенка, а также позитивное продвижение его в формировании отношений к Миру» [1, с. 208-209].
В данном понимании развивающей предметно-пространственной среды акцент ставится на предметно-социальном окружении, непосредственно включенном в контекст развития личности, на создании условий для осуществления соответствующих возрасту видов деятельности, социализации, личностного развития ребенка, «развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками» [7, с.9].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования акцент ставится на развивающем характере предметно-пространственной среды. Исходя из ФГОС дошкольного образования, развивающая предметно-пространственная среда – это среда, обеспечивающая «максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает «возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых», «реализацию образовательных программ, используемых в образовательном пространстве организации», возможность «организации инклюзивного образования», «учет национально-культурных, климатических условий» [7, С. 21].
Область применения
- Концепция предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций может быть реализована на уровне дошкольного образования.
- Настоящая концепция предназначена для:
- педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций;
- руководителей дошкольных образовательных организаций;
- органов управления образованием всех уровней;
- организаций, обеспечивающих разработку примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования в условиях реализации ФГОС;
- организаций, осуществляющих подготовку специалистов дошкольного образования в системе среднего и высшего профессионального образования;
- организации, осуществляющие повышение квалификации работников дошкольного образования.
- Реализация концепции предметно-пространственной среды образовательных организаций на ступени дошкольного образования, соответствующей требованиям ФГОС обеспечивает возможность:
- реализации образовательного потенциала пространства Организации и материалов, оборудования и инвентаря для развития воспитанников и учащихся, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- общения и совместной деятельности воспитанников и взрослых (педагогов);
- реализации образовательных программ, используемых в образовательном пространстве организации;
- организации инклюзивного образования;
- учета национально-культурных условий;
- развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации воспитанников;
- индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий развития воспитанников.
Основные принципы и функции построения предметно-пространственной среды образовательных организаций на ступени дошкольного образования, соответствующей требованиям ФГОС
- При создании предметно-пространственной среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
- принцип полифункциональности означает, что предметно-пространственная среда должна открывать новые возможности для воспитанников и учащихся, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
- принцип трансформируемости раскрывается в том, что предметно-пространственная среда предоставляет возможность изменений пространства;
- принцип вариативности указывает на то, что предметно-пространственная среда предполагает периодическую сменяемость материала и оборудования, появление новых предметов, стимулирующих активность воспитанников и обучающихся. Принцип вариативности предусматривает наличие возможностей для функциональных изменений различных предметов в зависимости от условий образовательного процесса, возможность проявления творческой, преобразующей активности всеми субъектами образовательного процесса;
- принцип насыщенности среды состоит в том, что предметно-пространственная среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
- принцип доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
- принцип безопасности среды предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
- принцип целостности. Данный принцип означает создание целостного пространства, создаёт возможность субъектам образовательного процесса воспринимать различные виды своей образовательной деятельности как взаимообусловленные и дополняющие друг друга;
- принцип информативности предметно-пространственной среды, который связан с предоставлением дополнительной актуальной информации участникам образовательного процесса, что повышает их возможности управления этой средой;
- принцип индивидуализации среды. Данный принцип обеспечивает субъектам образовательного процесса возможность удовлетворения потребности в персонализированном пространстве (местах для уединения);
- принцип комфортности означает, что в образовательном пространстве школы для всех участников образовательного процесса имеется возможность жизнедеятельности в наиболее благоприятном для них ритме, соответствующем возрастным, индивидуальным особенностям и потребностям.
- Основными функциями предметно-пространственной среды являются: развивающая, воспитывающая, стимулирующая, организационная, коммуникативная.
- Основными требованиями к предметно-пространственной среде выступают: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, сбалансированность, педагогическая целесообразность, открытость, выбор каждому ребенку деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, соответствие современности; стимулирование поиска, соответствие критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в образовательных организациях; соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
Предметно-пространственная среда должна быть эстетически оформлена, учитывать гендерную специфику; закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Предметно-пространственная среда определяется условиями каждой образовательной организации.
- При организации предметно-пространственной среды образовательной организации следует учитывать:
- особенности архитектуры школьного здания;
- степень открытости-закрытости конструкций зданий;
- размер и пространственная структура помещений образовательной организации;
- возможность и широта пространственной трансформации.
Алгоритм создания предметно-пространственной среды образовательной организации на ступени дошкольного образования в условиях реализации ФГОС:
- провести экспертизу предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации;
- определить концепцию организации предметно-пространственной среды на ступени дошкольного образования и стратегию ее реализации;
- на основе концепции и экспертизы разработать модель организации предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, которая удовлетворяет принципам и требованиям, указанным в п.4;
- внедрить модель организации предметно-пространственной среды на ступени дошкольного образования;
- определить эффективность внедрения модели организации предметно-пространственной среды.
Экспертиза предметно-пространственной среды образовательной организации.
- Экспертиза предметно-пространственной среды осуществляется соответственно следующим параметрам:
- Блок оценки дизайна помещения образовательной организации. В данном блоке оценивались: эстетика оформления здания образовательного учреждения; эстетика оформления внутреннего пространства образовательного помещения; эстетика оформления территории, прилегающей к образовательной организации; цветовое оформление пространства; освещенность.
- Блок оценки пространства образовательной организации. В данном блоке оценивались: комфортность; условия эмоционального благополучия и оптимального развития; трансформируемость пространства; безопасность; доступность расположения предметов и пособий для детей; возрастная адекватность пространства; учет потребностей детей с ОВЗ; учет поло-возрастных особенностей детей; учет национально-культурных традиций; стимулирование игровой активности детей; стимулирование познавательной активности детей; стимулирование двигательной активности детей.
- Блок наличия в зон для: игровой деятельности; познавательной деятельности; исследовательской деятельности; художественно-эстетической деятельности; двигательной активности; зон релаксации (расслабления); наличие личного пространства (зон для уединения); наличие свободного сегмента пространства (незаполненного пространства); наличие пространства для совместной деятельности со взрослым, для индивидуальных занятий; для организации урочной и внеурочной деятельности (для начальной ступени образования).
- Блок оценки игрового материала, учебно-методических пособий, учебно-игровое оборудования образовательной организации: наличие игрового оборудования, наличие учебного оборудования, наличие спортивного инвентаря, наличие технических средств обучения и воспитания, наличие материалов и оборудования для: игровой деятельности, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной активности, самостоятельной (индивидуальной) деятельности [4, с. 41].
- Руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо систематически проводить экспертизу предметно-пространственной среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.