Исследовательская и проектная деятельность младших школьников в школе и дома

NovaInfo 36, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлены основные требования к использованию метода проектов, этапы работы над проектом, а также описаны особенности организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников. Особое внимание уделяется семейным проектам как способу достижения личностных, метапредметных результов и налаживания межличностного общения в семье.

Ключевые слова

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ, ВИДЫ ПРОЕКТОВ, УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, СЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Текст научной работы

Современное общество диктует повышение компетентностей современного человека, связанных с творчеством, проектированием, нестандартными решениями проблем и задач.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отдельным пунктом выделена проектная и учебно-исследовательская деятельность. К сожалению, образовательная реальность такова, что большинство учителей могут назвать проектом любое написание реферата или поделку учащегося, которые к проекту не имеют ровным счетом никакого отношения. И хотя новый стандарт предполагает разные формы для организации обучения современных школьников, а проектная и исследовательская работа должны занимать далеко не последнее место в этом списке, на практике оказывается, что провести урок по старинке – намного проще и быстрее, чем вникнуть в суть проектной работы и попытаться быть тьютером, наставником, научным руководителем для своего ученика.

Метод проектов используется в мировой практике обучения около ста лет. В России этот метод начали использовать ещё в 20–30-е годы прошлого столетия.

Кратко характеризуя метод проектов можно отметить, что на первом месте стоит личный интерес, решаемая проблема должна быть знакомой и значимой для ребенка. Для ее решения необходимы как ранее полученные знания, так и те, которые только предстоит приобрести. Проектная работа осуществляется под руководством педагога, который направляет поиск учеников в нужное русло и подсказывает источники информации.

По мнению Е.С. Полат «метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению» [4, с.57].

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Проекты можно разделить по тематическим областям; масштабам деятельности; срокам реализации; количеству исполнителей; важности результатов.

Основные выдвигаемые требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, изменение настроения людей в течение дня, поведение кошек и собак в незнакомой обстановке и пр.).
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, выступление на защите проектов; совместный со старшеклассниками выпуск газеты, репортаж с места событий; охрана леса в разных местностях и т.д.);
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Использование исследовательских методов.

Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд этапов, которые коротко можно описать так:

1. Подготовительный

  • Выделение проблемы.
  • Постановка цели, описание исходного и желаемого состояния системы.
  • Обоснование цели.
  • Определение критериев оценки состояния системы.
  • Подбор и изучение материала по теме.

2. Основной

  • Определение ресурсов, необходимых для достижения цели.
  • Декомпозиция целей системы.
  • Составление плана работ.
  • Выполнение плана работ.
  • Оформление результатов.

3. Рефлексивный

  • Представление результатов.
  • Оценка: самооценка и внешняя оценка.

Наиболее сложным, на наш взгляд, является подготовительный этап, именно здесь необходима активная помощь педагога и родителей. Младшему школьнику сложно самостоятельно определить цель. проблему исследования. Составляет определенную трудность для младших школьников этап планирования и организации своей деятельности, поэтому к выполнению проектов часто присоединяются родители.

Чтобы помочь участникам проекта составить план работы, распределить обязанности (чтобы родитель помогал, а не выполнял за ребенка проект) и роли, учитель может проводить совместные консультации учащихся и родителей. Кроме того, «отбор и разработка проекта часто оказывается трудной задачей, справиться с которой кажется сложным делом для новичка. Выбирая предмет и цель исследования, выберите проблему, которая интересует вас, поскольку вы будете работать над ней какое-то время» [2].

Предлагаем перечень вопросов, ответы на которые помогут участникам проекта под руководством учителя определить проблему, поставить цели и задачи, установить состав участников и план действий:

  • на изменение какой сферы жизни направлен проект?
  • что хочется получить в итоге (цель проекта)?
  • какие события, факты покажут, что цель достигнута?
  • какие шаги нужно предпринять для решения имеющейся проблемы?
  • решение каких задач позволит достичь цели?
  • какие условия, ресурсы необходимы для решения каждой задачи в отдельности и каждой группы задач?
  • какие действия, в каких условиях и в какое время необходимы для реализации намеченного плана?
  • какие рабочие материалы (программное обеспечение, книги, консультации специалистов) необходимы для реализации проекта?

Важно чтобы ребенок имел возможность представить результаты своей проектно-исследовательской деятельности. С этой целью можно организовать в классе научные конференции, выставки, оформить стенды и т.д. Результаты проектно-исследовательской деятельности могут быть представлены на детско-родительском собрании «Наши достижения» в конце учебного года, где каждый ребенок сможет продемонстрировать свое портфолио, представить проекты, проявить таланты, показать чему же новому он научился за прошедший учебный год.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения, однако можно выделить ряд общих критериев: актуальность темы исследования; соответствие содержания теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; оформление и представление результатов проекта.

При проведении рефлексии проектной деятельности можно предложить участникам проекта ответить на следующие вопросы:

  • достигнута ли цель проекта? (полностью, частично, не достигнута)
  • какая проблема была решена с помощью выполненного проекта?
  • знания из каких учебных предметов пригодились при выполнении проекта больше всего?
  • какие новые знания и умения были приобретены во время проекта?
  • часто ли приходилось обращаться за помощью к учителю? (часто, иногда, редко)
  • при выполнении проекта привлекались ли другие участники? (родители, одноклассники, знакомые, специалисты)
  • насколько трудной была совместная работа? (легкая, трудная, очень трудная)
  • чей вклад весомее: исполнителя или привлеченных участников?

Данные вопросы позволяют оценить не столько результат проектной деятельности, сколько ее процесс, что имеет особое значение с точки зрения требований ФГОС НОО к планируемым результатам, прежде всего к метапредметным.

Итак, проект как завершающий цикл продуктивной деятельности имеет определенную структуру. Знание этой структуры необходимо для успешного осуществления проекта.

Для того чтобы достичь поставленные ФГОС НОО результаты недостаточно только работы школы, необходимо вовлекать семью в создание образовательной среды, обеспечивающей интеллектуальное, духовное и физическое развитие ребенка. В Федеральном законе №273–ФЗ «Об образовании в РФ» (ч. 1. ст. 44) подчеркивается, что "родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка" [1, с. 71].

Поэтому учителю важно в своей работе уделять достаточное внимание учету культурных и социальных потребностей семей обучающихся, развитию межличностного общения детей и родителей. Решению данных задач могут способствовать семейные проекты.

Примером семейного проекта может стать коллекционирование. Сейчас выпускается очень много журналов с прикрепленными к ним предметами по разнообразным сериям: солдатиками русской и французской армий (серия «Наполеоновские войны»), маленькими куклами (серия «Куклы народов мира»), элементами интерьера, минералами и кристаллами, коллекционными автомобилями: гоночными, полицейскими, автомобилями СССР и пр. Именно с такой покупки можно начать собирать первые семейные коллекции, которые можно рассматривать как проявление поисковой активности. Например, папа покупает такие журналы, мама занимается размещением коллекции, ребенок читает материалы журнала и знакомит с ними родителей и в дальнейшем совместно решается, купить ли книги по выбранной тематике или посетить музей, выставку.

Коллекционирование способствует развитию таких личностных черт, как целеустремленность, ответственность, стремление к порядку, готовность сотрудничать.

Если в дальнейшем провести выставку, на которой каждая семья сможет представить свою коллекцию, то это позволит учителю и другим родителям лучше узнать внутренний мир каждой семьи, ведь коллекция является в какой-то степени отражением внутреннего мира человека.

Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, можно констатировать, что «приоритетная цель школы – воспитание профессионально и социально успешной личности в условиях быстро изменяющегося мира и общества и достижение учащимися следующего образовательного результата, что невозможно без активного использования в образовании проектной и исследовательской деятельности:

  1. высокий уровень знаний (когнитивный аспект);
  2. способность ориентироваться в информационном потоке: умение находить и систематизировать различные источники информации по определенному критерию; использовать рациональные способы получения, преобразования, систематизации и хранения информации, актуализировать ее в своей интеллектуально-познавательной деятельности и использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях (информационный аспект);
  3. развитие умения решать проблемы, умения социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, опыт и готовность взаимодействовать с другими людьми, сотрудничать в группе, находить адекватные разным ситуациям решения; отношение к социальному взаимодействию как ценности, умение начинать, направлять, контролировать коммуникативный процесс (коммуникационный аспект);
  4. развитие разносторонних творческих способностей;
  5. знание и соблюдение норм здорового образа жизни, свобода и ответственность выбора образа жизни; опыт и готовность реализации этих знаний в жизнедеятельности, принятие здоровьесбережения как ценности» [3, с. 103-104].

В заключение хотелось бы отметить, что проектная и исследовательская деятельность в условиях школы и дома способствует активизации всех сфер личности учащегося - его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность, но без умелого руководства данные результаты будут недостижимы. Педагогу необходимо внести изменения в свою педагогическую деятельности – стать организатором, владеющим исследовательскими методами, коучем, наблюдателем, научным консультантом. А родителям – погрузиться в проблему и активно направлять, собирать, систематизировать получаемые ребенком в процессе проектной и исследовательской деятельности результаты.

Читайте также

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Эксмо, 2013. – 208 с.
  2. Иванова Е.В. Использование робототехнических устройств в проектной деятельности // Проектная деятельность в системе дополнительного образования на базе крупных образовательных комплексов / Сборник статей. Москва, 2013. С. 93-104.
  3. Иванова Е.В., Никитаева М.В. Шаг за шагом. Опыт американского образования по организации проектной работы со школьниками // Молодежь и общество. 2013. №3 – с. 94 – 98
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Академия, 1999. - 224 с.
  5. Работа с родителями обучающихся в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: метод. рекомендации/ Конобеева Т.А., Мошнина Р.Ш. и др. – М.: УЦ «Перспектива», 2015. – 44 с.

Цитировать

Иванова, Е.В. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников в школе и дома / Е.В. Иванова, Т.А. Конобеева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 36. — URL: https://novainfo.ru/article/3795 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться