Учебно-методическое обеспечение внедрения проектно-задачной технологии в образовательный процесс

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье анализируются результаты исследования проблемы учебно-методического обеспечения инновационнной проектно-задачной технологии в образовательном процессе современной начальной школы, обоснованы модель, программа и УМК по информатике для начальных классов.

Ключевые слова

ИНФОРМАТИКА, МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, ПРОЕКТНО-ЗАДАЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Текст научной работы

Актуальность темы исследования определяется тем, что с внедрением Федеральных образовательных стандартов начального общего образования произошли кардинальные изменения в представлении о целях, задачах и результатах образовательной деятельности. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пришло понимание обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, формирования у них готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе [1]. А для этого у учащихся на достаточном уровне должен быть сформирован комплекс универсальных учебных действий (УУД) из четырех блоков: личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного. Концепция развития универсальных учебных действий в контексте новой образовательной парадигмы, определяемой принятыми образовательными стандартами, разработана на основе системно-деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин) группой авторов.

Подчеркнем, что овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться. В связи с этим особое внимание заслуживает рассмотрение способов формирования УУД и обоснование возможностей их оценки с помощью измерительных средств.

Личный опыт работы в начальных классах школы позволяет говорить о методе проектных задач как эффективном пути формирования УУД в начальных классах на уроках информатики. На наш взгляд, участвуя в решении проектных задач, с одной стороны, учащиеся имеют возможность в квазиреальной (модельной) ситуации осуществлять пробы, поиски, испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы проектных задач, в разных специально созданных ситуациях. Определяя понятие «проектная задача», согласимся с точкой зрения А.Б. Воронцова, что проектная задача — это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно, качественное самоизменение учащихся [2].

Обратимся к рассмотрению реализации содержательно-методического наполнения интересующего нас процесса. Для включение проектно-задачной технологии в образовательный процесс необходимо учебно-методическое обеспечение.

Под учебно-методическим обеспечением нами понимается подбор, создание и применение соответствующих нормативных документов, учебно-методических пособий, рекомендаций, наглядных методических материалов, дидактических средств, а также эффективных методик, способов и приёмов обучения, позволяющих сформировать УУД школьников.

Наше УМК состоит из авторской программы, учебно-методического пособия для учителя, рабочих тетрадей «Проектные задачи по информатике и ИКТ».

Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.

Рассмотрим более подробно специфику созданного дидактического обеспечения.

Разработанная нами экспериментальная программа обучения, направленная на формирование комплекса УУД, построена с учетом изложения учебного материала образовательной области «Информатика» в начальной школе. Представлен календарно-тематический план занятий, а также отражено содержание экспериментального обучения младших школьников.

Авторская программа служит основой для составления учителем собственной рабочей программы, которой он будет придерживаться в процессе преподавания элективного курса. Учитель вправе спланировать количество проводимых занятий по отдельно взятой теме, форму их организации, не нарушая структуры программы.

По продолжительности программа составляла 34+34+34+34=136 часов. Данная программа была реализована во внеурочное время из расчета 1 час в неделю. Авторские идеи, заложенные в основу программы курса, требуют несколько необычной для начальной школы организации занятий. Необходимо дать ученикам свободусамостоятельной работы, самостоятельного исследования. Это позволит детям учиться и развивать свои способности более мотивированно и эффективно, чем при традиционной жесткой регламентации (где ученику отводится роль пассивного сосуда, заполняемого готовым содержимым). Еще одна важная особенность курса — наличие обширных межпредметных связей. Основной корпус примеров и приложений курса непосредственно связан с содержанием основных курсов начальной школы — языком, математикой, окружающим миром. Изучение курса поддерживает другие дисциплины, способствует общему развитию детей и их умению ориентироваться в окружающем мире. Основные идеи курса находят свое отражение во всех школьных предметах, данный курс вполне может стать системообразующим стержнем всего содержания образования в начальной школе за счет формирования у учащихся еще одной, «информатической» точки зрения и развития их мыслительных и коммуникативных способностей.

Структура курса построена следующим образом: 45% времени отводится на решение проектных задач, 25% теоретический материал по предмету, и еще 30% — практический материал на изучение ПО.

Учебно-методическое пособие «Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: 1-4 класс». Пособие содержит материалы о новой форме учебной деятельности в начальной школе — проектные задачи. В книге представлены разные типы проектных задач, технология их конструирования, методика их решения, система оценивания и формы предъявления учебных достижений как результатов решения проектных задач в рамках деятельностного образовательного пространства начальной школы. Пособие направлено на развитие и выработку следующих УУД: анализировать, читать и понимать задание и учебный текст, осуществлять самопроверку — самостоятельно сопоставлять результат с условием задачи, работать с информацией — уметь работать с задачами, с листами определений, уметь найти нужную информацию, соответствующей поставленной задачей, пользоваться справочным материалом — уметь подобрать словарь или справочник, и найти в нем необходимую информацию, понимать и создавать информацию в разных представлениях — рисунок, текст, таблица, схема, презентация и т.д., развивает коммуникативные, организаторские навыки, креативное мышление, повышает активность и интерес к обучению.

Пособие адресовано учителям начальной школы, психологам, руководителям образовательных учреждений, студентам и преподавателям педагогических вузов.

Для проверки эффективности модели формирования УУД был проведен анализ результатов учащихся экспериментальных и контрольных групп, достигнутых при внедрении системы проектных задач в одном образовательном учреждении — школе №3.

Опытно — экспериментальная деятельность продолжалась на протяжении учебного года. В исследовании принимали участие 2 экспериментальных (ЭГ-1, ЭГ-2) и две контрольные (КГ-1, КГ-2) группы. В КГ 2 работал другой учитель по предложенной модели. В первую контрольную группу входили 28 человека, во вторую — 25 учащихся. Первую экспериментальную группу составило 26 человек, вторую экспериментальную — 27 человек. Все учащиеся были из 1-ых классов, примерно одинокого возраста 6-7 лет.

Всего в течение года были реализованы 3 проектные задачи по предмету «Информатика и ИКТ», 1 класс. Статистическая обработка результатов исследования по трем видам проектных задач позволила выделить 3 уровня сформированности УУД учащихся (см. табл. 1). Выявлена положительная динамика количественных и качественных показателей уровня сформированности УУД. Анализ результатов исследования по уровню сформированности УУД показал существенные перемещения в экспериментальных группах, количество школьников с высоким уровнем сформированности УУД к концу эксперимента составило 46,5% от числа участников. Имели место положительные изменения важных качеств, характеризующих уровень сформированности УУД учащихся контрольных групп.

Таблица 1. Распределение учащихся контрольной и экспериментальных групп по уровням сформированности УУД учащихся СОШ № 3

Группа

кол-во в группе

Уровень УУД

Низкий

Средний

Высокий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Первая проектная задача «В удивительной стране Компьтерлендии»

ЭГ 1

26

13

50%

8

31%

5

19%

ЭГ 2

27

13

48%

11

41%

3

11%

КГ 1

28

12

43%

10

36%

6

21%

КГ-2

25

11

44%

10

40%

4

26%

Вторая проектная задача «Экспедиция в долину вирусов»

ЭГ 1

26

9

35%

11

42%

6

23%

ЭГ 2

27

10

37%

12

44%

5

19%

КГ 1

28

9

32%

12

43%

7

25%

КГ-2

25

8

32%

12

48%

5

20%

Третья проектная задача «Конструируем мир своими руками»

ЭГ 1

26

6

23%

13

50%

7

27%

ЭГ 2

27

6

22%

13

50%

8

28%

КГ 1

28

5

18%

15

53%

8

29%

КГ-2

25

5

20%

13

52%

7

28%

Анализ данных таблицы показывает, что на протяжении всего эксперимента на всех этапах наблюдается положительная динамика. Сократилось количество учащихся с низким уровнем сформированности УУД (с 46% до 20, 7%), увеличилось количество школьников с высоким уровнем УУД (с 19% до 28%).

В ходе опытно-экспериментальной работы мы добились следующих результатов: учащиеся правильно и самостоятельно выделяют проблему задачи; активно высказывают свое мнение и задают вопросы одноклассникам; учащиеся увереннее используют персональный компьютер и мультимедийные технологии для решения проектной задачи; повысилась учебная мотивация и интерес к предмету «Информатика и ИКТ»; учащиеся достигают договоренности и согласование общих решений; адекватно реагируют на свой успех или неуспех в учебной деятельности; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Некоторые проектные задачи переросли в учебно-исследовательские работы, которые были представлены на региональной конференции в г. Перми, где получили положительные отзывы. Это доказывает, что проектная задача может стать стартовой точкой проектной деятельности учащихся и развития творческого потенциала учащихся.

Итак, проведенная работа доказала, что проектная задача для обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Проектную задачу можно считать надежным и эффективным инструментом формирования и измерения УУД младших школьников. Появление проектных задач в образовательном процессе в условиях новых образовательных стандартов позволяет школе выйти на новый образовательный уровень.

Перспектива исследования состоит в создании необходимых и достаточных ресурсов (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.), а также дальнейшее создание ЭУМК, для 2-х, 3-х, 4-х классов по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, которые будут содействовать созданию единой образовательной информационной среды и образовательного информационного пространства школы.

Читайте также

Список литературы

  1. Асмолов, А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
  2. Воронцов, А.Б и др. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
  3. Заславский, В.М. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей. Выпуск 2 / В.М.Заславский - М.: Просвещение, 2012.-144 с.

Цитировать

Гладкова, И.А. Учебно-методическое обеспечение внедрения проектно-задачной технологии в образовательный процесс / И.А. Гладкова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3321 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться