В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) воспитание рассматривается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Важным направлением деятельности современной школы выступает патриотическое воспитание учащихся, осуществляемое как часть целостного педагогического процесса. Его сущность и содержание сформулированы в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины раскрыты формы и методы осуществления воспитания патриотизма у растущей смены на современном этапе в образовательных учреждениях [1].
Под патриотизмом понимается любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне таких личностных качеств, как любовь к большой и малой родине, готовность выполнить конституционный долг; современные патриотические мировоззрение, установки и ценности; социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная; общественно значимые поведение и деятельность. Приведенный перечень качеств коррелирует с основными структурными компонентами патриотизма — патриотическими сознанием, чувствами, отношениями и деятельностью, убеждением. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности; в этом одновременно проявляется целостность и неразрывность процесса воспитания как социального явления, его неразграниченность в реальной практике на самостоятельные направления.
Важным элементом содержания патриотического воспитания является показ героизм людей защищавших родину во время великой отечественной войны в локальных конфликтах происходивших и происходящих на территории современной России; трудовые подвиги в послевоенное время, период освоения целины, воспитание на героических боевых традициях. Патриотическое воспитание детей основывается на реализации поставленных целей, задач и опирается на следующие принципы:
- историзма и культуросообразности, предполагающий развитие воспитания в соответствии с отечественными историко-культурными традициями, ценностями и нормами национальной культуры, региональными этническими традициями, гармонично сочетающимися с общечеловеческими ценностями. Он подразумевает подготовку подрастающего поколения к интеграции в мировое сообщество на основе идеалов толерантности, культуры межнационального общения, сотрудничества, диалога культур, мирного сосуществования;
- гуманизации воспитательного процесса, заключающийся в его ориентации на гуманистические идеалы и реализации представления о воспитаннике как субъекте воспитательного процесса, формирование у детей гуманистического отношения к истории своей страны, объектам культуры, природе, людям и к себе. Он имеет направленность на поддержку стремления ребенка к саморазвитию, стимулирование детской инициативы, самодеятельности, предоставления детям возможности реализации активной гражданской позиции, посильного участия в социально значимой деятельности;
- адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возраста учащихся, их социокультурной среды;
- активности в осуществлении патриотически-воспитывающего обучения;
- интеграции патриотического и других видов воспитания в комплексном воздействии на мировоззрение и установки школьников;
- учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей и др. [4
В целом, педагогический процесс по формирование патриотизма у учащихся должен быть построен с опорой на системный, культурологический, интегративный, аксиологический, средовый, синергетический, этнопедагогический подходы, которые рассматривает человека как высшую ценность и самоцель общественного развития, и интегративном подходе, обеспечивающем системную целостность личностных, национальных, конфессиональных духовно-нравственных ценностей и государственных приоритетов в процессе предметно-творческой деятельности и общения.
Что касается функций патриотического воспитания детей в учебном процессе общеобразовательной школы, то они включают в себя информационно-образовательную, формирующе - развивающую, коррекционную, мотивационно-мобилизующую идентификации личности в социокультурной среде малой и большой родины, создания условий для нравственно-патриотического самосовершенствования школьников [5].
Особое место в патриотическом воспитании школьников принадлежит гуманитарным учебным дисциплинам. Доказано, на основе гуманитарных знаний формируются мировоззрение человека, его убеждения, нравственная и социальная устойчивость. Каждая изучаемая в школе гуманитарная дисциплина (история, язык и литература, история и культура родного края и др.) обладает своим воспитательно-развивающим потенциалом, в том числе патриотическим. Так, филологическое образование в соответствии с Письмом Министерства образования России «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательной школе» № 13-51-28/13 от 02.04.2002 г., обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений создаются возможности целенаправленного формирования у них мировоззрения, этической культуры, моральных качеств, способности к межличностному и межкультурному диалогу.
Осваивая общественные науки, школьники получают правдивую историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет им обогатить научные знания о человеке, основных этапах развития истории человечества, народов России. Общественные дисциплины позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, ответственности гражданской позиции, патриотизма.
В содержании гуманитарных дисциплин трансформирован социокультурный опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого мышления. Как подчеркивают специалисты в области патриотического воспитания А.К. Быков, И.И. Валеев, А.Н. Вырщиков, Н.В. Олышевская, Ю.Б. Соколовская, Ю.П. Сокольников, только при условии теоретической и практической подготовленности учителя к организации этого процесса можно говорить о возможности эффективного воспитания у школьника базовых личностных и профессиональных качеств: научного мировоззрения, патриотических чувств, убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, общей (в том числе экологической, правовой, физической) культуры и др. Именно при изучении гуманитарных дисциплин у учащихся происходит качественные изменения в социально-нравственном и общекультурном развитии. Основными факторами, влияющими на развитие патриотизма у учащихся являются:
- содержание учебного материала, его идейно-политическая, духовно-нравственная, патриотическая направленность;
- ответственные отношения, складывающиеся между учителем и учащимися, между самими обучаемыми;
- воспитывающая образовательная среда, добротворческая деятельность учащихся и др.
- включение учащихся в процесс самовоспитания духовно-нравственных, патриотических качеств.
Патриотически-воспитывающий характер обучения обеспечивается не только идейно-воспитательной, патриотической направленностью содержания обучения, но и методами и организационными формами учебной работы, способами движения учащихся от незнания к знанию.
В опыте работы учителей гг. Чебоксары, Нижнего Новгорода в патриотическом воспитании учащихся успешно используются:
- примеры героизма воинов и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, в том числе земляков учащихся, добросовестное и самоотверженное выполнение ими воинского, гражданского, конституционного долга и др.);
- разьяснение современных конфликтных ситуаций, сложившихся в различных регионах;
- беседы о служении Отечеству людьми различных национальностей, о нравственном облике российского солдата;
- беседы о Государственном гербе, Государственном флаге и Государственном гимне;
- разъяснение, разоблачение фальсификация истории развития нашей страны, необоснованных нападок на политику государства в различных регионах постсоветского пространства и др.;
- встречи с ветеранами различных войн, обсуждения книг, кинофильмов и телепередач на темы войны и мира;
- проведение уроков мужества, праздников и памятных дат, посвящённых Дням воинской славы РФ:
- проведение военно-спортивных игр «Зарница», «Зарничка», «Орленок», выполнение различных проектов; оказание помощи ветеранам;
- военно-спортивные соревнования «А ну-ка парни»;
- проведение смотров строя и песни;
- поисково-исследовательская деятельность, сбор материалов для школьного музея боевой и трудовой славы;
- шефская работа;
- экскурсии, поездки по местам боевых сражений и др.
- празднование дня Отечества, Дня победы, различных родов войск и т. д. [2].
Особым праздником для наших учащихся является День Защитника Отечества. В этот день наши дети и их родители отдают дань глубокого уважения российскому солдату, воинским традициям, русскому оружию, дань светлой памяти тем, кто отдал жизнь за Родину. В этот день обязательно перед нашими воспитанниками выступают участники военных действий. Мы стремимся к тому, чтобы наши дети понимали, что этот праздник есть символ героического служения Отчизне. Из нашего рассказа, выступления ветерана войны, наши дети узнают, что во все времена в России уважали и уважают людей долга и чести, чтят их мужество и беззаботную храбрость. Благодаря этим качествам Россия была, есть и будет великой державой.
Мы рассказываем детям, что история этого праздника сложна. На протяжении почти сотни лет его название менялось несколько раз. Но суть остается одна – «этот праздник со слезами на глазах» - праздник всего народа, символ мужества и героизма русского солдата. Этот праздник объединяет всех, кто на разных этапах нашей великой истории, не страшась испытаний, отстаивал свободу и независимость Родины. 23 февраля стал символом доблести, чести и мужества нашего народа.
Наши дети осознают, что этот праздник – праздник настоящих мужчин, готовых постоять в бою за свою Родину, и в мирной жизни каждый день защищающих свое малое отечество – дом, семью, детей - от экономических и социальных проблем. Этот праздник тех мужчин, за спинами которых спокойно матерям, радостно детям, комфортно близким. Мы, педагоги, твердо уверены, что наступит время и наши мальчишки наденут солдатскую форму, встанут на защиту наших рубежей.
Воспитательное воздействие на школьников оказывает рассказ и пример верного служения Родине ветерана войны, система гуманных отношений, складывающаяся в ходе проведения уроков мужества, внеклассных мероприятий, различных праздников, индивидуальных бесед, экскурсий, походов, трудовых десантов. Определяющее влияние на характер этих отношений оказывает и педагогическое мастерство учителя, его убежденность, приверженность патриотическим отечественным традициям, тактичность, доброжелательность, гуманистический подход к каждому воспитаннику с «оптимистической гипотезой» (А.С. Макаренко).