Организация работы по программе краеведческой деятельности «Моя малая родина» с учащимися младшего школьного возраста

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье представлен опыт по организации взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательных школ в рамках реализации краеведческой деятельности. Такое взаимодействие способствует: духовно-нравственному воспитанию учащихся; воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за свою "малую Родину", чувства уважения к разным народам; самовыражению учащихся через активную поисковую творческую деятельность.

Ключевые слова

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОГРАММА

Текст научной работы

«Все начинается с детства…» - это не просто крылатая фраза. Какое будущее будет у ребенка и общества в целом зависит от воспитания и образования, полученного им в семье, в школе.

Академик Лихачёв говорил: «Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране» [1]. Поэтому, изучать историю и культуру своей семьи, своей малой Родины необходимо начинать с детства, тем самым мы формируем у школьников интерес и привязанность к родному краю, историческое сознание и социальная активность.

Для развития краеведческой деятельности в районе в МБОУ ДОД «Центре детского творчества» была разработана программа деятельности «Моя малая Родина», основные задачи которой

  • организация обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения;
  • поиск и апробация инновационных форм работы с учащимися школ района;
  • активизация интереса учащихся к изучению своего родного края через поисково-исследовательскую работу;
  • создание оптимальных условий для самовыражения и реализации творческого потенциала учащихся.

В рамках данной программы свою деятельность осуществляют 6 школ Ленинского района города Ижевска, где обучаются 90 учащихся младшего школьного возраста.

Для достижения поставленных задач краеведческая детальность осуществлялась в несколько этапов:

1 этап – подготовительный.

На данном этапе был проведен сбор информации о деятельности краеведческих объединений в районе, работающих на базе школ, была разработана дополнительная общеразвивающей программы «Юные краеведы», разработан план районных мероприятий для учащихся и педагогов дополнительного образования.

2 этап – организационно-деятельностный.

Проведенное среди краеведческих объединений анкетирование показало, что учащиеся, зная историю России, очень мало знают о своей «малой Родине», историю своего родного города, знаменитых земляков. При этом очень большой процент учащихся, у которых выражено негативное отношение к другим народам, нациям. С учетом этого, программа краеведческой деятельности была реализована через следующие проекты:

  • «По страницам истории города Ижевска»;
  • «Этнография народов Удмуртии».

Каждый учебный год начинался с традиционного мероприятия – туристско-краеведческая игра «Будем знакомы», которое являлось стартовым, и где происходило знакомство всех участников программы.

В течение всего учебного года, занимаясь по дополнительной общеразвивающей программе «Юные краеведы», учащиеся участвовали в районных мероприятиях, реализуемых в рамках проектов:

  • проект «По страницам истории города Ижевска». История каждого города по-своему уникальна. Имея много общего с другими городами, каждый из них носит свои специфические черты. В рамках проекта изучается история улиц, отдельных предприятий, памятников, культурных учреждений. Для учащихся были проведены экскурсии «По страницам истории города Ижевска», краеведческая интеллектуальная игра «Мой город Ижевск», конкурсы творческих и исследовательских работ «Мой Ленинский район», конкурс презентаций «Удивительные памятники Ижевска», выездные сборы «История одного города…» и т.д.
  • проект «Этнография народов Удмуртии» по изучению материальной и духовной культуры народов, проживающих на территории Удмуртии, их быту и хозяйственной деятельности. Основные мероприятия по проекту – экскурсии, краеведческие сборы по изучению культуры удмуртского, русского и татарского народов, участие в фестивале «Дружбы народов», уроки «Толерантности».

Итогом работы по проектам стала подготовка и защита исследовательских работ на районной научно-практической конференции «К вершинам науки».

3 этап – заключительный (аналитический).

Подведение итогов и анализ работы по программе. Выпуск методических материалов для педагогов дополнительного образования «Сборник занятий по программе «Юный краевед», «Как провести исследовательскую работу с учащимися младшего школьного возраста по краеведению».

Реализация данной программы позволила систематизировать и расширить представления учащихся о своем родном крае, вызвать интерес к культуре своего народа и др. народов, проживающих на его территории, проявить уважительное и доброжелательное отношение к разным народам, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования.

В заключении хочется сказать словами Д.С. Лихачева: «Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности - нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего» [1].

Читайте также

Список литературы

  1. Лихачёв Д.С. Русская культура. - М.: Искусство, 2000.- С.159-173.
  2. В. И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
  3. В. И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
  4. Н. М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г
  5. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
  6. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
  7. В. А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.
  8. В. Блохина. Литературные игры и занятия.— Горький, 1960г.
  9. Б. Болховитинов Твое свободное время.— М, 1975.
  10. В. Володченков Выходи играть во двор.— М.,1989г.
  11. О. С Газман В школу с игрой, М., Просвещение, 1991.
  12. В. И. Даль Пословицы русского народа,-—М, 1957.
  13. Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя детского сада // Составитель А. Кенеман.— М.,1989.
  14. Т., Кедрина. Большая книга игр и развлечений.—М., 1992г
  15. М. Литвинова Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателей детского сада.— М, 1986. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым,—М.,1990.
  16. Тридцать три пирога. Игры, считалки, скороговорки,//Собрал и обработал М. Булатов.— М., 1962. В. Д. Осиповский Родная старина. - Современник, 1999. Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 1993.

Цитировать

Кондакова, Е.А. Организация работы по программе краеведческой деятельности «Моя малая родина» с учащимися младшего школьного возраста / Е.А. Кондакова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3344 (дата обращения: 19.08.2022).

Поделиться