Образовательная технология «портфолио» и возможность ее применения в учебном процессе

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 48
CC BY-NC

Аннотация

В статье раскрывается понятие педагогическая технология, рассмотрена образовательная технология «Портфолио», определена ее значимость в образовательном процессе.

Ключевые слова

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, РЕФЛЕКСИЯ

Текст научной работы

В отечественной педагогике термин технология стал употребляться как «инновационная учебная технология», «педагогическая технология», «технология образования», причем часто без уточнения смысла понятия технология.

«Технологический» подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).

По М.В. Кларину: педагогическая технология - это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель [2].

С нашей точки зрения проблема современных инновационных образовательных технологий – это поиск тех оснований, которые позволяли бы отличать стандартные технологии от технологий более творческого характера, развивающих самостоятельность мышления субъекта обучения.

На самом деле инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет.

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:

  • научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
  • проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
  • образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Что же такое сегодня «инновационное образование»? Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

  1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
  2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
  3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Опыт современного российского образования располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательной организации, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, ее материально-технической базы.

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: обучающегося, преподавателя. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.

Поэтому в стандартах в итоговую оценку обучающегося включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в вузе[4].

Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.

Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество обучающихся и педагогов в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

  • диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);
  • целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
  • мотивационную (поощряет обучающихся и педагогов к взаимодействию и достижению положительных результатов);
  • содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
  • развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, и обучения);
  • рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);
  • обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);
  • корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Педагогическая идея портфолио предполагает:

  • смещение акцента с недостатков знаний и умений обучающихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
  • интеграцию количественной и качественной оценок;
  • доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.

Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формировать адекватную самооценку;
  • содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения

Для обучающихся портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:

  • портфолио достижений,
  • портфолио – отчет,
  • портфолио – самооценка,
  • портфолио – планирование моей работы.

(Любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую).

Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:

  • обучающиеся вместе с преподавателем определяет или уточняет цель создания портфолио;
  • обучающиеся собирает материал;
  • в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета.

Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира, «психологическое зеркало самого себя»[1].

Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.

Обучающиеся должны научиться:

  • отбирать и оценивать информацию,
  • точно определять цели, которые он хотел бы достичь,
  • планировать свою деятельность,
  • давать оценки и самооценки,
  • отслеживать собственные ошибки и исправлять их.

В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно оно сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию.

Можно рассмотреть классификацию инновационной технологии «Портфолио»[3]:

  1. По отношению к структурным элементам образовательных систем:
    •  в контроле, в оценке результатов.
  2. По отношению к личностному становлению субъектов образования:
    • в области развития определенных способностей обучающихся и педагогов,
    • в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей.
  3. По области педагогического применения:
    • в учебном процессе.
  4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса:
    • в коллективном обучении (личностно-ориентированно),
    • в индивидуальной, фронтальной, групповой форме.
  5. По функциональным возможностям:
    • нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.).
  6. По способам осуществления:
    • систематические.
  7. По масштабности распространения:
    • на международном уровне,
    • в вузе,
    • на федеральном уровне,
    • на региональном уровне.
  8. Выделение признака масштабности (объема) нововведения:
    • системные, охватывающие весь вуз как образовательную систему.
  9. По социально-педагогической значимости:
    • в образовательной организации любого типа.
  10. По признаку инновационного потенциала:
    • комбинаторные,
    • нововведения.
  11. По отношению к своему предшественнику:
    • замещающим,
    • открывающим.

Для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании должен включать три обязательных элемента:

  1. Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.
  2. Содержание портфолио с перечислением его основных элементов.
  3. Самоанализ и прогноз или план на будущее.

Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.

Читайте также

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев.,– Л. – 1969 г. с. 65.
  2. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / Кларин М.В. - М.: Наука, 2014. С 32.
  3. Новикова, Т. Г. Оценивание с помощью портфолио.// Народное образование, 2006. №7
  4. Чурикова И.Э. Воспитательное пространство педагогического колледжа как средство адаптации студентов к новым социальным условиям// Воспитательное пространство образовательного учреждения: Материалы конференции. – Рязань: РГПУ, 2003, С. 189-190.

Цитировать

Лисник, Ю.С. Образовательная технология «портфолио» и возможность ее применения в учебном процессе / Ю.С. Лисник, И.Э. Чурикова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3367 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться