В последние годы происходят существенные изменения на ресторанные услуги, что способствовало, развитию ресторанного бизнеса в образе жизни самих потребителей. Во-первых, сформировалось такое население, которое смогла оплачивать за предоставленные услуги. Это могло быть связано с ростом доходов населения. Во-вторых, произошли изменения в самом понимании ресторанных услуг — от отношения к ресторану как к заведению, котором можно не только поесть, но и приятно провести время.
Следовательно, проблема настоящего исследования заключается в неизвестности мотивов и целей посещения ресторана, а также критериев его выбора, так как вполне очевидно, что потребители приходят в ресторан не только с целью удовлетворения потребности в еде или же из-за нежелания готовить ужин дома.
В марте нами проведено учебное социологическое исследование в ходе, которого приняли участие всего 100 респондентов. Распределили по полу: мужчин 42 человека (42%) и женщин и 58 человек (58%).
Опрос респондентов осуществлялся в самом ресторане по соглашению с руководством, размещая анкеты на столиках при условии, что в анкете будет включено не больше 10 вопроса.
Основными признаками, по которым различаются типы потребителей ресторанных услуг — это возраст.
- молодые люди (18-29 лет) — (54%);
- люди среднего возраста (30-49 лет) — (37%);
- люди старшего возраста (49 и выше лет) — (9%).
Из-за результатов данного анализа делаем выводы, что женщины более предпочитают наш ресторан, чем мужчины; и посетители старшего возраста от 49 лет и выше, которые у обеих полов составило по 9%, не предпочитают посещать наш ресторан. Это может оказаться из-за типа кухни ресторана Мацури, который является японским рестораном, так как женщины по сравнению от мужчин больше всего предпочитают японскую кухню (роллы). Посетители в возрасте от 49 лет и выше больше всего предпочитают домашнюю кухню. Но мотивы и предпочтения посетителей, мы покажем в следующих результатах нашего социологического исследования.
Наше учебное социологическое исследование показало, по каким критериям выбирают ресторан Мацури. К ним относятся (рис. 1):

В ходе исследования респонденты должны были выбрать только три главных критерия, по которым они выбрали ресторан, но некоторые воздержались ответить. В таком случае, мы добавили еще один показатель для нашего анализа выявления общих результатов.
По диаграмме (рис. 1) выявлено, что 18% посетителей выбирают ресторан Мацури по интерьеру ресторана, затем по типу кухни, которое составило 15%, далее качеством обслуживания (13%). Самым низким критерием стал широкий выбор алкогольных напитков (1%).
Мотивы и критерии выбора ресторана зависят от цели его посещения. При исследовании рассматривалось 5 основных ситуаций: посещение ресторана с семьей (15%); встреча с друзьями (57%); деловая встреча (3%); романтический ужин (9%); значимое событие в жизни (16%). Данный результат показал, что посетители чаще посещают ресторан Мацури, чтобы встретиться с друзьями, что составило 57%. Оказалось, что деловые люди редко ходят в ресторан Мацури для деловой встречи (3%).
В исследовании мы рассмотрели результаты по социально-демографическим характеристикам (рис.2).

В данной диаграмме (рис. 2) показано, что ресторан посещают чаще всего с целью для того, чтобы встретиться с друзьями, что показало 59%.
С одинаковыми показателями выявились результаты посещения ресторана с семьей и значимое событие в жизни, что составили по 19%.
Романтический ужин показал 17% и бизнес-ланч составил всего 0%. Оказалось, что женщины не считают ресторан Мацури посещаемым для деловой встречи. У мужчин тоже не низкий результат на показатель встречу с друзьями, что составило 55%. Романтический ужин показал 17%, а значимое событие в жизни 12% и посещение ресторана с семьей 9%, что показал низкие результаты в отличие от показателей женского пола. Но в отличие от женщин, мужчины считают, что в ресторан Мацури можно ходить на деловую встречу, что составило хотя бы 7%.
Посещение ресторана с семьей. По результатам нашего учебного исследования, выбирая ресторан для посещения с семьей, в-первую очередь смотрят на качество обслуживания, что составило 22%. Это может оказаться, из-за быстроты обслуживания, ведь многие семьи приходят со своими маленькими детьми, которые не могут ждать долго свои заказы. При этом у обслуживающего персонала должен быть отдельный подход к своим маленьким посетителям. Во втором, на интерьер и тип кухни, что оба составили по 18%. На третьем месте — высокие вкусовые качества блюд, что составило 16%.
Деловые люди. При выборе ресторана для деловой встречи на первое место, по степени значимости для посетителей, выходит уровень шума в помещении (23%). Деловые люди обычно приходят на деловую встречу, исходя от этого, для них более важным является уровень шума в помещении. Чуть меньшее число процентов (22%) набрали критерии «качество обслуживания» и «тип кухни». На третьем месте — интерьер ресторана и высокие вкусовые качества блюд, что оба составили по 11%.
Посещение ресторана с друзьями. Когда посетитель выбирает ресторан, чтобы встретиться с друзьями то, по гипотезам нашего исследования было выявлено, что на первом месте будет влиять критерий — широкий выбор алкогольных напитков, но по результатам можно выявить совсем другие ожидания. Более значимым для них стал интерьер, что составило 20%, тип кухни (14%), а также такие критерии, как уровень шума в помещении (11%) и качество обслуживания (10%).
Романтический ужин. Посетитель, выбравший ресторан для романтического ужина то, все должно быть: незабываемо, красиво и вкусно, что наше исследование показало, как при выборе ресторана для романтического ужина, показали более важными критериями — высокие вкусовые качества блюд (23%) и интерьер (20%). Далее интерьер, что составило 16%. Не менее важным являются такие факторы, как уровень шума в помещении (11%) и стоимость блюд (11%).
Значимое событие в жизни. Если человек выбрал наш ресторан Мацури для проведения своего дня рождения, юбилея и тд., то больше всего обращают внимание на интерьер (22%), тип кухни (20%), качество обслуживания (15%) и высокие вкусовые качества (15%). К низким показателям снова отнесли критерии, как реклама ресторана в СМИ и широкий выбор алкогольных напитков, которые оба показали нулевой результат.
Данное учебное социологическое исследование помогла нам сделать вывод о том, как меняются критерии при выборе ресторана в зависимости от цели посещения ресторана. На высоком уровне по важности остаются такие критерии, как интерьер, качество обслуживания и тип кухни. Менее важными критериями при выборе ресторана Мацури стали, широкий выбор алкогольных напитков и реклама ресторана в СМИ.
Таким образом, исходя из нашего учебного социологического исследования, можно увидеть позитивные и негативные стороны ресторана, которые в дальнейшем можно улучшить. Если факторы, как качество обслуживания уже на высоком уровне, то можно сказать, что ресторан Мацури уже имеет свою перспективу в дальнейшем развитии. Тип кухни — ресторан в своем названии уже имеет свою ценность. Ведь, в настоящем времени такая кухня, как японская, достаточно популярна во многих местах. Из-за того, что наш г. Якутск очень маленький город по сравнению с г. Москва, посетители больше всего ориентируются на мнения своих друзей и знакомых.
В итоге наши результаты могут позволить ресторану повысить количество посетителей. Ведь почти каждый посетитель все плюсы и минусы ресторана доносит до своих друзей и знакомых.