Методика анализа экономической эффективности деятельности торгового предприятия

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается роль товарооборота в деятельности торгового предприятия, а так же предложена методика анализа товарооборота

Ключевые слова

ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТОВАРООБОРОТ

Текст научной работы

В сложившейся экономической ситуации, когда возникает необходимость изыскания внутренних источников для экономического роста хозяйствующих субъектов малого предпринимательства, важную роль играет анализ экономической эффективности деятельности предприятия. Эффективность деятельности представляет собой отношение эффекта или достигнутого результата к произведенным затратам и ресурсам, обусловливающим его получение.

Важным показателем эффективности деятельности торгового предприятия является товарооборот. Товарооборот — это объем продаж товаров торговой организацией в денежном выражении за определенный период времени. Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объема продаж, ускорению оборачиваемости товаров, ритмичности и равномерности продаж. Товарооборот подразделяется на оптовый, розничный и оборот общественного питания [1].

Методика анализа товарооборота включает в себя:

1. Анализ показателей розничного товарооборота предприятия, которые показывают прямую зависимость объема продаж от численности обслуживаемого населения и покупательских фондов населения.

Таблица 1. Расчет показатели розничного товарооборота предприятия

Показатели

Год

Темпы роста, %

2013

2014

2014 к 2013

Розничный товарооборот всего, руб.

10289520

10259635

99,7

Численность обслуживаемого населения, чел.

239716

239375

99,85

Покупательские фонды населения, руб.

160650

160409

99,85

Товарооборот в расчете на одного человека

42,9

42,86

99,9

Процент охвата покупательских фондов

6,4

6,39

99,84

Данные таблицы показывают, что при снижении численности обслуживаемого населения на 0,15% понижается товарооборот на 0,3%. Для того что бы определить влияние данных показателей в стоимостном выражении необходимо определить товарооборот в расчете на одного человека и процент охвата покупательских фондов по следующим формулам:

T=\frac{Ch}{Tr}, (1)

где Т — товарооборот в расчете на одного человека; Ch — численность обслуживаемого населения; Тr — розничный товарооборот.

Как видно из табл.1 товарооборот снизился на 299885 рублей. Далее необходимо определить:

  • Изменение численности обслуживаемого населения: (239375 — 239716) ⋅ 42,86 = –14615,26 рублей;
  • Изменение товарооборота в расчете на одного человека: (42,86 — 42,9) ⋅ 239975 = –9599 рублей;
  • Влияние на объем товарооборота изменение покупательских фондов: (160409 — 160650) ⋅ 6,39 = –1539,99 рублей;
  • Влияние на объем товарооборота изменение процента охвата покупательских фондов: (6,39 — 6,4) ⋅ 160409 = –1604 рублей.

Таким образом, за счет снижения численности обслуживаемого населения товарооборот уменьшился на 14615,26 рублей, а за счет снижения оборота на одного человека снизился на 9599 рублей. А за счет снижения покупательских фондов населения товарооборот снизился на 1539,99 рублей, а снижение процента охвата покупательских фондов снизили величину товарооборота на 1604 рубля.

2. Анализ показателей структуры товарооборота по условиям оплаты, которые показывают удельный вес наличного и безналичного расчета.

Таблица 2. Структура товарооборота предприятия по условиям оплаты за 2013 — 2014 гг.

Виды продаж по условиям оплаты

Годы

Изменения, % +/-

2013

2014

2014 г.. к 2013 г.

абсолютная величина, тыс.руб.

уд. вес %

абсолютная величина, тыс.руб.

уд. вес %

Реализация за наличный расчет

1235

12,00

989

10,00

-20,00

Реализация безналичного расчета

9053

88,00

9270

90,00

102,4

Продажа всего

10289

100,00

10259

100,00

99,7

А так же анализ показателей структуры товарооборота по позициям товаров, которые показывают, какие товары являются лидерами по продажам и какой удельный вес они занимают в товарообороте, а какие приносят меньший доход и возможно лучше их заменить.

3. Анализ показателей ритмичности и равномерности продаж.

Под ритмичностью понимается выполнение плана товарооборота по периодам. Для анализа ритмичности продаж необходимо знать товарооборот за каждый месяц текущего периода по плану и по факту, затем определить % выполнения плана за каждый месяц и всего за год и выявить отклонения в стоимостном выражении.

Под равномерностью продаж понимается систематическое повторение объема продаж равными или равномерно увеличивающимися частями в соответствии с установленным графиком. Для анализа равномерности продаж необходимо:

  1. Знать товарооборот за каждый месяц текущего периода по плану и по факту и % выполнения плана;
  2. Вычислить (xi — xsr), где xi — это % выполнения плана, xsr — % выполнения плана за год;
  3. Возвести в квадрат (xi — xsr)2;
  4. Определить \delta =(\sqrt{(xi-xsr)^{2}\div {12}};
  5. Определить коэффициент вариации V=(\delta \div xigod)\cdot 100;
  6. Вычислить коэффициент равномерности Kr = 100 — V.

Объем продаж выполняется равномерно, если Kr → 100.

4. Анализ показателей сезонности спроса, который оказывает существенное влияние на равномерность продаж.

Коэффициент сезонности рассчитывается по формуле:

Ksezi=\frac{OmesI}{Omes}, (2)

где Omeai– объем услуг в i-ом месяце; Omes — среднемесячный объем услуг.

Для анализа сезонности необходимо определить среднее линейное отклонение, среднеквадратическое отклонение, размах вариации.

Размах вариации, как показатель сезонности, характеризует разность между наибольшим и наименьшим значениями месячных коэффициентов сезонности. Если размах вариации больше по сравнению с базисным периодом, то это говорит о повышении сезонных колебаний и наоборот.

Среднее линейное отклонение находится по формуле:

\theta=\sum{\mid 1- \kappa \mid }\div {12} (3)

Среднеквадратическое отклонение определяется по формуле:

\sigma =\sqrt{\sum{\mid 1- \kappa \mid }^{2}\div {12}} (4)

Далее все показатели систематизируются в таблицу и на основе данных таблицы делаются выводы. На рисунке 1 отражена сезонная волна, которая показывает резкое повышение спроса в конце I квартала, снижением спроса с середины II квартала и постепенным повышением к концу года.

График сезонности продаж предприятия
Рисунок 1. График сезонности продаж предприятия

Таким образом, рассмотрены основные показатели экономической эффективности торгового предприятия. Использование предложенной методики в практике деятельности торгового предприятия позволит:

  • проводить постоянный анализ экономической эффективности деятельности предприятия и выявлять проблемы, возникшие в процессе деятельности предприятия;
  • изучить влияния внешних и внутренних факторов на эффективность деятельности малого торгового предприятия.

Читайте также

Список литературы

  1. Абрютина, М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: учебник / М. С. Абрютина. – М.: Дело и сервис, 2010. – 462 с.
  2. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации) [Электронный ресурс] : учеб. для студ. бакалавриата по направл. подгот. "Экономика" / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - Документ HTML. - М. : Дашков и К, 2013. - 369 с.
  3. Лысенко, Ю.В. Экономика предприятия торговли и общественного питания [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Лысенко, М.В. Лысенко, Э.Х. Таипова. –.СПб: Питер, 2013. – 416с.

Цитировать

Журавлева, Т.А. Методика анализа экономической эффективности деятельности торгового предприятия / Т.А. Журавлева, А.Н. Залялиева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3388 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться