В России продолжается реформа системы бухгалтерского учёта, что обусловлено общемировыми процессами интеграции, интернационализации и глобализации, в которые вовлечена и наша страна. Необходимость этой реформы обусловлена, кроме того, вступлением России в ВТО и созданием Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном. Тот факт, что во всей внешнеэкономической деятельности российских субъектов хозяйствования значительную часть составляет экспорт, и политика нашей страны направлена на стимулирование данного вида внешнеэкономической деятельности, особое значение приобретает разработка и совершенствование методологии учета экспортных операций.
Так как наше государство применяет различные способы стимулирования экспорта, включая сокращение налоговой нагрузки, внешнеэкономическая деятельность становится привлекательной для инвесторов, и, возможно, объёмы поставок российских субъектов хозяйствования на экспорт будут со временем только увеличиваться. Следовательно, наличие ошибок при отражении в учете экспортных операций могут привести к серьёзным последствиям для участников внешнеэкономической деятельности. Таким образом, актуальность темы статьи обусловлена широкой распространенностью и активным развитием экспортных операций в деятельности субъектов хозяйствования России, а также сложностью их учета.
Экспортные операции являются одним из видов внешнеэкономической деятельности. Согласно определению, данному в законодательстве, внешнеэкономическая деятельность – «это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). Основными формами внешних экономических связей при этом выступают внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование» [6]. Экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе [7].
Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности - это совокупность нормативных правовых актов, на основе и в рамках которых внешнеэкономическая деятельность осуществляется. Источниками, регулирующими внешнеэкономическую деятельность в Российской Федерации, являются:
- нормы международного права, соответствующие им принципы и, а также международные договоры России с другими странами, торговые обычаи при заключении внешнеэкономических сделок;
- национальные нормы права, представленные в Конституции Российской Федерации, кодексах, законах, подзаконных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.
В системе правовых источников, регулирующих внешнеэкономические отношения, принципам и нормам международного экономического права принадлежит особая роль. Так, в части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. И если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [1].
Развитие внешнеэкономических связей сопровождается необходимостью соблюдения установленных норм, правил, соглашений и договоренностей, в частности, решений Всемирной торговой организации, членом которой Россия стала в августе 2012 г.
На территории Таможенного союза действует Таможенный кодекс таможенного союза [4]. В рамках Союза Независимых Государств принят «Договор о зоне свободной торговли» [2]. Законодательство Российской Федерации, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в 4-х частях [5], других кодексов, законов Российской Федерации и ее субъектов, подзаконных нормативных правовых актов, прямо или косвенно относящихся к внешнеэкономической деятельности.
Законами в сфере внешнеэкономической деятельности являются Федеральные законы «Об экспортном контроле» [6], «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [7], «О валютном регулировании и валютном контроле» [8], Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» [10] и другие.
Статьей 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» установлено, что любые российские и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами [7].
Внешнеэкономические сделки, как правовая форма внешнеэкономической деятельности, регулируются нормами международного частного права. Отличительными особенностями правового регулирования внешнеэкономических сделок являются [16]:
- взаимодействие (зачастую коллизионное) норм международного и национального права;
- применение норм различной отраслевой принадлежности национального права;
- широкое распространение форм негосударственного регулирования (контрактных условий, обычаев международной торговли, судебной и арбитражной практики).
В российском законодательстве нормы, регулирующие частноправовые отношения с участием иностранного элемента, закреплены в основном в ГК РФ [5] и Законе Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже [9].
Важную роль в организации учета экспортных операций играют и условия поставки товаров, регулируемые международным нормативным документом «Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2010» [3]. Данный документ регламентирует: распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара; момент перехода от продавца к покупателю рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза; дату поставки товара.
В соответствии с Инструкцией Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» от 04.06.2012 г. № 138-И [15] по контрактам (кредитным договорам), сумма обязательств по которым равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США, необходимо оформлять в банке паспорт сделки. В этом случае при осуществлении операций в рамках внешнеторгового контракта, по которому оформлен паспорт сделки, в банк подается Справка о подтверждающих документах, к которой прикладываются заверенные копии документов, подтверждающие факт совершения операций по контракту (накладные на отгрузку товаров, счета-фактуры и т. д.). При зачислении иностранной валюты на валютный счет компании в рамках внешнеторгового контракта в банк представляется Справка о валютных операциях.
Рассмотрим порядок организации учета экспортных операций российским субъектом хозяйствования, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность.
Можно, с нашей точки зрения, выделить следующие особенности отражения в учете операций по экспорту товаров (работ, услуг), а также вытекающие из этих особенностей проблемы:
- выбор способа выхода на международные рынки: прямой (самостоятельно) или косвенный (через посредника);
- необходимость в параллельном отражении экспортных операций, как минимум, в двух валютах (национальной и иностранных), что приводит к образованию курсовых разниц (как отрицательных, так и положительных);
- необходимость соблюдения валютного законодательства РФ;
- использование различных форм расчётов в зависимости от соглашений с иностранными контрагентами;
- применение различных условий поставки товаров;
- осуществление поэтапного мониторинга движения товаров в т. ч. и за пределами таможенной территории страны;
- необходимость ведения раздельного учёта НДС [17].
Наличие перечисленных выше особенностей способствует усложнению процесса отражения в бухгалтерском учете экспортных операций и предъявляет серьёзные требования к методике его организации.
Корреспонденция счетов бухгалтерского учета при расчетах российских субъектов хозяйствования с иностранным покупателем в валюте Российской Федерации – рублях, представлена в таблице 1 [11, 12, 13, 14].
Таблица 1 Корреспонденция счетов при учёте экспортных операций
Содержание хозяйственной операции |
Без посредника |
С посредником |
||
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
|
На расчетный счёт экспортера зачислен аванс |
51 |
62.2 |
51 |
62.2 |
Начислен НДС с полученного аванса |
62.2 |
68 |
62.2 |
68 |
Отгружен товар на экспорт |
45 |
41 |
45 |
41 |
«Входной» НДС по товарам, отгруженным на экспорт, восстановлен к уплате в бюджет |
19 |
68 |
19 |
68 |
Отражены транспортные расходы на доставку товара до границы сторонней транспортной компанией |
44 |
60 |
44 |
60 |
Выделен НДС по расходам на транспортировку товаров |
19 |
60 |
19 |
60 |
Оплачено с расчетного счета транспортной компании |
60 |
51 |
60 |
51 |
Перечислены с расчетного счета таможенные сборы за таможенное оформление товара |
76 |
51 |
||
Таможенные сборы включены в расходы на продажу товаров |
44 |
76 |
||
Отражена себестоимость экспортируемых товаров после перехода права собственности |
90 |
45 |
90 |
45 |
Начислена к получению выручка от продажи товара на экспорт |
62.1 |
90 |
62.1 |
90 |
Зачтена сумма полученного ранее аванса |
62.2 |
62.1 |
62.2 |
62.1 |
Зачислен на расчетный счет окончательный платеж от иностранного покупателя |
51 |
62.4 |
51 |
62.1 |
Перечислено комиссионное вознаграждение и компенсация суммы таможенных сборов посреднику |
76.5 |
51 |
||
Расходы на оплату услуг посредника и таможенных сборов включены в состав расходов на продажу товаров |
44 |
76 |
||
Списаны расходы на продажу в конце месяца |
90 |
44 |
90 |
44 |
Выявлен финансовый результат от продаж в конце месяца |
90 |
99 |
90 |
99 |
Перечислен с расчетного счета НДС в бюджет |
68 |
51 |
68 |
51 |
Представлен к вычету из бюджета НДС с полученного ранее аванса под экспортную поставку |
68 |
62.4 |
68 |
62.4 |
«Входной НДС», связанный с реализацией товара на экспорт, представлен к вычету из бюджета |
68 |
19 |
68 |
19 |
Если расчеты с иностранным покупателем осуществляются в иностранной валюте, то экспортеру необходимо открыть счет в банке в иностранной валюте (валюте платежей), корреспонденция счетов при таких расчетах осуществляется с использованием счета 52 «Валютные счета».
Курсовые разницы, образующиеся при изменении курсов валют по отношению к рублю, относятся на счет 91 «Прочие доходы и расходы», положительные – в кредит субсчета 91.1 «Прочие доходы», отрицательные – в дебет субсчета 91.2 «Прочие расходы». К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» целесообразно в этом случае открыть субсчет 62.3 «Расчеты с покупателями в иностранной валюте» и субсчет 62.4 «Авансы, полученные покупателей в иностранной валюте».
Таким образом, экспортные операции и вся внешнеэкономическая деятельность, как особая сфера общественных экономических отношений регулируется международным и национальным правом, общим и специальным законодательством, нормами публичного и частного права. В связи с этим при заключении и совершении внешнеэкономических сделок, опосредующих внешнеэкономическую деятельность, актуальными являются выявление взаимосвязей и оптимальное урегулирование действующих в Российской Федерации норм права, международных договорных норм, и обязательных либо договорных принципов и международных обычаев делового оборота. Среди негативных аспектов текущего нормативно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности эксперты отмечают довольно большой объем бумажной волокиты, необоснованную бюрократизацию оформления экспортных отгрузок. При этом формирование и развитие Таможенного союза, включение в него ряда стран СНГ, таких как Казахстан и Беларусь, а с мая 2014 г. и Армении, постепенно «стирает» лишние границы и барьеры при осуществлении экспортных операций и создает благоприятные условия для роста взаимного товарооборота.
Организация бухгалтерского учёта экспортных операций зависит от условий внешнеторговых контрактов, применяемых при этом форм расчетов за экспортируемые товары, и наличия или отсутствия посредника при осуществлении сделок.
Систематический контроль организации учета, анализ и использование рекомендаций экспертов по оптимизации бухгалтерского учета экспортных операций российскими экспортерами является основой достоверности и рациональности учета, обеспечения экономической эффективности внешнеэкономической деятельности на современном этапе.