Особенности структуры российского экспорта в современных экономических условиях

NovaInfo 44, с.165-175, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена вопросам современных условий экспорта для российского предпринимательства. Рассматриваются основные товары, экспортируемые в страны СНГ и дальнего зарубежья. В статье приведены основные показатели внешнеэкономической деятельности России, выявлены основные положительные тенденции и негативные статьи торгового баланса страны. Определены меры по улучшению товарной структуры российского экспорта.

Ключевые слова

НЕФТЬ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СТРАНЫ СНГ, ЭКСПОРТ, ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА, НЕСЫРЬЕВАЯ ЭКОНОМИКА, ПРИРОДНЫЙ ГАЗ, ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

Текст научной работы

Вот уже более 20-ех лет Российская Федерация существует в современных экономических условиях. Позади остались достижения и неудачи Советского Союза и Российской империи, географические и политические разделы территорий. Россия шагнула в новый век, век информационной революции, и прожила в нем уже долгих 16 лет. В современных условиях такое понятие, как стабильность уже утратило свое значение. Каждый год страны, как международные участники экономических, политических и социальных аспектов общемирового сообщества, вынуждены не только защищать свои интересы, но и учитывать каждое движение, каждое решение других государств, в первую очередь «стран-соседей» и, так называемых, ведущих развитых стран. И можно бесконечно говорить о том, с чем Россия существует на данный момент, какие именно причины и ошибки в деятельности специалистов привели нас к современному кризису, кризису не сколько экономическому, но более политическому, ссылаться на прошлое и винить Правительство и власть. Мир не стоит на месте, а значит надо двигаться вперед, принимая прошлое как данность, выявлять ошибки и трансформировать их в будущие достижения.

Эпоха первых географических открытий способствовала к развитию такого понятия как «внешняя экономическая деятельность» государства. Следует акцентировать внимание, что в данном понятие значится именно «деятельность», к чему в равной степени относится как политика государства, так и экономические движения каждого экономического агента, способного в равной мере нести свои интересы за границей Российской Федерации. Экономические участники рынка, представляя собой элемент многофункциональной и расширенной системы, вынуждены существовать в жестких рамках действующей в стране экономической политике. На сегодняшний день, Правительство РФ, прекрасно осознавая, как необходимость участников рынка в государственной поддержке, так и свою зависимость от компании-экспортеров товаров и услуг, стремится способствовать их протекционизму и экспансии. Механизмами снижения экономической нагрузки компаний служат уменьшение размера таких агрегатов, как таможенные пошлины, налоговые сборы, проведение открытости экономики, улучшение общего экономического климата в стране, увеличение общего объема производства, а также совершенствование в воспитании экономически грамотных членов общества.

На сегодняшний день, выделяют ряд наиболее конкурентоспособных отраслей Российской промышленности. К таким отраслям обычно относят:

  1. Топливно-энергетический комплекс (производство и добыча нефти и газа, атомная промышленность);
  2. Металлургический комплекс (добыча и переработка драгоценных камней и металлов);
  3. Машиностроительный комплекс (в основе которого выделяются самолетостроение, машиностроение, ракетно-космическое производство, производство вооружения и военной техники, производство электротехники);
  4. Легкая промышленность;
  5. Пищевая промышленность.

В то же время экспертами признается невозможность стабильного роста в таких отраслях, как машиностроение и металлургия. Оставаясь наиболее инвестируемыми сферами производства, эти отрасли не могут далее оставаться основными статьями торгового баланса Российской Федерации. В такой же ситуации остается и главная статья российского экспорта — производство и добыча нефти. Остаться только лишь сырьевой экономикой в настоящее время означает для России продолжении ведении политики экономической зависимости по отношению к странам-экспортерам нефти — Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирану, Ираку, США, КНР. Отказ России присоединиться в странам-участницам ОПЕК в 2015 году (на сегодняшний день членами данной организации остаются Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор, Ангола и Индонезия) так же не добавило «теплоты» в отношениях между Россией и странами-экспортерами нефти, что привело к дальнейшим более политическим, нежели экономическим последствиям добычи и переработки нефти всеми указанными ранее странами. Можно уверенно сказать, что вступление в ОПЕК стало бы для России губительным и привело к полному кризису экономики. Продвижение политических интересов России в сторону Востока выражается участием нашей страны в Шанхайской организации сотрудничества. И хотя для России это членство является опасным по причине активного стремления Китая к открытию торговых границ между странами-участницами ШОС, что приведет к «наводнению» дешевыми китайскими товарами рынков сбыта, участие в данной организации положительно для РФ с политической позиции.

Известно, что невозможно за один день перестроить всю экономику, однако наметить тенденции и наладить инвестирование в наиболее успешные отрасли промышленности не только можно, но и жизненно необходимо для деятельности такого «организма», как Российская Федерация. Адаптация экономики всегда долгосрочный процесс и возможность устранения нынешних последствий снижения курса доллара за баррель появится у России в лучшем случае в 2017-2018 годах, т.к. в течении 2016 года российская экономика будет находится в периоде спада, когда немногочисленные локальные успехи некоторых отраслей вряд ли смогут компенсировать общий дефицит бюджета. Направленность России на импортозамещение по факту прогнозирует рост именно машиностроительного комплекса и пищевой промышленности. Наибольшую эффективность данной программы уже можно наблюдать не иначе как в пищевой промышленности. Для этого достаточно зайти в продуктовый магазин. Полки «ломятся» от сыров, мяса, молочной продукции и кондитерских товаров, произведенных на территории РФ нашими производителями. В общих объемах производства российскими производителями в достаточном размере экспортируются товары. На графике 1 можно заметить, что в распределении по товарной структуре большая часть произведенного продукта направляется на экспорт.

Рисунок 1.

Поступательное развитие в современных условиях строится, в большинстве своем, как на укреплении старых связей, так и на создании новых экономических союзов. К сожалению, новые экономические союзы создаются не так быстро и не являются самыми крепкими. Поэтому Россия преимущественно продолжает укреплять связи с странами-соседями, бывшими членами СССР. Наиболее значимым примером таких отношений предстает действующий уже порядка шести лет Таможенный союз ЕвАзЭС. Таможенный союз является достаточно противоречивым элементом экономических отношений РФ. С одной стороны, создание единого экономического пространства с ближайшими странами способствует стабилизации инвестиционного климата и появлению некоторой защищенности с психологической стороны у российских стран-экспортеров и импортеров. Противоположно нельзя не учитывать тот факт, что России необходима интеграция с развитыми странами, которыми Армению, Казахстан, Киргизию и Белоруссию вряд ли можно назвать. Иными словами, РФ участвует в соглашении с такими странами для существования хоть какого-то рынка сбыта. И рынок хорош, есть исключить ввоз в Россию дешевого картофеля и молока из Беларуси (что не способствует развитию сельскохозяйственного климата в нашей стране) и наркотических средств через границу с Казахстаном. Объемы торговли со странами СНГ, а в особенности со странами-участницами Таможенного союза остаются наиболее крупными. Это с легкостью можно заметить исходя из официальных данных Федеральной Таможенной службы РФ.

Таблица 1. Объемы экспорта со странами Таможенного союза ЕвАзЭС

Страна-участница Таможенного союза

2014 г.

2015 г.

Млн. долл. США

Млн. руб.

Млн. долл. США

Млн. руб.

Армения

1 094,0

74 829,6

1 048,2

71 696,88

Беларусь

20 605,0

1 409 382,0

15 537,9

1 062 792,36

Казахстан

14 112,8

965 315,52

10 835,3

741 134,52

Киргизия

1 743,2

119 234,88

1 299,1

88 858,44

Курс доллара рассчитан на 23.03.2016 и составляет 68,4 руб./долл.

Следует учесть, что фактические показания экспорта России в данных странах превышают импорт России в среднем в 2 раза. Исходя из этого, можно смело признать, что основной статьей внешней торговли России остается именно экспорт, а не ввоз товаров, произведенных в иных странах. А вопросом передвижения таких услуг, как трудовая сила, пускай занимается Федеральная миграционная служба РФ.

Продолжая говорить о внешней торговле со странами-соседками, то наибольшими достижениями в экспорте у России являются экономические связи с такими странами, как Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Проводить анализ структуры российского экспорта в Украину не представляется целесообразным по политическим причинам, всем нам хорошо известным. Наиболее высокими объемами экспорта в страны СНГ может похвастаться Узбекистан. Так, за 2014-ый год в Узбекистан «убежало» товаров на 3 121 млн. долларов США (или же 213 476,4 млн. рублей), однако в 2015-ом году данный показатель снизился и составил уже порядка 2 235,4 млн. долларов США (иначе говоря, 152 901,36 млн. рублей). На равных с Узбекистаном движется и Азербайджан. Объемы внешней торговли с Молдовой, Таджикистаном и Туркменией несколько меньше, однако не менее стабильны и необходимы для России.

Россия, являясь одной из крупнейших по территориальному признаку стран, не может позволить себе экономические контакты только с азиатскими странами. Продолжая оставаться страной, имеющей интересы в равной степени и на Европейской части суши, Российская Федерация также проводит внешнюю торговлю и со странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и с Европейским союзом. Конкуренцию за рынок сбыта в союзе стран АТЭС, участвующей экономикой которой Россия является с 1998 года, можно признать достаточно успешной. Необходимо помнить, что на страны АТЭС приходится порядка 44% объема мировой торговли, что для союза, в рамках которого фигурирует 21 страна, крайне высокие показатели. Такую ситуацию можно объяснить присутствием в союзе таких развитых стран, как Япония и США, а также стремительно развивающегося Китая. Если говорить о товарообороте между Россией и данным союзом, то в 2015 году на него пришелся 28,1% всей внешней торговли РФ.

Ведущее место в анализе страновой структуры внешней торговли занимает Европейский союз. По официальным данным на долю данного крупнейшего экономического партнера страны приходится около 44,8% всего товарооборота за 2015 год, что ниже на 4% за аналогичный период 2014 года. Говоря о прочих основных торговых партнерах, в том числе стран дальнего зарубежья, то среди них в первую очередь можно выделить Китай, Германию, Нидерланды, Италию, Японию, США, Республику Корею, Польшу и Францию (страны расположены в сторону уменьшения товарооборота в течении 2015 года).

Внешнеторговый оборот России в целом продолжает свое снижение. По итогам конца 2015 года мы «потеряли» порядка 263,61 млрд. долларов США (иначе говоря 18 031,06 млрд. рублей), оставляя при этом положительное сальдо торгового баланса. Говоря простым языком, мы стали меньше покупать и больше продавать. Если мы стали больше продавать, значит мы стали больше производить. Стали больше производить, значит увеличились число предприятий и рабочих мест, возросла заработная плата. Бесспорно, на первый, самый поверхностный, взгляд — это безусловно положительная тенденция. Однако так ли это и почему в стране продолжают расти инфляция и цены, а реальный уровень заработной платы не просто далек от идеала, но и не имеет надежды в ближайшем будущем к нему приблизиться, население сможет понять совсем нескоро, в то время как мы попробуем рассмотреть все составляющие экономического роста России, как участницы мирового рынка.

Целесообразно сразу выделить и показатель импорта, который аналогично снизился за 2015 год практически на 36,7%, и составил 184,5 млрд. долларов США (12 619,8 млрд. рублей). В сравнении, экспорт составил 345,9 млрд. долларов США (23 659, 56 млрд. рублей), что явственно показывает, что Россия более производящая страна, чем покупающая.

Акцентируя внимание конкретно на экспорте, статистические данные Федеральной таможенной службы показывают, что в горизонтальном, временном анализе, объемы экспорта России в 2015 году так же продолжили свое уменьшение в сравнении с 2014 годом, а именно: снижение произошло чуть более чем на 30%. Стали ли эти 30% следствием введения санкций рядом Европейских стран на и необходимо узнать.

Особенность внешней торговли России всегда целесообразно детализировать ее товарной структурой. Ведь Россия не только страна производитель, но и сырьевая страна, с большими запасами природных ископаемых, которые мы охотно продаем в дальние страны. Основой российского экспорта в страны дальнего зарубежья вот уже более 20 лет остаются топливно-энергетические товары. Удельный вес данных товаров в 2015 году составил 66,4% от всего объема экспорта. Следует упомянуть, что по сравнению с 2014 годом этот показатель снизился на 7%, что характеризуется внешними политическими колебаниями в мире. В состав топливно-энергетических товаров входят возросшие за 2015 год сырая нефть, природный газ, нефтепродукты (в том числе керосин, дизельное топливо и жидкое топливо). Помимо топливно-энергетических товаров, статьей торгового баланса России остаются металлы и изделия из них, которая занимает чуть менее 10% общего объема экспорта. В данной статье баланса учитываются поставки черных металлов и изделий из них, включая чугун, полуфабрикаты из железа и нелегированной стали и ферросплавы. Чуть улучшилась ситуация с вывозом из страны и химической продукции. Объемы экспорта неорганической химии, удобрений, пластмасс, каучука и резины стабильно растут. Говоря о производственных товарах, а также сырья для их производства, то они занимают долю, равную 4% всего российского экспорта. Наибольшую динамику показали объемы поставок молока и сливок (возросли на 11,7%) и ячменя (рост в размере 35,5%). Негативной тенденцией остается снижение необработанных лесоматериалов, в то время как пиломатериалы возросли на 20,8%.

Объемы экспортных поставок несырьевой продукции за последние 2 года наконец начали увеличиваться, что можно заметить на графике 2 (2016 год указан в прогнозе). Согласно данным Минэкономразвития РФ в прогнозе на 2016 год данная тенденция будет оставаться неизменной.

Рисунок 2.

Продолжая наш анализ товарной структуры в страновом разрезе, мы вернемся к товарам, поставляемым в страны СНГ, в целях детализации основных экспортных статей. По официальным данным Федеральной таможенной службы в течении 2015 года соотношение товаров и услуг в страны СНГ сравнимо с экспортом в дальнее зарубежье. Таким образом, доля топливно-энергетических товаров продолжила оставаться основной статьей торгового баланса, хотя и снизила свои показатели. В целом, данная доля в 2015 году составила 39,5%, что на 4,1% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Кроме того, снизились не только стоимостные и физические объемы экспорта, но и физические. Так, на конец 2015 года снижение величины экспорта сырой нефти составило 5,2%, нефтепродуктов — на 13,6%, а природного газа — на целых 15,2%, что не могло не отразиться негативно на сальдо торгового баланса. В 2015 году наибольшей стабильностью выделилась доля экспорта машин и оборудования. Как и за 2014 год, в прошлом году Россия поставила в страны СНГ около 16% продукции машиностроения, а именно: порядка 16,9% было экспортировано механического оборудования и более 33% — электрического. Если говорить о химической продукции, то физические объемы экспорта фармацевтической продукции возросли за 2015 год на 16,5%, красок и лаков — более чем в 2 раза, пластмасс и изделий из них — более чем на 12%. В то же время значительно снизились поставки калийных удобрений (почти на 30%), выявлена тенденция к снижению и у косметических средств. Доля металлов и изделий из них поставок в страны СНГ осталось без изменений за последние 2 года. Возросли физические объемы экспорта полуфабрикатов из железа и нелегированной стали, однако сократились объемы экспорта нелегированной стали и металлов. Производственные товары и сырье для их производства остаются далеко не самой доходной и многочисленной статьей торгового оборота. За 2015 год поставки этих товаров в физическом выражении выросли почти на 10%, но в стоимостном аспекте снизились более чем на 35%. Следует выделить такие устойчивые товары для продажи в страны СНГ, как пшеница, которая сопровождается ростом на 32% и мясо птицы, чьи объемы возросли более чем в 2 раза. Существенные колебания присутствуют в статье лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий, где их объемы снизились на 10%.

Приходится признавать, что согласно официальной статистике, рост, ко всему прочему небольшой, в ближайшем периоде возможен лишь у нескольких отраслей. К таким отраслям можно отнести химическую промышленность, ряд добывающих производств и некоторые сегменты легкой и пищевой промышленностей. Химическая промышленность в 2015 году стала наиболее стабильной в рамках экспорта и эффективной с позиции импортозамещения. Российская бытовая химия с легкостью вытеснила мгновенно подорожавшие из-за роста курса доллара США иностранные аналоги. В сельском хозяйстве дела обстоят намного хуже. Нетрудно догадаться, что невозможно за один год восстановить все сельскохозяйственные угодья, статично истребляемые в течение последних 20 лет. Кроме того, производство любого товара зависит не только от инвестиций, но и от спроса на него. На данный момент экспертами масштабный потребительский интерес на отечественные продукты зафиксирован не был. В такой ситуации кризиса покупательского оптимизма, с учетом роста цен и уменьшения реальной заработной платы, когда покупательная способность россиян стабильно уменьшается, а инфляция растет, при дальнейшем снижении потребления объемы выпуска пищевой промышленности могут стагнировать даже в случае роста доли российских продуктов на рынке.

Специалисты Министерства экономического развития акцентируют внимание на следующих ключевых направлениях в целях решения проблем отечественной экономики в условиях текущей внешнеполитической ситуации:

  1. Развитие механизмов государственно-частного партнерства;
  2. Повышение доступности кредитов;
  3. Развитие национальной инновационной системы на всех стадиях разработки и реализации инновационных решений и продукции;
  4. Реорганизация существующей системы стандартизации;
  5. Повышение роли курсовой политики.

Итак, ориентация на содействие в становлении и развитии своих производителей со стороны господдержки остается неопровержимым фактом. Однако следует реально смотреть на вещи. Согласно статистическим данным, положение России как страны, функционирующей в мировой торговле, далеко от стран-лидеров. Среди худших позиций России в рамках общемирового рейтинга выделяют 156 место в мире по условиям получения разрешения на строительство и 155 место в мире по степени благоприятствования условий для осуществления 12 внешнеторговой деятельности. Кроме того, по данным Всемирного банка, для проведения экспортно-импортных операций по сравнению со странами ОЭСР для россиян требуется вдвое больше документов, втрое больше времени и почти втрое больше соответствующих расходов.

Не так давно в рамках международного бизнес-форума «Конкурентоспособность российского бизнеса на международных рынках» в Москве состоялась презентация совместного проекта Торгово-промышленной палаты РФ, Центра международной торговли Москвы и издательского дома «Коммерсантъ» под названием «Экспортный потенциал России». По итогам данного проекта в России заработал портал внешнеэкономической информации, подведомственный Министерству экономического развития Российской Федерации. На страницах портала размещена вся информация, необходимая для будущих экспортеров: начиная с методического пособия «Как экспортировать. Пособие для начинающих экспортеров» и заканчивая материалами о поддержке инновационных проектов со списком торговых представительств. Такая поддержка экспорта со стороны властей не может не радовать, ведь данный портал является наглядным примером упрощения продаж за границу для малого и среднего бизнеса. В рамках программы также выделяются некие инструменты финансовой поддержки экспортеров. К таким средствам в первую очередь необходимо отнести налоговую ставку 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта. Для малого бизнеса, который, как говорится в просторечье, «задыхается от обилия всевозможных налогов», такие условия действительно могут оказать значительную поддержку. Кроме того, на ряд экспортированных из России продуктов распространяются государственные гарантии в иностранной валюте на безвозмездной основе. Среди таких товаров, согласно разработанному перечню, можно выделить как продукцию пищевой промышленности и машиностроения, так и строительной. Льготное кредитование предоставляется Внешэкономбанком и ОАО «ЭКСАР» для российских экспортеров и иностранных покупателей российского продукта. Данный экспортный кредит и его страхование осуществляется для таких производств, как авиастроение и ракетно-космический комплекс, судостроение, электронная промышленность, атомная промышленность, в том числе атомная энергетика, тяжелое, транспортное, специальное и энергетическое машиностроение, металлургия (производство специальных сталей), деревообрабатывающая промышленность, оборонно-промышленный комплекс, агропромышленный комплекс, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, информационно-коммуникационные системы, медицинская техника и фармацевтика. Однако следует сразу отметить, что льготное финансирование возможно для контрактов, сумма которого составляет не менее 2 миллионов долларов США (или 137 миллионов рублей). Такие величины практические невозможны даже для среднего бизнеса в России, не говоря уже о малом. Получается, что данный проект рассчитан только на монополистов, которые в настоящее время в большинстве своем итак имеют государственную поддержку. Получателями услуг по предэкспортному и экспортному финансированию, а также банковских гарантий от Внешэкономбанка являются также указанные выше отрасли. В рамках поддержки российского экспорта функционирует программа продуктов АО «ЭКСАР» («Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций»), которые предназначены для защиты экспортеров и их банков от риска неплатежа иностранного контрагента. Мы уже говорили о программах, поддерживающих крупных предприятия, однако в ходе проекта «Экспортный потенциал России» действует и программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, согласно которой ОАО «МСП Банк» финансирует развитие экспортных операций.

Проведение экспортной политики, как явления многофакторного и долгосрочного, требует детального анализа как предыдущих положений, так и оценки будущих перспектив. Для определения среднесрочной и долгосрочной тенденций в рамках структуры российского экспорта в начале 2015 года Министерство экономического развития внес в Правительство РФ проект «Основные направления развития экспорта на период до 2030 года». В рамках проекта выделяется ряд проблем, с которым российское предпринимательство, участвующее во внешней торговле, сталкивается на сегодняшний день. Среди таких проблем указываются дефицит производственных возможностей, отсутствие в экспортной продукции новых предложений и конкуренции у традиционных компаний — производителей экспортируемых товаров и услуг. Кроме того, акцентируется внимание на отсутствии действенно стимулирующей политики со стороны государства. Как и большинство российских целевых программ по развитию того или иного сегмента экономики, данный проект опять не дает ответа на главный вопрос: «Как?». Как развить сектор несырьевого экспорта? Как начать создавать высокотехнологичный и наукоемкий продукт, который за 15 лет сможет стать действительно конкурентоспособным? Как создать условия для вхождения России в первую пятерку мировых экспортеров? Ключевыми программными документами, ставящими конкретные задачи в сфере поддержки экспорта, являются Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» и План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленного ориентира уже сформированы, но где найти средства для инвестирования как в старых производителей — экспортеров, так и новых, остается загадкой. В настоящий момент одной из ключевых проблем, которые необходимо решить в ближайшее время, является транспортная проблема. Наличие в сфере грузоперевозок высокого уровня транспортных издержек и неразвитость в сфере железнодорожных перевозок препятствует дальнейшему увеличению объемов экспорта. Целесообразно увеличение железнодорожных путей, особенно в торговых направлениях — граничащих с морскими портами, а также сокращение среднего времени прохождении груза через границу. Снижение временной задержки положительно скажется на всем экспортном процессе: производственный цикл уменьшится, а затраты на транспортировку груза сократятся в разы.

Вопрос о поддержке несырьевого экспорта регулярно поднимается как в прессе, так и на экономических форумах. В конце марта 2016 года состоялось Пленарное заседание съезда Российского союза промышленников и предпринимателей, в рамках которого в очередной раз были затронуты проблема административной поддержки производителей-экспортеров, а также стимулы для дополнительных возможностей по снижению транзакционных издержек во внешнеэкономической деятельности. В результате можно констатировать, что до 2013 года нас ждут многочисленные реформы и изменения по улучшению инвестиционного климата в России и поддержки отечественных производителей.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (с изменениями и дополнениями), опубликованный на сайте http://base.garant.ru/12116419/#ixzz44JDX7rC5
  2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (разработан Минэкономразвития РФ), опубликованный в системе ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70458344/#block_600#ixzz44JJG2M3x
  3. Программа «Основные направления развития экспорта на период до 2030 года (основные положения)», опубликованная на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depSvod/2015020513
  4. Материалы с портала внешнеэкономической информации http://www.ved.gov.ru
  5. Материалы с сайта Федеральной таможенной службы http://www.customs.ru

Цитировать

Никитина, Т.А. Особенности структуры российского экспорта в современных экономических условиях / Т.А. Никитина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 165-175. — URL: https://novainfo.ru/article/5325 (дата обращения: 08.12.2022).

Поделиться