В процессе учения принимают участие все органы чувств человека. Исследования показали, что с помощью глаз человек воспринимает от 70 до 90% информации. С учетом этого, в учении первое место занимает принцип наглядности. Суть данного принципа состоит в формировании у школьников представлений и понятий чувственным познавательным опытом, которые позволят учащимся полноценно овладеть абстрактными понятиями. Принцип наглядности был сформулирован Я.А. Коменским. Он писал: «…ничего не существует в познании, что раньше не было бы в ощущении…» [1].
Наглядность в обучении основана на движении от чувственного познания к логическому, от конкретного к абстрактному.
Особое место в осуществлении этого принципа имеет использование наглядных пособий, плакатов, слайдов, схем и т.д.
Виртуальные интерактивные стенды – один из вариантов наглядного представления информации. По сравнению с обычными полиграфическими стендов, виртуальные имеют больший потенциал для организации учебного процесса. Применение такого стенда на практике обеспечивает, не только работу с новым материалом, но и контроль за усвоением полученных знаний.
Так же такой стенд способен повысить интерес учеников к теме урока и увеличить степень восприятия материала, так как задействованы различные каналы восприятия информации.
Раздел «Базы данных и СУБД» – один из ведущих разделов и занимает особое место среди тем, изучаемых в курсе информатики в основной, и в старшей школе.
Основной целью изучения темы «Базы данных» в школьном курсе информатики является формирование знаний, умений и навыков создания баз данных с помощью компьютера.
При изучении этой темы, необходимо раскрыть следующие направления:
- «Упорядочивание информации» – создание таблиц.
- «Отбор необходимой информации из совокупности» - создание запросов.
- «Создание графического интерфейса доступа к данным» – создание форм.
- «Оформление данных» – создание отчетов.
При создании базы данных, этап создания таблиц вызывает затруднения в связи с необходимостью продумывать структуру таблиц и связи между этими таблицами. Поэтому, чтобы понятнее донести информацию до учащихся, имеет смысл применить на практике принцип наглядности, через работу с виртуальным стендом.
Виртуальный интерактивный стенд – это средство предоставляющее информацию, которое способно активно реагировать на различные действия пользователя.
Стенд представляет собой мультимедийную презентацию, включающую в себя большое количество страниц текста, рисунков, несколько часов видео и аудио записей. Отличительной особенностью виртуальных стендов является высокий уровень их интерактивности [2].
Взаимодействуя со стендом, учащийся имеет возможность видеть все содержание в целом и осуществлять нелинейную навигацию по элементам контента [3].
Существует огромное количество средств, для проектирования и создания виртуальных интерактивных стендов.
Например, стенд можно создать с помощью мультимедийных презентаций (Microsoft Office – PowerPoint , OpenOffice – Impress), разработать в среде программирования (Delphi), использовать flash-технологию (Adobe Flash), либо использовать современные web-сервисы(Prezi.com и др) [4].
В настоящее время, использование web-сервисов для подготовки уроков, может значительно облегчить подготовку нового материала и саму подачу материала учащимся [4].
Web-технологии обладая следующими характеристиками: простота использования, доступность, интерактивность, позволяют ускорить темп занятий, способствуют повышению мотивации, улучшают качество самостоятельной работы (предоставляют ученикам возможность выбирать способ и темп изучения материала) [5].
Пример: технология Prezi в настоящее время популярна у пользователей, которые хотят создать интерактивную презентацию.
Prezi.com это web-сервис, в результате работы с которым создаются интерактивные мультимедийные презентации и стенды с нелинейной навигацией.
Все слайды презентации расположены на огромном рабочем пространстве и переключаются между собой при помощи zooming-эффекта, это позволяет создать настоящий сценарий презентации и осуществлять нелинейную навигацию.
Сервис предлагает большое количество возможностей для визуализации презентаций, посредством использования видеоматериалов, графики и др.
При разработке виртуального стенда, важно помнить, что не стоит перегружать стенд большим количеством материала, это мешает восприятию смысла информации.
Изучение темы «Базы данных» способствует развитии познавательного интереса учащихся, умения работать с информацией. Использование интерактивного стенда в обучении позволит мотивировать ученика, развить его познавательный интерес, а так же наглядно представит принципы построения структуры базы данных, таблиц, входящих в БД. В последнее время большую популярность набрали инновационные «облачные» технологии, которые стали успешно использоваться в научных исследованиях [6] и в процессе обучения на всех уровнях [5]. Изучение вопросов генерации обучающих виртуальных стендов с помощью «облачных» сервисов является актуальным и очень перспективным направлением.