Характеристика барьеров при вхождении на рынок новых конкурентов

№33-1,

экономические науки

В статье раскрываются главные свойства рыночных процессов. Рассматриваются разные виды рынков. Приводятся препятствия, ограничивающие появление на сформировавшемся рынке новых фирм.

Похожие материалы

В большинстве экономических теорий относящихся к конкуренции, препятствия входа рассматриваются как своего рода барьеры, с которыми столкнется фирма, при осуществлении попытки выйти на определенный рынок.

Некоторые современные рынки и отрасли оказываются довольно привлекательными для бизнеса. В процессе их развития часто случаются акции вторжения фирм новичков, что приводит к нарушению сформировавшегося баланса сил. Как нам показывает практика, вероятность вторжения повышается тогда, когда возрастает спрос на услуги, наблюдаются высокие прибыли и относительно низкие препятствия.

Угроза вторжения на рынок становится реальной и в случае, когда для продаж открываются более широкие возможности, которые уже действующими рыночными игроками используются не достаточно оперативно. Для защиты своих интересов, компании в ответ на агрессию конкурентов разрабатывают свои противодействия вторжениям, так называемые барьеры.

В реалиях современных рынков существуют барьеры выхода, и входа на рынок. Встречаясь с препятствиями новым фирмам сложно, а подчас и почти невозможно начать свою деятельность в интересующей их отрасли. Благодаря барьерам, компании, уже действующие на рынке, могут спокойно существовать, практически не опасаясь конкуренции. Присутствие барьеров для выхода из отрасли так же даёт определённый эффект.

Дж.Бэйн, основоположник гарвардских традиций в теории организации промышленности, по эффективности и высоте барьеров входа, классифицирует четыре вида рынков.

  • свободный вход на рынок: работающие уже на рынке фирмы, по отношению к потенциальным конкурентам, не обладают никакими преимуществами; оперативность обеспечения ресурсами, поддерживается полностью; в отрасли устанавливается цена на уровне предельных затрат;
  • вход на рынок с неэффективными препятствиями: работающие в отрасли фирмы имеют возможность, с помощью разных процессов ценовой и неценовой конкуренции, ограничивать вход фирм-аутсайдеров, но в этом случае данная политика не будет для них выгоднее политики привлечения прибыли в краткосрочном периоде;
  • вход на рынок с эффективными препятствиями: возможность противодействовать входу фирм конкурентов совмещается с предпочтительностью такого рода политики для фирм, работающих в отрасли;
  • рынки с закрытым входом: на вход новых фирм на рынок наложен запрет господствующими фирмами и в долгосрочном, и в краткосрочном периодах.

Препятствия которые можно отнести к нестратегическим факторам рыночной структуры обычно порождаются объективными характеристиками отрасли и могут быть связаны с технологией производства, динамикой спроса, иностранной конкуренцией характером предпочтений потребителей, и т.д.

Ещё один вид препятствий - барьеры, образованные стратегическим поведением фирм, находящихся на рынке. Это стратегическая политика расходов на исследования, инновации, стратегическое ценообразование, патенты ограничивающие вход потенциальных претендентов в отрасль, и т. д

В различных отраслях барьеры могут принимать разную форму:

  • Компании, уже находящиеся на рынке, усложняют появление новых соперников за счет высоких затрат на рекламу, оплатить которую, желающие попасть на рынок, вряд ли смогут.
  • Компания контролирует определённый ресурс для конкретной индустрии.
  • Большие компании на рынке могут иметь лояльных покупателей производимого продукта. Присутствие сильных брендов становится серьёзным барьером входа.
  • Эксклюзивные договоренности с основными поставщиками создают сложности для входящих на рынок.
  • Самые крупные компании имеют возможность выпускать продукцию с меньшей себестоимостью, чем средние и малые компании. За счет технологий иногда могут быть быстро преодолены преимущества в стоимости.
  • Действующая на рынке компания «владеет» наработанной за продолжительный период, сформировавшейся, лояльной к компании клиентской базой, а услуга или товар имеет стоимость, зависящую от численности клиентов, в этом случае у конкурентов возникают осложнения.
  • Патенты, интеллектуальная собственность позволяют легально не разрешить производство продукта на некоторый период и тем самым ограничить вход на рынок.
  • Государственное регулирование экономики - может усложнить вход на рынок или вообще запретить, а может сделать конкуренцию незаконной и установить государственную монополию. Лицензии и разрешения также увеличивают объем необходимых инвестиций для входа на рынок.

Подведём итоги.

Препятствия выхода и входа на отраслевой рынок это очень важные характеристики строения рынка, так как многие фирмы желают попасть на перспективный рынок, то вследствие этого возникает нарушение сформированного баланса сил. Следовательно, существующие барьеры будут своего рода «входным билетом» на отраслевой рынок. Это даёт возможность активно действовать рынку, способствует прогрессу новых технологий и улучшений качества уже существующей продукции и услуг.

Список литературы

  1. Шматко А.Д. Организационно-экономическое моделирование систем менеджмента качества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. Санкт-Петербург, 2004
  2. Шматко А.Д. Основные вопросы организации финансирования инновационной деятельности организаций // Вестник экономической интеграции. 2010. Т. 1. № 11. С. 80-83.
  3. Шматко А.Д. Проблема вариативности финансовой поддержки инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10 (39). С. 722-724.