Стратегические цели промышленного предприятия и устойчивость экономики

NovaInfo 58, с.225-228, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается вопрос, посвященный выбору системы показателей эффективности управления предприятиями. В контексте стратегического управления рынками в России дается определение менеджменту как механизму воздействия одного из субъектов рынка на поведение других с целью реализации своей стратегии развития.

Ключевые слова

КОНКУРЕНЦИЯ, СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ТРАНСФОРМАЦИЯ РЫНКОВ, УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ, СТРАТЕГИЯ, УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Текст научной работы

Устойчивость предприятия определяется, прежде всего, устойчивым удовлетворением потребностей и выстраивания долгосрочного потребительского поведения.

По мере того, как рынки становятся все более динамичными, а изменения неожиданными, системы управления предприятиями становятся открытыми, подвижными и гибкими. На первый план выходит такой наиболее общий критерий оценки их деятельности, как способность адаптироваться к изменениям и влиять на них.

Выбор системы показателей эффективности управления предприятиями зависит от:

  1. особенностей объекта управления и динамики его развития;
  2. потребностей и интересов различных субъектов рынка, обусловливающих критерии, на основе которых они оценивают свою деятельность и деятельность других участников рынка;
  3. возможности измерить соотношение затрат и результатов в тех или иных видах деятельности;
  4. позиции исследователя и специфики исследовательской ситуации.

Управление поведением предприятий на рынках должно привести к созданию эффективных региональных рынков, адекватно отвечающих потребностям и условиям развития общества на данном этапе и способных в дальнейшем трансформироваться. Эффективными мы называем рынки, на которых наблюдается устойчивый и долгосрочный экономический рост [1].

Уникальная особенность трансформации российских рынков, на мой взгляд, состоит в том, что если в других странах изменения на рынках проходили последовательно в течение достаточно продолжительного периода времени, то в России волею обстоятельств они были спрессованы во времени, т.е. происходили одновременно по многим направлениям и на всех рынках. Поэтому в России управление поведением предприятий на рынке может быть эффективным, только когда оно осуществляется на основе комбинирования различных научных подходов или концепций стратегического управления.

В начале 90-х годов прошлого столетия необходимо было определить, что в действительности происходит, прежде чем выбрать основное направление развития, выбор стратегии становился весьма сложной задачей. Методы школы обучения органически стали врастать в технологии управления предприятиями. Испытав шок, предприятия пытались сопротивляться стратегическим переменам, оказывающим на них негативное влияние, в результате их трансформация часто принимала вид, который адекватно описывает квантовая теория перемен.

В процессе приватизации наблюдался практически непрерывный передел собственности, часто сопровождающийся конфликтами. К середине 90-х гг. XX в. политические методы управления стали органической частью российского менеджмента, а способы согласования интересов различных общественных групп постепенно становятся все более цивилизованными и эффективными по своим конечным экономическим результатам. По мере того, как ситуация на рынках стабилизируется, появляются основания считать, что экономический рост будет устойчивым, предприятия осваивают методы школ дизайна и позиционирования (стратегического менеджмента), которые сегодня становятся для них базовыми.

Когда появляется сильная стратегическая перспектива и предприятие активно ее реализует, фундаментальная стратегическая перестройка блокируется инертностью корпоративной культуры. Сейчас это происходит в агропромышленном комплексе, где новые технологии и организация производства вступили в противоречие с существующими ценностями и убеждениями работников. Тогда менеджмент предприятий осваивает методы школы культуры, вкладывая средства в развитие не только тех, кто работает и способен работать в новых условиях, но и в систему образования, где формируются будущие работники.

Усиление неопределенности на рынке сопровождается обострением конкуренции. Стратегия, призванная обеспечить будущее благополучие предприятия и региона, должна быть направлена на достижение долгосрочного конкурентного преимущества на рынках.

Меняется представление о целях развития предприятия. Если раньше считалось, что предприятие должно сосредоточить свои усилия на достижении одной или нескольких основных целей, к примеру, на максимизации полезности потребителей (в традиционной экономической теории) или создании наивысшей ценности для потребителя (в маркетинге), то сегодня целесообразно говорить о необходимости разработки сбалансированной системы целей. Не следует ориентировать систему управления предприятием и региональными рынками на сосредоточение на одном направлении, т.е. на выполнение обязательств перед одной заинтересованной группой. Главная задача менеджмента - согласовать противоречивые интересы различных заинтересованных групп, оказывающих наибольшее влияние на развитие предприятия и рынка.

Все большее влияние на управление рынками оказывает тот факт, что увеличение неопределенности внешней среды происходит при ослаблении сигналов о происходящих изменениях.

Если конечный продукт стратегического управления – стратегия предприятия и необходимый для ее реализации потенциал, то конечный продукт стратегического анализа – формирование альтернатив стратегического развития. Эти альтернативы отражают выбранные цели, понимание внешней среды (существующих в ней возможностей и угроз), оценку собственных ресурсов, сильных и слабых сторон предприятия и региона.

На этапе выявления целей предприятия выясняются интересы и критерии оценки всех заинтересованных групп, от поведения которых зависят результаты деятельности предприятия. Стратегический анализ дает ясное представление о вероятном будущем внешнего окружения (рынка) и предприятия, уменьшает неопределенность относительно доступных альтернатив [2].

Те же самые изменения на рынках, которые вызывали постепенную эволюцию теоретических моделей менеджмента, в России, как мы уже видели, сжаты во времени и происходят с разной скоростью на различных рынках. В контексте стратегического управления рынками в России менеджмент целесообразно определить как механизм воздействия одного из субъектов рынка на поведение других с целью реализации своей стратегии развития. Стратегический менеджмент предприятий должен быть ориентирован на взаимодействие со всеми общественными группами (принцип «согласования интересов»), которые оказывают сильное влияние на развитие регионального рынка в долгосрочной перспективе (инвесторы, конкуренты, законодательные и исполнительные органы власти, потребители, население, менеджеры и работники предприятий, лидеры общественного мнения). Именно в менеджменте создается инструменты изучения потребностей и интересов различных субъектов рынка.

Читайте также

Список литературы

  1. Ибрагимов О.А., К вопросу исследования коррупционной модели участия посреднических организаций в трансакционном секторе экономики. Экономист, № 2, 2016. - С 44-53;
  2. Моргунов А.В., Основные факторы инновационного развития промышленного предприятия. – М.: Ученые записки Российской Академии предпринимательства, № 19, 2009. - С 78-87.

Цитировать

Моргунов, А.В. Стратегические цели промышленного предприятия и устойчивость экономики / А.В. Моргунов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 225-228. — URL: https://novainfo.ru/article/10919 (дата обращения: 05.10.2022).

Поделиться