Факторы, детерминирующие совершение преступлений псевдорелигиозными группами

NovaInfo 33, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается факторы, детерминирующие совершение преступлений псевдорелигиозными группами.

Ключевые слова

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПРОФИЛАКТИКА, ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ, ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СЕКТЫ

Текст научной работы

Для осуществления органами внутренних дел эффективной предупредительной деятельности и, в частности, оперативно-розыскной профилактики, принципиальное значение имеет своевременное выявление и устранений причин и условий, способствующих совершению преступлений. Данное направление деятельности сотрудников органов внутренних дел особенно важно для преступлений, носящих латентный характер, к которым и относятся деликты, совершаемые псевдорелигиозными группами.

В криминологии под причинами преступления понимается комплекс взаимосвязанных личностных и внеличностных, или объективных факторов, формирующий криминальную мотивацию и реализующийся в преступное деяние. Условие же преступности представляет собой явление (совокупность явлений), не порождающих, но способствующих либо препятствующих порождению преступности [11].

Представляется, что причины и условия, как определенные явления объективной реальности, тесно взаимосвязаны между собой, и как следствие происходящих процессов в обществе, могут трансформироваться. В определенных ситуациях причины могут стать условиями и наоборот. Как справедливо отмечает В.Н. Кудрявцев: «Всякая причина является в определенном отношении условием, а всякое условие в другом отношении может быть причиной…» [4].

Следует отметить, что наряду с понятиями «причина» и «условие», возможно употребление термина «факторы» преступности, под которым в криминологической литературе понимают то или иное явление (совокупность явлений), воздействующее на преступность (порождающее, способствующее или препятствующее ей) [11].

Мы не ставили перед собой цель давать подробный анализ имеющихся в юридической литературе точек зрения относительно определения «причин» и «условий», способствующих совершению преступлений, их классификации, уровней, механизмов действия. Разумеется, нами будут учитываться криминологические догмы о выделении причин и условий, определяющих наличие преступности (макроуровень), и факторов, способствующих совершению конкретных преступлений (микроуровень) [5].

Общепринято выделять действующие на макроуровне такие причины и условия преступности, как: причины и условия экономико-социального характера; причины и условия нормативно-правового содержания; причины и условия политического характера; причины и условия организационно-управленческого характера; причины и условия духовно-нравственного характера и т.д. [2; 6; 7; 9; 10].

Перейдем непосредственно к факторам, порождающим и способствующим совершению преступлений псевдорелигиозными группами:

  1. ослабление государственного контроля за созданием и дальнейшим функционированием псевдорелигиозных групп. Несмотря на законодательное регламентирование процедуры регистрации религиозных объединений, у лидеров псевдорелигиозных групп есть возможность, искажая, либо представляя заведомо ложные уставные документы, также осуществлять регистрацию своих сообществ. Как правило, уставные документы, представляемые «религиозными» деятелями для регистрации, проверяются достаточно формально. Контроль осуществляется, как правило, только за правильностью составления документов, необходимых для регистрации объединения, а такому аспекту, как соответствие религиозного учения объединения общепринятой позиции, внимание абсолютно не уделяется. Кроме того, проблемным вопросом является деятельность незарегистрированных псевдорелигиозных групп. По данным МВД России в органах внутренних дел на учете состоит более 300 экстремистских групп, в том числе, религиозных, на территории Российской Федерации в настоящее время действует около 10 опасных религиозных сект, вместе с тем, религиоведы говорят о деятельности 2500 сект [3]. Представляется, что контроль за указанными сообществами, включая оперативно-профилактический, правоохранительными органами не осуществляется, ввиду отсутствия первичной информации об их функционировании;
  2. недостатки в организации деятельности правоохранительных органов по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием псевдорелигиозных позиций. К подобным недостаткам относятся:
    • отсутствие согласованной деятельности оперативных подразделений ОВД и иных правоохранительных органов по выявлению псевдорелигиозных групп и причастных к ним лиц, а также их противоправных деяний. В связи с отсутствием тождества между подведомственностью и подследственностью, у силовых структур отсутствует «заинтересованность» в проведении совместных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по смежным составам преступлений экстремистской направленности;
    • отсутствие своевременного обмена информацией оперативных подразделений ОВД с иными правоохранительными органами, в чью компетенцию входит противодействие преступной деятельности псевдорелигиозных групп [6; 8];
    • отсутствие необходимой оперативно-профилактической работы с лицами, обладающими повышенной виктимностью к рассматриваемой группе преступлений. В настоящее время сотрудники правоохранительных органов, в силу различных причин, не проводят целевых мероприятий, направленных на выявление лиц, потенциально могущих стать жертвами псевдорелигиозных групп.
    • недостаточное информирование населения о преступной деятельности псевдорелигиозных групп, о признаках этих сообществ, о способах вербовки и т.п. Оперативные сотрудники ОВД нерегулярно осуществляют беседы с населением, выступают в образовательных учреждениях, средствах массовой информации и т.п. об общественной опасности участия в псевдорелигиозных группах;
    • кадровые проблемы. По различным причинам произошел отток высококвалифицированных кадров из подразделений, в чью компетенцию входила борьба с преступлениями, совершаемыми псевдорелигиозными группами;
    • недостаточное использование оперативными сотрудниками теоретических исследований по рассматриваемой проблеме; опыта зарубежных стран;
    • отсутствие централизованного распространения положительного опыта подразделений по противодействию экстремизму по раскрытию и предупреждению преступлений, совершаемых псевдорелигиозными группами;
  3. недостаточное взаимодействие с отделами по вопросам национально-этнических отношений, связям с общественными, религиозными организациями и казачеством администрации субъектов РФ; с представителями традиционных конфессий; общественными организациями, занимающимися вопросами противодействия деструктивным религиозным культам.
  4. практически неконтролируемое распространение в Интернете информации о деятельности псевдорелигиозных групп, действующих под благовидным предлогом; о привлечении новых лиц в данные структуры; о положительных аспектах совершения преступлений с использованием псевдорелигиозных позиций (разжигании межрелигиозной розни, совершения религиозно-ритуальных преступлений и т.д.);
  5. наличие постоянных источников финансирования (как собственных, так и централизованных, в том числе, из-за рубежа) деятельности псевдорелигиозных групп;
  6. наличие у псевдорелигиозных групп адвокатов, коррумпированных должностных лиц из органов государственной власти, обеспечивающих противодействие их преступной деятельности;
  7. низкий уровень образованности граждан в правовой, культурной и религиозной сферах. Общеизвестно, чем менее образован человек, тем больше он подвержен влиянию людей, использующих мотивы удовлетворения потребностей (получение выгоды, власти над другими, выплеск агрессии, самоутверждение и т.п.). Как отметил в одном из своих выступлений А. Хлопонин: «Распространению различных радикальных идей способствует и низкий уровень образования и культуры. Чем образованнее человек, тем меньше он поддается различным внешним влияниям. Те, кто прикрывается исламом, зачастую не разбираются в нем» [13];
  8. «Религиозность» населения. Опрос, проведенный фондом «Общественное мнение» и службой «Среда» в 44 регионах страны, в котором участвовали 1500 респондентов от 18 лет и старше показал, что подавляющее большинство россиян (82%) верят в Бога. 27% опрошенных считают себя верующими, но не соотносят свою веру с какой-либо религией. Среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет таких респондентов более трети (34%). Среди студентов, ответивших подобным образом, уже 38% [1]. Следовательно, подавляющее большинство россиян не знают основ исповедуемого вероучения, однако являются религиозными, что, в свою очередь, могут использовать в своих интересах лидеры псевдорелигиозных групп при вербовке в данные сообщества.
    Разумеется, впоследствии данное обстоятельство может служить благодатной почвой для появления религиозных фанатиков. Подтверждением данного тезиса может служить опрос студентов и преподавателей Республики Дагестан, проведенный в 2010 г. Из 1600 респондентов на вопрос «Допустимо ли, на Ваш взгляд, насильственное навязывание своей религиозной веры другим людям?» положительно ответили 23%, затруднились ответить – 7% [12];
  9. практически неконтролируемые миграционные процессы. В настоящее время происходит постоянный отток населения из республик Северного Кавказа в различные регионы страны. В первую очередь, данное обстоятельство связано с отсутствием трудоустройства на местах. При этом в иные субъекты РФ переезжают родственники лиц, осужденных за совершение преступлений экстремистской направленности и террористического характера, исповедующие радикальный ислам, а также ранее судимые и отбывшие срок наказания за указанную группу преступлений;
  10. неконкурентоспособность представителей традиционных религиозных организаций. Традиционные религиозные организации, в частности Русская православная церковь, никогда не вела прозелитистскую деятельность и, как нам видится, всегда действовала по принципу «человек должен прийти сам в Церковь», псевдорелигиозные группы же ведут активную вербовочную работу среди населения, завлекая граждан в свои сообщества. Безусловно, РПЦ, относится толерантно ко всем вероисповеданиям, ведет разъяснительную работу [6]. Псевдорелигиозные группы, наоборот, пропагандируют превосходство исповедуемой религии и призывают к активным действиям. Внешний антураж, агрессивность, превосходство исповедуемой религии над другой, образованность «новых» псевдорелигиозных деятелей, обучающихся в зарубежных религиозных учебных заведениях радикальных направлений, являются привлекательными для большей части верующих, особенно из числа молодежи.

Таким образом, своевременное определение, расстановка акцентов, выбор наиболее эффективных мер воздействия на причины и условия способствуют снижению уровня преступлений, совершаемых псевдорелигиозными группами.

Читайте также

Список литературы

  1. В Бога верят 82 % россиян - опрос. URL: http://www.interfax-religion.ru/new/?act=news&div=40607.
  2. Гришин Д.А., Кутякин С.А. Государственное регулирование противодействия проявлениям организованной преступности в уголовно-исполнительной системе России. Рязань. 2013.
  3. Егорцев А. Религиозные секты: свобода от совести: журналистское расследование деятельности нетрадиционных религиозных движений в России. М., 2004. С. 24.
  4. Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. М. : Наука , 1976. С.20.
  5. Криминология : пособ. для подгот. к экзам. / под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева. СПб., 2003. С.89-90.
  6. Кутякин С.А. Духовное и нравственное противодействие криминальной оппозиции в местах лишения свободы. Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 10 (113). С. 12-16.
  7. Кутякин С.А. Организация противодействия криминальной оппозиции в уголовно-исполнительной системе России. Рязань. 2012.
  8. Кутякин С. А. Взаимодействие оперативных аппаратов СИЗО и криминальной милиции в борьбе с преступностью (правовые, организационные и тактические аспекты). Дисс… канд… юрид… наук М. Академия МВД РФ. 1998. 194 с.
  9. Кутякин С.А. Криминальная оппозиция в местах лишения свободы (организационный аспект). Человек: преступление и наказание. 2008. № 4. С. 126-129.
  10. Мещерин А. И. Криминологическая характеристика и профилактика органами внутренних дел мошенничества в виде обмана потребителей : дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С.123.
  11. Словарь-справочник по криминологии и юридической психологии / авт.-сост. В.А. Аналич, О.П. Колченогова. Мн.: Амалфея, 2003. С. 151.
  12. Симаков Н.Н. С экстремизмом и терроризмом - бороться всем миром // Профессионал. 2011. № 3. С. 8.
  13. Экстремизм-результат недоработки власти? : выступление полномочного представителя Президента России в СКФО А. Хлопонина на встрече со студентами в Нальчике 9 февр. 2011 г. URL: http://www.m.kavkaz-uzel.ru/articles/180814/?full_page=true.

Цитировать

Билоус, Е.Н. Факторы, детерминирующие совершение преступлений псевдорелигиозными группами / Е.Н. Билоус, Ю.А. Лапунова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 33. — URL: https://novainfo.ru/article/3465 (дата обращения: 25.06.2022).

Поделиться