Управление учебно-методической работой в МБОУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Глазова

№33-2,

педагогические науки

Анализ учебно-методической работы педагогов-тренеров в МБОУ ДОД ДЮСШ позволил установить, что проблема воспитания спортивного резерва в большинстве случаев связываются лишь со спортивными достижениями. Мало внимания уделяется гуманизации взаимоотношений, формам взаимодействия детей, способствующим формированию навыков сотрудничества и совместного преодоления трудностей, наконец, переживанию радости от успешно проделанной работы. Решению данного вопроса посвящено исследование.

Похожие материалы

За последние годы немало сделано для эффективной реализации возможностей ФКиС во всестороннем гармоничном развитии детей, подростков, молодежи, их подготовке к учебе, труду и защите Родины. В последние годы наметилась положительная тенденция к увеличению числа детей и подростков, активно занимающихся ФКиС в спортивных школах.

Детско-юношеские спортивные школы, как учреждения дополнительного образования спортивной направленности (УДОСН): ЦО, ЦОП, МССУОР, ШВСМ, СДЮСШОР, ДЮСШ), являются учреждениями дополнительного образования детей и действуют на основании Федерального закона Российской Федерации "Об образовании".

Тенденция к замедлению роста числа спортивных школ, наметившаяся в середине 1990-х гг., сменилась в последние годы стабилизацией, а с 1999 г. – стабильным ростом, как количества спортивных школ, так и численностью занимающихся в них.

Анализ практики работы педагогов-тренеров позволил установить, что проблема воспитания спортивного резерва в большинстве случаев связываются лишь со спортивными достижениями. Мало внимания уделяется гуманизации взаимоотношений, формам взаимодействия детей, способствующим формированию навыков сотрудничества и совместного преодоления трудностей, наконец, переживанию радости от успешно проделанной работы.

Во многом развитие детско-юношеского спорта замедляется несовершенством действующих законодательных актов всех уровней, не позволяющих создать необходимые условия (материально-технические, экономические, финансовые, организационно-управленческие) для нормального функционирования системы детского спорта. В результате многие дети и молодежь, особенно из малообеспеченных семей и сироты, ранее занимавшиеся в спортивных секциях, оказываются на улице и становятся пополнением для криминальной среды.

Воспитание будущих чемпионов и рекордсменов мира – дело не легкое и требует большого искусства не только от тренеров, но и от тех специалистов, кто непосредственно занят организацией процесса подготовки, созданием условий для роста спортивного мастерства талантливых атлетов, для их становления, для превращения из новичков в признанных мастеров.

Цель работы – разработка мероприятий по улучшению управления учебно-методической работой отделения биатлона в МБОУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Глазова.

Задачи исследования:

  • анализ теоретических и методологических основ управления учебно-методической работой в спортивных школах в России;
  • исследование организация управления учебно-методической работой отделения биатлона в МБОУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Глазова;
  • предложение мероприятий по улучшению управления учебно-методической работой отделения биатлона в МБОУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Глазова.

Проведенный анализ организации управления учебно-методической работой в МБОУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Глазова позволит выявить недостатки и дать рекомендации по их улучшению.

1. Спортивная школа создается в целях организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования спортивной направленности, пользуются правами юридического лица и в своей деятельности.

Цель методической работы в спортивных школах: совершенствование уровня педагогического мастерства тренеров-преподавателей, их эрудиции и компетентности в физкультурно-спортивной области.

Управление учебно-методической работой спортивной школой осуществляется в соответствии с законодательством России, уставом и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления. Управление учебно-методической работой спортивной школой осуществляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности учредителем в порядке, установленном законодательством РФ.

Повышение эффективности управления учебно-методической работой в спортивных школах является необходимой составляющей их успешной деятельности.

В настоящее время существует множество способов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых направлен или на самого руководителя, его личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности.

Работа над повышением эффективности управления учебно-методической работой в спортивных школах может начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в виду взаимосвязь элементов друг с другом.

2. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «детско-юношеская спортивная школа №1»(МБОУ ДОД «ДЮСШ №1») образована в 1 сентября 1955 года.

Основным видом деятельности Учреждения является выполнение работ и оказание услуг по организации и предоставлению дополнительного образования детей, а также по организации отдыха детей в каникулярное время.

Управлением учебно-методической работой отделения биатлона в МБОУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Глазова занимается заместитель директора по УВР и Педагогический совет.

Для выявления недостатков в управлении учебно-методической работой отделения биатлона в МБОУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Глазова был проведен опрос.

Было выявлено, что в управлении учебно-методической работой отделения биатлона в МБОУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Глазова:

  • преобладают административные методы управления;
  • преобладает линейно-функциональная структура;
  • преобладают такие формы организации методической работы как участие в тренерских советах и участие в методических объединениях;
  • преобладает такой конечный результат всей методической работы в спортивной школе как укрепление здоровья занимающихся и спортивные достижения учеников;
  • эффективность организации методической работы - «абсолютно не эффективна».

В ходе опроса были выявлены следующие недостатки в управлении учебно-методической работой отделения биатлона в МБОУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Глазова:

  • недостаточный уровень профессионализма управленческих кадров;
  • не соответствие некоторых управленческих сотрудников должностным требованиям;
  • выполнение в неполном объеме служебных обязанностей некоторыми управленческими сотрудниками;
  • недостатки во взаимодействии между Администраций г. Глазова и управлением МБОУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Глазова;
  • не достаточный уровень материально-технической базы МБОУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Глазова;
  • отсутствие мотивации для тренеров.

3. В качестве мер по улучшению управления учебно-методической работой отделения биатлона в МБОУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Глазова:

  • проведение семинаров для повышения квалификации управленческих сотрудников;
  • введение системы дополнительной аттестации для контроля соответствия управленческих сотрудников должностным требованиям;
  • введение системы штрафных санкций для управленческих сотрудников, выполняющих служебные обязанности в неполном объеме;
  • привлечение представителей Министерства спорта УР для проверки эффективности взаимодействии между Администраций г. Глазова и управлением МБОУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Глазова;
  • проведение спортивных соревнований по биатлону в зимний период и получение дополнительных доходов от рекламодателей для обновления материально-технической базы;
  • проведение ежеквартального конкурса на звание «Лучший тренер» МБОУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Глазова и «Лучший тренер отделения биатлона в МБОУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Глазова создания мотивации у тренеров.

По расчетам бухгалтерии планируется получить дополнительные доходы от рекламодателей и платных услуг населения (тренерские услуги, аренда трасс и т.д.) в размере 90 тыс. руб.

В результате реализации вышеназванных мер повысится эффективность управления учебно-методической работой отделения биатлона в МБОУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Глазова:

- проведение ежеквартального конкурса на звание «Лучший тренер МБОУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Глазова» и «Лучший тренер отделения биатлона в МБОУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Глазова создания мотивации у тренеров.

Список литературы

  1. Наговицын Р.С. Инновационный подход к формированию физической культуры личности // Гуманитарные научные исследования. – Март 2014. - № 3. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/5869 (дата обращения: 28.02.2014).
  2. Наговицын, Р. С. Теоретико-методологические основы формирования физической культуры личности / Р. С. Наговицын, И. В. Ипатов // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 15. - С. 244 — 250.
  3. Наговицын Р. С. Формирование физической культуры личности обучающихся на основе принципов, обусловленных личностно-ориентированным подходом. Р. С. Наговицын // Перспективы науки и образования. – 2014. - №2. – С. 62-66.
  4. Письмо Росспорта от 12.12.2006 № СК-02-10/3685 «О методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями).
  5. Приказ Комитета Российской Федерации по физической культуре от 17.09.1993 № 148 «О квалификационных категориях тренеров-преподавателей по спорту и инструкторов-методистов» (с дополнениями и изменениями).
  6. Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (с дополнениями и изменениями).
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями).